Психологические особенности когнитивной сферы деятельности толпы – ваш онлайн психолог!

Главная основа психогенеза личности заключается в познании и преобразовании окружающей обстановки.

Благодаря собственному опыту, ошибкам и успехам, горю и радостям в человеке происходит формирование модели мира, которая впоследствии становится ключевой частью его психики.

За эти процессы отвечает когнитивная сфера личности. Что она из себя представляет, необходимо изучить более подробно.

Психологические особенности когнитивной сферы деятельности толпы – ваш онлайн психолог!

Когнитивная сфера личности

Когнитивная сфера личности что такое

В 60-х годах, когда большинство ученых было увлечено кибернетикой, в научной среде вошло в привычку сравнивать человека с биокомпьютером. Высшие умы нередко пытались смоделировать психические процессы человека.

Благодаря этим опытам, в обиход вошло слово «когнитивные», что значит с лат. cognitio – изучение, познание, знание.

Если результаты можно было представить в виде логичной и осмысленной последовательности действий по переработке информации, то их называли когнитивными процессами, в случае неудачи – аффективными.

На сегодняшний день в психологии и педагогике познавательные или когнитивные процессы являются важнейшими компонентами сознания человека. Именно они помогают людям познать окружающий мир и подстроиться под него в зависимости от ситуации.

Важно! Если когнитивная сфера работает правильно, любой человек имеет возможность воспринять, обработать и запомнить информацию. Главное – все должно происходить логично и рационально.

Другими словами, когнитивная сфера личности – это своеобразный механизм, который позволяет человеку обучаться на протяжении всей жизни и параллельно применять полученные знания. Когнитивную сферу изучает когнитивная психология.

Психологические особенности когнитивной сферы деятельности толпы – ваш онлайн психолог!

Что изучает когнитивная психология

Структура

Когнитивная сфера является познавательным инструментом. Поэтому включает в себя следующие процессы:

  1. Перцептивные, к которым относятся внимание, восприятие, ощущения. Их главная функция заключается в том, чтобы получить как можно больше информации из внутренней и внешней среды.
  2. Мнемические, к которым относятся память и все ее компоненты: забывание, воспроизведение, сохранение, запоминание. Их работа направлена на то, чтобы надолго сохранить полученную информацию в психике.
  3. Интеллектуальные, к которым относятся речь, воображение, мышление. Эти процессы отвечают за обмен информацией, восполнение недостающих данных, а также порождение новых образов и умозаключений.

Когнитивная психология — что изучает

От развития организма зависит активность познавательной сферы. К примеру, у дождевых червей зафиксированы только ощущения, у лягушек, которые любят лакомиться длинными червяками, хорошо развито восприятие, у цаплей, которые с удовольствием употребят лягушку, можно наблюдать не только восприятие, но и мышление с памятью.

Дополнительная информация. Самыми интеллектуальными среди птиц являются вороны, среди животного мира – приматы.

Аналогичным образом существует связь между когнитивной сферой и развитием у людей. Успешным человеком в социальной среде будет более развитый индивид.

Внимание

Человеком перерабатывается не вся информация, которая встречается у него на жизненном пути. Предпочтение отдается только тем стимулам, которые связаны с интересами и потребностями определенной личности.

Психологические особенности когнитивной сферы деятельности толпы – ваш онлайн психолог!

Виды внимания

Важно! Поэтому можно говорить о том, что внимание представляет собой возможность психики сосредотачиваться на определенных объектах. При этом индивид может без труда отвлекаться от всего остального.

Существует две классификации внимания:

  • внешнее, которое направлено на окружающих;
  • внутреннее, которое сосредоточено на собственных чувствах и мыслях.

Это разделение считается условным, так как в большинстве случаев люди предпочитают погружаться в размышления о своем поведении и поступках.

Если брать за основу разделения внимания волевую регуляцию, то в этом случае его можно разделить на 3 группы:

  • произвольное;
  • непроизвольное;
  • послепроизвольное.

Возникновение непроизвольного внимания происходит без каких-либо усилий со стороны индивида. У него отсутствуют цели и специальные намерения. Возникнуть этот вид внимания может по следующим причинам:

  1. Из-за внутренних побуждений. К ним можно отнести потребности человека, его интересы или настроение.
  2. Как следствие определенного раздражителя. Контрастность может сыграть решающую роль (например, афроамериканец привлечет больше внимания среди европейцев), а также необычность (прическа или наряд), новизна (новое изобретение), неожиданность (если кто-то громко начнет говорить в толпе).

Возникновение произвольного внимания происходит в тот момент, когда индивид ставит перед собой цель что-то узнать. Среди основных триггеров можно выделить:

  1. Осознание собственных обязанностей и задач;
  2. Привычные условия, в которых ежедневно выполняются одни и те же работы;
  3. Если задействованы косвенные интересы. Например, если человек хочет научиться играть на гитаре, ему придется вначале учить теоретическую часть.

Послепроизвольное внимание занимает промежуточную позицию между произвольным и непроизвольным. Для него характерны черты этих двух видов. Все типы внимания могут переходить из одного в другое на протяжении короткого времени.

Память

Вся информация, которую человек получает из внешнего мира, непрерывной волной поступает в мозг. Там она перерабатывается и записывается для последующего хранения и воспроизведения. Это и есть память.

Психологические особенности когнитивной сферы деятельности толпы – ваш онлайн психолог!

Типы памяти

Существует 3 типа памяти у человека:

  1. Долговременная. Самый важный и сложный тип памяти. Ее объемы безграничны. За все, что человек удерживает в голове более, чем 2 минуты, отвечает долговременная память. Главная трудность этого типа заключается в поиске необходимой информации.
  2. Кратковременная. Память этого типа неспособна воссоздать полную картину происшедших событий. Она может воспроизвести только небольшую часть. Время хранения информации составляет не более 30 с.
  3. Мгновенная. Такая память представляет собой определенную систему, которая способна удержать информацию в течение 0,1-0,5 с.

Помимо основных типов памяти, существует большое количество ее видов. По характеру психической активности можно выделить:

  1. Моторную память. Благодаря ей, человек в состоянии запомнить и воспроизвести различные движения.
  2. Эмоциональную память. Она связана с чувствами индивида, которые сохраняются в виде определенных сигналов. Они могут, как побуждать к действию, так и, наоборот, удерживать.
  3. Образную память. Связана с запоминанием картин, событий жизни, звуков, вкусов, запахов.
  4. Словесно-логическую память. Она работает с мыслями человека. Запоминает и воспроизводит размышления, переживания, содержание прочитанных книг, разговоров со знакомыми.

Все эти виды памяти тесно связаны друг с другом и не активизируются поодиночке.

Воображение

Воображение представляет собой такой психический процесс, благодаря которому человек способен создать образ ситуации или предмета при помощи перестройки имеющихся данных о них.

Важно! Образы в воображении не всегда соответствуют действительности. В них присутствуют элементы вымысла и фантазии.

Процесс воображения неразрывно связан с мышлением и памятью. Проявляться он может по-разному. Чтобы это осознать, необходимо изучить основные виды воображения.

Психологические особенности когнитивной сферы деятельности толпы – ваш онлайн психолог!

Виды воображения

Исходя из степени активности, существуют:

  1. Пассивное воображение. Созданные образы не находят отражения в реальной жизни. Они заменяют действительность грезами, фантазиями.
  2. Активное воображение. Оно связано с выполнением конкретной задачи. Сначала человек представляет образ результата, которого он хочет достигнуть, затем разрабатывает план по реализации задуманного.

Активное воображение также подразделяется на:

  1. Воссоздающее. Для этого вида воображения характерно представление нового материала, который подкрепляется словесным описанием или условным изображением. Например, это чертежи, карты, ноты. Данный тип воображения активизируются во время обучения.
  2. Творческое. Для него характерно самостоятельное создание ранее неизвестных образов. Этот вид воображения используется при написании романов, музыкальных произведений.

Взаимосвязь эмоциональной и когнитивной сфер

Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды

Если человек психически развит, у него в полной мере активизирована, как когнитивная, так и эмоциональная сфера. Благодаря ним, он является целостной личностью.

Дополнительная информация. Некоторые люди нередко поддаются эмоциональным порывам, но, несмотря на это, в сложных и ответственных ситуациях задействуют когнитивную сторону личности.

Взаимосвязь рациональной и эмоциональной сфер заключается в том, что, чем бы человек ни занимался, какую бы работу он ни выполнял, он не перестает чувствовать. Если у него начинают активизироваться эмоциональные порывы, он прикладывает все усилия к тому, чтобы логически осмыслить свои последующие поступки и последствия от них.

Диагностика когнитивной сферы

Деградация личности человека — что это такое

Существует, в том числе в интернете, большое количество тестов, которые позволяют определить, на каком уровне развития находится когнитивная сфера у человека. С основными методиками диагностики можно ознакомиться в таблице.

Методики для диагностики когнитивной сферы

Процесс когнитивной сферыПроцесс когнитивной сферы
Внимание Методика Кольца Ландольта
Методика «корректурной пробы»
Методика «Мюнстенберга»
Память Проба для анализа ассоциативной памяти. Для этого требуется зачитать 10 пар однородных слов, которые взаимосвязаны по смыслу. После этого проверяющий должен зачитать первое слово, а испытуемый – произнести второе.
Субтест Векслера
Проба по запоминанию 10 слов, между которыми отсутствуют смысл и общая связь.
Воображение Тест «Мыслитель-Художник»
Тестирование Торренса
Тест Тулуза-Пьерона

Благодаря этим тестам, можно выявить проблемы, которые присутствуют в когнитивной сфере человека.

Читайте также:  Когнитивная психология, когнитивный подход в психологии – ваш онлайн психолог!

Когнитивная сфера личности у ребенка

Жан Пиаже был первым, кто обратил внимание на когнитивное развитие. В своих трудах он много излагал мыслей о том, что людям необходимо развивать память, воображение и другие познавательные процессы.

Дополнительная информация. Он считал, что мыслительные процессы дошкольников ничем не отличаются от взрослых. Поэтому все сознательные действия, которые они выполняют, ведут к развитию когнитивных способностей. Чем больше малыш тратит времени на познание окружающего мира, тем легче ему становится усваивать сложную информацию.

Помимо Пиаже, когнитивную сферу изучали такие известные психологи, как А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн. Они считали:

  • основой развития познавательной сферы являются язык и речь;
  • благодаря восприятию разговоров взрослых и сверстников, малыши развивают собственные речевые навыки.

Когнитивную сферу детей младшего дошкольного, школьного и подросткового возрастов можно проверить так же, как и у взрослых – при помощи тестов. Своевременное выявление проблем помогает исправить неуспеваемость в школе.

Примеры когнитивных процессов

У каждого человека есть определенный набор когнитивных способностей, который позволяет выполнять ежедневные задачи. Благодаря восприятию и ощущениям, индивид может легко познавать мир без видимых усилий.

Например:

  1. Благодаря зрению, люди способны наблюдать за большим количеством визуальных объектов, к которым относятся люди, дома, дорожные знаки.
  2. Школьник может при взгляде на книгу вспоминать урок литературы.
  3. При помощи слуха человек способен слышать огромный спектр звуков и тональностей.
  4. При помощи памяти люди способны находить ответы на множество вопросов, а также воспроизвести любую важную информацию в необходимый момент времени.

Например:

  • благодаря памяти, люди знают дату своего рождения, адрес и номер телефона;
  • человек способен воспроизвести информацию из прошлого;
  • различные запахи, картины и звуки могут напоминать людям о каком-то значимом событии;
  • слушая песню, человек может вспоминать детство или возлюбленную.

Благодаря вниманию, люди улавливают необходимые для них сигналы, информацию, знания и навыки.

Например:

  • когда человек хочет что-то сказать, его собеседник старается акцентировать внимание на нем, чтобы не пропустить важные слова;
  • если в школе педагог просит ученика сделать доклад, то, благодаря вниманию, у школьника получится его выполнить.

Без когнитивной сферы человек не смог бы насладиться всеми прелестями окружающего мира. Общение с другими людьми было бы невозможно. Поэтому людям стоит беречь свои познавательные процессы, постоянно развивать их и поддерживать в хорошем состоянии. В случае определения возрастных проблем незамедлительно обращаться к врачу.

Видео

Aннa Kyлинич

Психология толпы и её влияние на личность

  • Психология толпы и её
    влияние на личность
  • Фомин
    Иннокентий
  • учащийся
    МОУ Лицей г. Черемхово
  • Аннотация:

Цель данной
статьи: рассмотреть изучение проблемы психологии толпы и того как толпа влияет
на личность в теоретическом и практическом аспектах.

Автором обозначен анализ
литературы по проблеме исследования, представлены результаты социальных
экспериментов.

Annotation:

The
goal of this article is to study the problem of crowd psychology and how the
individual is affected by it in theory and on the practical side. Literature on
the problem and the results of social experiments are highlighted by the
author.Ключевыеслова:

Толпа, сознание,
влияние, поведение, эксперимент.

Key Words:
Crowd, consciousness, influence, behavior,
experiment

Введение. Актуальностьисследования.

Влияние общества
на человека проявляется везде — во всех сферах жизни. В современном мире очень
просто попасть под влияние толпы.

Многие люди оказавшись в толпе поддаются
влиянию и начинает думать так, как большинство, даже в том случае, если
изначально имели другую точку зрения. Причиной такого поведения являются страх,
лень, нерешительность и многие другие.

Человеку легче согласиться с
большинством, чем бороться в одиночку. Данное исследование поможет индивиду
сохранить концентрацию и осведомленность при попадании в подобную ситуацию.

Цели, задачи, материалы и
методы, литература.

Целью нашего
исследования явилось изучение проблемы психологии толпы и её влиянии на личность
в их теоретическом и практическом аспектах.

Главной
задачей явилось сравнительное изучение социальных экспериментов по проблеме
исследования.
Для исследования данной проблемы использовались следующие литературные
источники:  Лебон, Г. Психология толп., Рощин, С.К.

Психология толпы: анализ
прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня/Психологический журнал., Хараш
А. У. Личность в общении/Общение и оптимизация совместной деятельность / под ред.
Г. М. Андреевой, Я.

Яноушека, и эксперементы Мухиной Валерии «Я и другие», и
авторский эксперемент на базе образовательного учреждения МОУ Лицей г.
Черемхово.

Основная
часть.
1. Понятие толпы. Социальная жизнь
людей проявляется во множестве самых разнообразных форм. Будь
то индивидуальная форма поведения, либо ограниченная влиянием других.

   Люди и
отдельный человек даже не испытывая на себе психического давления со стороны
других, а только воспринимая поведение этих других, заражаются их поведением,
подчиняются и следуют ему. Чтобы этому противодействовать, недостаточно одного
желания, нужно рациональное объяснение. В противном случае человек, сталкиваясь
со своей привычкой следовать за другими, не может ничего ей противопоставить.    Почти каждый был частью толпы или наблюдал за ней со стороны. Общее настроение
и интерес притягивает людей, и вскоре они превращаются в толпу.          Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности
целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом
внимания. (Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного
революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то
время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся
против эксплуататоров.)    При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по
определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность
проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение
испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через
действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.

2. Классификация толпы. Как и любое другое социальное явление, толпу
можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации
взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы.

  Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего
начала со стороны конкретного физического лица.
  
Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого
начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной
толпе ее лидером.
   Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в
качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и
организованную толпу.

3. Психологические свойства толпы. Социальные психологи отмечают ряд
психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической
структуре этого образования и проявляются в различных сферах:

-когнитивной;
-эмоционально-волевой;
-темпераментальной;
-моральной.

    В когнитивной сфере толпа высказывает разнообразные странности своей
психологии. Неспособность к осознанию. Важными психологическими
характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и
импульсивность. Толпа живет исключительно чувством.

Особенности
воображения. У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень
восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, просты и
ясны. Для толпы не сами факты имеют значение, а только её восприятие этих
фактов.

Толпа
не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она
не переносит ни споров, ни противоречий.

Рассуждения толпы основываются на
ассоциациях, но они связаны между собою лишь кажущейся аналогией и
последовательностью. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены
до предела.

Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом
всестороннего обсуждения.

Толпа
никогда не стремится к правде. Она отворачивается от очевидности, которая не
нравится ей, и предпочитает поклоняться заблуждениям и иллюзиям, если только
они прельщают ее.

Для
толпы, не способной ни к размышлению, ни к рассуждению, не существует ничего
невероятного, однако невероятное-то и поражает всего сильнее.

4.
Психологические особенности индивида в толпе.

   
В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей,
которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в
изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное
влияние на его поведение в толпе.

Человека
в толпе характеризуют следующие черты:

 
Анонимность. Растворяясь в безликости толпы, индивид теряет чувство собственной
ответственности. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия
агрессивной толпы.

 
Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам,
которым никогда не дает волю. У него уменьшается способность к рациональной
переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике,
существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.

 
Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность.
Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей,
определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные
идеи характерно для индивида в толпе.

 
Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что
индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы.
Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек
оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

Читайте также:  Как пережить расставание с девушкой: советы психолога – ваш онлайн психолог!

 
Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их
оригинальность и личностная неповторимость.

Безответственность.
В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически
всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

5.
Поведение толпы.

В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых
готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях,
происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о
них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и
идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное
поведение людей. Совместные чувства, воля, настроения оказываются эмоционально
и идеологически окрашенными и многократно усиленными. Одним из видов поведения
толпы является паника. Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как
следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации,
либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях. Факторы,
способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической,
психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения
паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При
панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание,
солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации. В случаях, когда
распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями,
возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны
совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех
последствиях своих действий.

6. Лидер в толпе и механизмы управления толпой.

  
Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер
в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в
порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и
чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к
поведению определенного типа.

Любое
скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется
толпа, поистине для нее — бог. В душе толпы преобладает не стремление к
свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что
инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.

  
Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает
силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода
слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее
подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень
деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.

  
Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные,
находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют
и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать
никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно
отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей — это люди
действия.
   Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями.
Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать
что-нибудь рассуждениями — вот способы аргументации для толпы.

   Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется
в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно,
что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в
самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно
применяется лидерами или вожаками толпы.

7.
Коммуникации в толпе.

  
Особо важную роль при возникновении толпы играет коммуникация как процесс
обмена между людьми значимыми для них сообщениями.

Известно,
что индивид становится участником стихийного поведения, либо заражаясь непосредственно
наблюдаемым поведением окружающих, либо узнав о нем по каналам официальной или
неофициальной коммуникации. Некоторые виды такого поведения возникают в
условиях острого дефицита информации или неэффективности систем передачи
сообщений.

  
Люди готовы поддаваться заражающему действию со стороны окружающих, когда это
действие соответствует их идеям и убеждениям.

Очевидно, что психическое
заражение было бы невозможно, если бы люди не видели действий и поступков
других и не слышали о них.

Психическое заражение может порождать чувства по всей
длине эмоциональной шкалы — как положительные, восторженные, так и негативные,
чувства уныния и депрессии.

   Там, где
индивид лишен возможности непосредственно воспринимать картину поведения
окружающих, все большую роль играют средства массовой информации — газеты,
радио, телевидение и кино.    В любом обществе наряду с системами официальной коммуникации параллельно
действуют и системы неофициальные. В разных точках они соприкасаются. Например,
содержание неофициальной коммуникации — разговоры, сплетни, толки, слухи —
переходят на страницы печатных изданий или становятся темой бесед
телевизионного комментатора, который способствует их распространению. И уж, тем
более, важные сообщения массовых средств коммуникации обычно обсуждаются в
кругу друзей или семьи.

    Поэтому в сознании индивида часто заключается интерпретация, разделяемая
его соседями, друзьями, родственниками, попутчиками в дороге. Гнев, вызванный,
скажем, сообщением о введении нового налога или о росте цен, легко понимается
собеседником, ибо он испытывает те же чувства… Это и есть первое условие для
подготовки массового поведения.

  1. 8.Социальные
    эксперименты

Для практического
подтверждения исследования приведу несколько социальных экспериментов:
   Первый эксперимент. Представьте аудиторию, в которой идет лекция.
Преподаватель говорит студентам о том, что не всегда можно прислушиваться к
тому, что рассказывают свидетели преступления, потому что люди могут и
ошибаться. Неожиданно в помещение врываются несколько вооруженных человек.
Кто-то стреляет из автомата, а кто-то хватает и куда-то уводит преподавателя.
Вы, конечно, поняли, что это — мини-спектакль. Когда лектор возвращается в
аудиторию, он просит студентов рассказать, что произошло. Ответов множество и
все они отличаются друг от друга. Некоторые ребята рассказывают о внешнем виде
«преступников». Другие обратили внимание на то, чем они были вооружены. Кому-то
запомнилось, сколько их было. Одна из девушек к удивлению экспериментаторов,
уверенно заявила, что знает того, кто нападал. По ее словам, это сотрудник
полиции, дежуривший в учебном заведении.
    Эксперимент «Ученый или убийца» проводился все в той же аудитории. Мухина
выбрала из присутствующих несколько добровольцев. Их увели в другую комнату, а
потом приглашали входить по одному. Всем испытуемым показали один и тот же
портрет с изображенным на нем пожилым мужчиной. Части из них ведущий сказал,
что это известный ученый. Другим было сказано, что на портрете опасный
преступник. Участникам нужно было составить психологический портрет этого
человека. В результате студенты нашли в мужчине и хорошие, и плохие черты. Все
зависело от того, как его им представили.
    Сладкая соленая каша. Каша в тарелке разделена на 4 части. 3 из них
сладкие, а один участок сильно пересолен. В этом опыте участвует несколько
детей. Им по очереди дают попробовать кашу и сказать, какой у нее вкус. Первые
три участника пробуют сладкие участки и, естественно, уверенно заявляют об
этом. Четвертому испытуемому попадается пересоленный кусок. Но он говорит, что
она сладкая, соглашаясь с мнением остальных детей. При этом попробовать ту же
кашу еще раз он категорически против.
    Портреты. И снова группа студентов. Экспериментатор показывает им 5
портретов, на которых изображены пожилые люди. Нужно определить, есть ли среди
них фото одного и того же человека. Суть исследования вот в чем: все участники,
кроме одного, получили указание утверждать, что среди показанных портретов есть
2 разных изображения, принадлежащие одному человеку. Они не только так говорят,
но еще и активно приводят доказательства правильности своих слов. Так вот,
испытуемые практически всегда соглашаются с большинством, хотя в начале
эксперимента думали совсем по-другому. Дальше больше. Теперь задание усложняется:
большая часть участников говорит, что два портрета мужчины и женщины являются
изображением одного и того же человека. Выглядит все более, чем абсурдно. Но и
здесь испытуемые соглашаются с их мнением.

Читайте также:  Фобии и страхи – ваш онлайн психолог!

     Для того чтобы самим проверить влияние толпы на человека мы провели
мини-эксперимент в МОУ Лицей г. Черемхово. На занятии по психологии учащимся 3
класса было предложено упражнение на запоминание текста.

6 человек знали о том,
что при пересказе нужно будет один момент из текста изменить, последний учащийся
7ой не знающий об этом, при пересказе должен был рассказать то, как запомнил он
на самом деле (а 7ой запомнил верно тот момент, который изменили, так как
сначала участникам читается текст наедине и проверялся пересказ, затем
происходил поочередный пересказ в группе). Ключевой 7 человек в группе менялся
(было 6 повторных попыток). Из 6 человек за которыми проходило наблюдение 4
отстояли свою позицию и рассказали текст так, как запомнили его, 2 согласились
с учащимися рассказав измененный момент из текста. Для подтверждения
эксперимента требуется большая выборка, но даже в условиях нашего
мини-эксперимента, можно заметить, что влияние других людей на человека
присутствует.

Выводы: Все
люди разные, но практически все одинаково зависят от мнения большинства. И это
несмотря на то, в какой период времени они живут. Хоть в СССР в 1971 году, хоть
сейчас, человек готов пойти вразрез со своими убеждениями лишь бы показать, что
он согласен с мнением окружающих. Но это в корне неправильно. Поэтому
занимайтесь саморазвитием и проявляйте индивидуализм.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Преимущества. Упражнения

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – это одна из наиболее популярных форм психологической терапии, основанная на коррекции когнитивной и поведенческой сферы человека.

Главной мишенью этой формы психологической работы являются эмоциональные и поведенческие реакции человека, при которых страдают отношения с окружающими, качество его жизни, личностное, внутреннее благополучие.

Основой когнитивно-поведенческой терапии выступает изменение эмоциональных реакций за счёт коррекции убеждений, мыслей и последующего изменения поведения.

КПТ является комплексной формой терапии, то есть она направлена на разные сферы жизни человека и имеет несколько составляющих, изначально существовавших как отдельные терапевтические подходы.

Когнитивная терапия

Основателем когнитивного подхода считают американского психотерапевта Аарона Бека, который предложил его для терапии эмоциональных расстройств. Существовавшие на тот момент способы терапии подразумевали, что причина расстройства кроется вне самого пациента, Бек же предложил искать эту причину внутри сознания.

Когнитивная составляющая основана на суждении о том, что психологические проблемы человека могут быть вызваны его собственными мыслями. Это могут быть нелогичные, нерациональные суждения и убеждения человека о чём-либо, стереотипы его мышления, которые приводят к невозможности решения проблемы или же к её усугублению.

В ходе когнитивной терапии клиент вырабатывает новые способы мышления, более подходящие к благоприятному разрешению ситуации. Человек в процессе терапии как бы переосмысливает собственное мышление.

Благодаря формированию новых способов мышления меняется поведение клиента, в знакомых ситуациях он начинает действовать иначе, что способствует решению проблем, из которых раньше не находилось выхода.

В основе когнитивной терапии лежат когнитивные модели психических расстройств или модели ситуаций, поведение человека в которых носит неадаптивный или разрушающий характер.

Работа психолога и клиента в ходе терапии состоит в вычленении суждений, составляющих фундамент модели поведения, и в проверке их эффективности с последующим поиском наиболее подходящих принципов жизнедеятельности.

Важным и характерным для когнитивной терапии является также её содержание, а именно проблемы «здесь и сейчас», то есть в процессе работы с психологом человек решает то, что беспокоит его в настоящем, в отличие, например, от психоаналитического подхода, в котором основная работа связана с анализом детства человека.

Существует четыре основные задачи когнитивной психотерапии:

  1. Исследование мыслей и чувств клиента;
  2. Выявление негативных, дезадаптивных мыслей, ставших стереотипными;
  3. Исследование аргументов, поддерживающих и опровергающих их;
  4. Замена ошибочных суждений на более рациональные и адаптивные.

Поведенческая терапия

Методы поведенческой терапии основаны на учениях об условных рефлексах русских ученых В. Бехтерева и И. Павлова, а также исследованиях американских психологов Д. Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера.

На основе этих трудов впоследствии сформировалась теория бихевиоризма, которая говорит о том, что поведение человека во многом определяется тем, какая модель его поведения чаще подкрепляется извне.
В основе поведенческого подхода лежит идея о том, что проблемы в жизни человека и возможные симптомы психических расстройств появляются из-за неверно сформированных навыков поведения.

А значит, изменив их, выработав совместно с психологом полезные навыки, можно изменить и качество жизни клиента. К устоявшимся паттернам, то есть моделям поведения, относят также реакции со стороны гормональной и вегетативной систем, то есть организм конкретного человека отвечает на стресс определенным образом.

В ходе терапии поведение человека изменяется при подкреплении желаемой модели и отсутствии подкрепления нежелательной, вследствие чего изменяются эмоциональные реакции человека, и стереотипы мышления становятся более адаптивными. Этот процесс осуществляется по определенному плану:

  1. Оценка изначального состояния клиента и выявление ситуаций, в которых его поведение носит неадаптивный характер;
  2. Составление списка проблем и градация их по тяжести, важности и степени эмоционального влияния;
  3. Постепенная замена сложившихся стереотипов поведения на адаптивные;
  4. Научение человека выявлять разрушающие паттерны поведения и самому с ними справляться.

Поведенческий подход по аналогии с когнитивным применялся для решения проблем и симптомов, беспокоящих человека непосредственно в настоящий момент.
В чистом виде поведенческая терапия практически не используется для работы со взрослыми.

В то же время при работе с детьми применяются многие техники из арсенала бихевиоризма. Например, можно выделить отдельное направление в коррекционной работе с особыми детьми (аутизм, РАС, умственная отсталость и другие особенности поведения) – АВА – прикладной анализ поведения.

В современной практике используется когнитивно-поведенческая терапия, объединившая в себе подходы когнитивной и поведенческой терапий, которые до определенного этапа развития психологической науки существовали отдельно.
Объединению подходов в 1980-х годах способствовали ученые А. Лазарус, М. Махони и Д. Мейхнбаум.

Именно они дали научное обоснование новому психотерапевтическому направлению — когнитивно-поведенческой терапии.

КПТ сочетает в себе методы и техники каждого направления и тем самым повышает эффективность психологической терапии, а также делает возможным лечение более широкого спектра расстройств.

Преимущества КПТ

Когнитивно-поведенческий подход в психологической терапии имеет ряд преимуществ:

  • Эффективность терапевтической работы, доказанная на примерах различных расстройств. Например, по данным исследования применения методов когнитивной терапии в лечении мигрени, эффективность составила 68%.
  • Относительная краткосрочность терапии. Работа в когнитивно-поведенческом подходе длится 10-20 сессий.
  • Фундамент в виде научной базы. Подход основан на конкретных научных представлениях различных наук: когнитивной психологии, психофизиологии, нейробиологии и пр.
  • Понятная структура терапии. План терапии обсуждается с клиентом, работа ведется по нему и остается понятной для клиента.
  • Терапия преследует конкретные цели. Цели и задачи терапии обсуждаются психологом и клиентом в начале терапии, работа направлена на наиболее интересующие сферы жизни человека в настоящий момент.
  • Психолог становится партнером для клиента, в терапии исходит из его интересов, учитывая его мнение.
  • Отсутствие иррацональных компонентов. Терапия основывается на конкретно существующих проблемах, суждениях, не затрагивая мировоззрение и религиозную сферу.
  • Данная парадигма одной из немногих признана на уровне страховых компаний за рубежом (то есть расходы на психотерапию в ряде случаев покрываются медицинской страховкой).

При каких диагнозах показана когнитивно-поведенческая терапия

КПТ является терапией выбора при многих психических расстройствах.

К ним относят тревожные расстройства, шизофрению, некоторые разновидности депрессии, расстройства приёма пищи, зависимости, обсессивно-компульсивное расстройство, фобии, расстройства сна, асоциальное поведение и др.

Кроме того, когнитивно-поведенческая терапия может быть применена при лечении хронических соматических или психосоматических заболеваний, таких как гипертония, астма.

Примеры упражнений КПТ

Когнитивные техники делятся на несколько групп. Упражнения первой группы направлены на выявление негативных установок. Например, ведение дневника мыслей с их последующей оценкой. Упражнения второй группы направлены на оспаривание выделенных установок.

Например, человек может составить список «за» и «против» какой-то конкретной установки.
Упражнения третьей группы направлены на коррекцию представлений.

Например, методом повторения позитивной установки возможно ослабить влияние провоцирующего фактора и устранить дезадаптивный стереотип.

  • Упражнения четвертой группы направлены на повышение эффективности терапии, например, выявление скрытых мотивов деструктивного поведения.
  • Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.
  • Также вы можете связаться с нами с помощью мессенджеров:
  • [ht-ctc-chat number=79643424702 style=8 call_to_action=»WhatsApp» ]

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *