Когнитивная психология, когнитивный подход в психологии – ваш онлайн психолог!

Изучите когнитивный подход в психологии и узнайте, как наши мысли влияют на самооценку, психическое и даже физическое состояние. А ещё – получите практические инструменты для самопомощи.

Как мозг создает нам проблемы

Когнитивная психология, когнитивный подход в психологии – ваш онлайн психолог!

Всем, кому интересна психология

Расскажем, как мозг влияет на все сферы нашей жизни. Обучим приемам самопомощи.

Покажем, как не стать перфекционистом. Научим выстраивать гармоничные отношения с детьми.

Студентам психологических вузов

Систематизируем знания по когнитивной психологии. Поможем подготовиться к экзаменам.

В каком формате проходит курс?

Высокое качество и четкость звука

8 часов действительно полезной информации

Когнитивная психология, когнитивный подход в психологии – ваш онлайн психолог!

Живые эмоции и харизма лектора

Презентация c подробным описанием и иллюстрациями

Тестирование после каждой лекции для самопроверки

Понимать историю развития когнитивной психологии;

Разбираться в истинных причинах психологических проблем;

Видеть ловушки, в которые нас загоняет нас мозг;

Помогать себе и другим в решении проблем;

Предотвращать проблемы до их развития в патологию.

Когнитивная психология, когнитивный подход в психологии – ваш онлайн психолог! Когнитивная психология, когнитивный подход в психологии – ваш онлайн психолог! Когнитивная психология, когнитивный подход в психологии – ваш онлайн психолог! Когнитивная психология, когнитивный подход в психологии – ваш онлайн психолог!

Расскажем, как развивалась психотерапия от древних мыслителей до современных психологов.

Психологические проблемы с точки зрения когнитивной психологии

Блок 1. История психотерапии (2 часа)

Мысли Сократа, Эпиктета, Марка Аврелия о психологии человека;

Классический психоанализ Фрейда;

Поведенческая революция Сеченова, Павлова, Уотсона и Скиннера;

Когнитивная революция, которая сравнивает мозг с компьютером.

Изучим, как мозг защищает нашу картину мира и как мы адаптируемся к изменениям во внешнем мире.

Блок 2. Когнитивные искажения (2 часа)

Нобелевская премия по экономике для психолога;

Защита собственной картины мира;

Крайности неадаптивной адаптации.

Покажем эффективные и работающие приемы психологической самопомощи.

Блок 3. Когнитивная самопомощь (2 часа)

Приемы «редактирования» мозга;

Работа с автоматическими мыслями;

Дневники, шкалы и формы самопомощи.

Разберем депрессию с точки зрения когнитивного подхода и попробуем не попасть в ловушку мозга.

Блок 4. Депрессия (2 часа)

Депрессия и причины говорить про нее;

Когнитивная триада депрессии;

Выученная беспомощность и эксперименты с людьми и собаками;

Поговорим о причинах возникновения тревог и фобий. Научим справляться с ними при помощи когнитивной психологии.

Блок 5. Тревога и фобии (2 часа)

Когнитивная модель тревоги;

Возникновение страха и его трансформация в фобию;

Релаксация, регуляция дыхания и десенсибилизация.

Выясним, как формируется наша самооценка и что делать, чтобы изменить отношение к себе.

Блок 6. Вина, стыд и самооценка (2 часа)

Вина, стыд и разница между ними;

Правила и долженствования;

Глобальная ошибка самооценки;

Методы работы с самооценкой, виной и стыдом.

Анастасия посвятила изучению психологии десять лет. Сейчас она совмещает работу психологом и немедицинским психотерапевтом с образовательной деятельностью.

Анастасия является членом Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, специализируется на работе с самооценкой во всех ее проявлениях, тревогой и виной. Два года ведет свой блог в Instagram, где занимается популяризацией психологии.

В марте 2019 года присоединилась к команде нашего лектория. За это время Анастасия провела более 100 живых лекций.

Моя цель — показать научный подход к психологии и дать слушателям реально работающие методики самопомощи.

Психолог. УрФУ им. Ельцина (департамент психологии)

Доступ к курсу навсегда в вашем личном кабинете

После прохождения курса мы выдаем вам диплом

Диплом является официальным подтверждением того, что вы полностью освоили учебную программу

«Правое полушарие Интроверта» — это один из крупнейших образовательных проектов России. Наша главная цель — сделать искусство, психологию и науку понятными и доступными каждому.

Мы работаем для вас с 2018 года

Мы тщательно отбираем лекторов и работаем над материалом, чтобы вы легко и нескучно научились разбираться даже в самых сложных темах.

Читают наши лекторы ежегодно

Средний преподавательский стаж лекторов

*Также мы рассказываем об искусстве, психологии и науке на других платформах: YouTube, ВКонтакте

Что такое когнитивная психология? примеры, определения и преимущества — 2021

Психология — это изучение ума. Проще говоря, когнитивный относится к мышлению. Итак, что же отличает когнитивную психологию? Чтобы лучше понять, вам могут понадобиться некоторые примеры того, что изучают когнитивные психологи, а также полное определение и некоторые из его преимуществ.

Когнитивная психология, когнитивный подход в психологии – ваш онлайн психолог!

Источник: pixabay.com

Когнитивная психология — определение

Определение когнитивной психологии обманчиво просто. Когнитивная психология определяется как раздел психологии, посвященный изучению психических процессов.

Что может быть не так легко понять, так это то, сколько существует различных типов психических процессов и как люди используют их по-своему, чтобы делать выводы и принимать решения.

Таким образом, когнитивная психология охватывает очень широкий круг предметов.

Когнитивная психология — примеры

Когнитивные психологи изучают психические процессы человека. Итак, что это за психические процессы? Они включают:

  • мышление
  • аргументация
  • решение
  • Внимание
  • Умственные образы
  • язык
  • Распознавание номеров
  • Память
  • восприятие
  • Творческий подход
  • Формирование концепций
  • Принимая решения
  • Решать проблемы
  • Делать выбор
  • Мета-познание (мышление о вашем мышлении)

В когнитивной психологии важно помнить, что речь идет не только о ваших мыслях, но и о том, как эти мысли влияют на ваше поведение. Познания или мыслительные процессы — это то, что происходит с вами между восприятием чего-либо своими чувствами и внешним поведением в ответ. Или они могут произойти без сенсорного стимула.

Пример сенсорных стимулов, ведущих к поведению посредством мыслительного процесса, может произойти, если вы выйдете на улицу в зимний день и почувствуете холодный ветер на лице. Вы отступаете внутрь и надеваете шарф.

Между чувством холода и поведением надеть шарф является мыслительный процесс. Может быть, вы думаете, что вам будет удобнее, если немного подвести итоги. Или, может быть, вы знаете, что склонны к боли в горле и думаете, что шарф защитит вас от заболевания.

Какой бы ни была эта мысль, вы позволяете ей изменить свое поведение.

Примеры метапознания

Когнитивная психология основана на размышлениях о мыслях людей и о том, как они влияют на поведение. Итак, это форма метапознания или мышления о мышлении. Есть несколько других интересных примеров метапознания, которые очаровывали людей на протяжении всей истории.

  • Если вы чувствуете, что повторяете опыт, у вас возникает чувство дежавю.
  • Если у вас есть мысль, которую вы считаете уникальной, и обнаруживаете, что это память о том, что вы читали, слышали или видели, у вас криптомнезия. Если вы запишите это, вы можете неосознанно заняться плагиатом.
  • Если вы слышите заявление и каждый раз, когда вы слышите его снова, оно кажется более разумным, вы страдаете от эффекта достоверности.

История когнитивной психологии

Люди думали о том, как мышление влияет на поведение на протяжении тысячелетий. В трудах древних греков много рассуждений о мышлении. Как область психологии, когнитивная психология является гораздо более современной отраслью изучения.

Когнитивная психология, когнитивный подход в психологии – ваш онлайн психолог!

Источник: pixabay.com

В 1800-х годах Пол Брока открыл область мозга, где производится язык, а Карл Вернике открыл область мозга, где язык понимается. С этими введениями мысли в научную сферу когнитивная психология приобрела смысл как новая форма научного исследования.

С 1920-х по 1950-е годы бихевиоризм был доминирующей теорией психологии. Однако несколько факторов сделали изучение мысли все более важным. Во-первых, нужно было обучить солдат использовать новую военную технику, появившуюся после Второй мировой войны. Затем пришла информатика со сравнением человеческой мысли и компьютерных функций.

Наконец, когда Ноам Хомский критиковал бихевиоризм, он предложил когнитивную психологию как лучший способ приблизиться к изучению ума. Аарон Бек, который сейчас считается отцом когнитивной психологии, много писал об этой области исследований. Оттуда эта область расширилась, и целые исследовательские центры были посвящены исследованиям когнитивной психологии.

Приложения когнитивной психологии

Когнитивная психология была применена ко многим другим аспектам психологии. Многие психологи, которые не называют себя когнитивными психологами, используют когнитивные подходы к широкому кругу психологических проблем. Вот несколько примеров.

депрессия

Антидепрессанты обычно используются для улучшения настроения людей с депрессией. Тем не менее, большинство психиатров предполагают, что их пациенты также должны консультироваться вместе со своими лекарствами.

Почему? Причина в том, что им необходимо развивать позитивные модели мышления и поведения. В противном случае, когда их снимут с антидепрессантов, они вернутся в депрессивное состояние.

Чтобы избежать этого, им нужно изменить способ мышления и реагировать на депрессивные чувства.

Агрессивное и антиобщественное поведение

Когнитивная психология, когнитивный подход в психологии – ваш онлайн психолог!

Источник: pixabay.com

Когнитивная психология создала несколько различных моделей обработки социальной информации. Это модели того, как люди думают и ведут себя в ответ на других.

Оказывается, дети, которые развивают способность обрабатывать социальную информацию, становятся взрослыми, которые ведут себя более социально приемлемым образом.

Кеннет Додж определил пять шагов в процессе оценки и интерпретации поведения других. Они включают:

  • Кодирование социальных сигналов
  • Интерпретация социальных сигналов
  • В поисках ответа
  • Оценка ответов
  • Проведение ответа.

По мере того, как вы узнаете и узнаете об этом процессе, вы сможете лучше делать выбор в своем социальном поведении. Эти понятия могут использоваться, чтобы помочь людям обуздать свое агрессивное поведение, когда они учатся не торопиться и продумывать каждый шаг, когда они к нему приходят.

Читайте также:  У меня посленовогодняя депрессия - ответ психолога – ваш онлайн психолог!

образование

Жан Пиаже был известным психологом, который изучал и писал о познании с точки зрения развития. Его стадии когнитивного развития описывают, как мыслительные процессы людей меняются на протяжении всей их жизни.

Четыре этапа когнитивного развития Пиаже широко использовались для того, чтобы помочь учителям помогать своим ученикам развиваться со скоростью, соответствующей их уровню когнитивного развития. Теория Пиаже основывалась на биологической готовности для каждого этапа, и учителя должны учитывать готовность при создании учебного опыта для своих учеников.

Когнитивная психология также повлияла на образование другими способами.

Например, идея метапознания используется, чтобы помочь студентам оценить свое обучение и разработать лучшие стратегии обучения.

Когнитивная психология также различает декларативные знания и процедурные знания. Другими словами, первый шаг — это знать, как думать о чем-то, а второй — развивать навыки, необходимые для этого.

Кроме того, когнитивные исследования показали, как знания организованы в мозге. Зная, как знания организованы естественным образом, учителя могут предоставить полезную основу для информации, которую они дают своим ученикам. И, по мере того, как студенты изучают когнитивные стратегии для постановки целей и оценки своих учебных навыков, их обучение улучшается.

Использование когнитивных стратегий в обучении

Независимо от того, являетесь ли вы студентом колледжа или просто взрослым, которому нравится учиться, использование правильных когнитивных стратегий может помочь вам лучше понять и запомнить информацию.

Эти стратегии помогут вам лучше понять материал и улучшить вашу память о нем.

Некоторые из когнитивных стратегий, которые вы можете использовать, включают обобщение или комментирование показаний, прогнозирование результатов и размышления о том, что вы узнали.

Преимущества

Преимущества когнитивной психологии легко понять. Когнитивная психология может:

  • Помочь вам лучше понять себя и других.
  • Учитесь эффективнее.
  • Сделайте лучший жизненный выбор.
  • Изменить нежелательное поведение.
  • Уменьшить проблемы с настроением.
  • Понимать прошлые травмы по-разному.
  • Вспомните прошлый опыт и оцените его в своей текущей жизни.

Когнитивная терапия

Когнитивная терапия была разработана в 1960-х годах Аароном Беком. Когнитивная терапия основана на когнитивной психологии.

КТ похожа на когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), и иногда эти термины используются взаимозаменяемо.

Однако существуют некоторые различия, начиная с того факта, что КПТ является частью многих различных видов терапии, в то время как КТ является лишь одним из видов терапии.

Когнитивная психология, когнитивный подход в психологии – ваш онлайн психолог!

Источник: pixabay.com

В когнитивной терапии пациент и терапевт работают вместе, чтобы нацелить мысли, эмоции, поведение и физические реакции. Цель состоит в том, чтобы внести изменения в психические процессы здесь и сейчас. Познания раскрыты и исследованы. Затем вы бросаете вызов этим познаниям и решаете, хотите ли вы удержать их или заменить их другими, более реалистичными и позитивными познаниями.

Когнитивная терапия используется определенным образом для различных типов расстройств. И, в отличие от КПТ, когнитивная терапия фокусируется на психических процессах, стоящих за поведением, а не на самом поведении. Когнитивные терапевты предполагают, что если познания, которые приводят к поведению, могут быть изменены, поведение будет меняться легче.

Тем не менее, когнитивная терапия направлена ​​на то, что делать с нежелательным поведением. Основная тема в том, что если вы думаете по-другому, у вас больше шансов ответить по-другому. Таким образом, мышление поведения являются целевыми. Вы начинаете понимать, что вы не только выбираете свое поведение, но вы также выбираете мысли, которые ведут к этому поведению.

Когнитивный терапевт может помочь вам с проблемами психического здоровья, такими как депрессия, беспокойство и управление гневом. Вместо того, чтобы сосредоточиться на том, что с вами происходит, вы концентрируетесь на том, как вы можете думать по-другому, чтобы получить другой результат.

Когда вы берете на себя ответственность за свои мысли, вы также можете изменить способ реагирования на свои чувства.

Например, если вы думаете о том, как преодолеть депрессию, а не о том, как плохо вы себя чувствуете, вы можете внести позитивные изменения, такие как забота о своем физическом здоровье, которые уменьшат вашу депрессию.

Вы можете поговорить с когнитивным терапевтом о любой проблеме психического здоровья, которую вы не знаете, как ее решить. С помощью КТ вы можете проверить свои мысли и внести изменения, которые имеют смысл для вас.

В BetterHelp доступны терапевты, которые помогут вам в когнитивной терапии.

Независимо от того, выбираете ли вы когнитивную терапию или какую-либо другую форму лечения, вы можете получить помощь, необходимую для решения проблем психического здоровья и построения лучшей жизни.

Когнитивный подход в психологии

Когниция (cognitio) буквально переводится с латинского языка как знание, познание. Поэтому термин «когнитивный» употребляется в значении познавательный.

Когнитивная психология — научная ветвь, занимающаяся человеческим сознанием и его познавательными процессами. Направление изучает содержание и механизмы познания. Исследует характеристику методов переработки информации в знания.

Поиск результатов в этой области обычно связан с вопросами изучения познавательных процессов:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • памяти;
  • чувств;
  • внимания;
  • воображения;
  • логического мышления;
  • представления информации;
  • способности к выбору решения.

Отрасль считается молодой: характер исследований сформировался в 1960-х гг. Выводы, сделанные в ходе исследований познавательных процессов, применяются в социальной и педагогической психологии, психолингвистике, теории искусственного интеллекта.

История создания

История возникновения связана с исследованиями американских ученых, которые занимались человеческим сознанием. Итоги первого этапа подвел американский психолог У. Найссер в монографии «Когнитивная психология».

В своем труде основоположник направления говорит о том, что процессы познания проявляются в любом акте человеческой деятельности.

Познание — основной фактор развития личности, через него человек воспринимает окружающий мир, формирует целостные образы, вырабатывает стимулы поведения.

Что изучает когнитивная психология

Память

Память — это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.

Память означает воспроизведение прошлого опыта, ведущий компонент познавательной деятельности человека. Обладает широким практическим применением в реальной жизни и деятельности.

Это основное свойство нервной системы позволяет индивиду хранить информацию о внешнем мире и реакциях организма, а также многократно ее использовать.

Психология процессов базируется на припоминании, воспоминании, воспроизведении.

Мышление

Мышление — это процесс функционирования сознания, определяющий познавательную деятельность человека и его способность выявлять и связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения.

Мышление прочно связывается с познавательным процессом. Оно влияет на формирование понятий, принятие решений, закрепление реакций. Развивается с помощью внутренней речи, ставя процесс в зависимость от языка, потому что язык и мысль неразрывны.

Наука выделяет 3 формы мышления:

  • наглядно-действенный тип — производство и организация деятельности;
  • наглядно-образный вид — обобщает мысли в образы;
  • форма отвлеченного мышления — связана с абстрактными рассуждениями.

Когнитивная психология выделяет сознательное и бессознательное мышление.

Внимание

Внимание — это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.

Особенный интерес для психологов представляет процесс обработки и анализа мозгом конкретных стимулов, поступающих из внешней среды. В связи с этим изучается способность человека испытывать ощущения, чувства, но одновременно фокусироваться на определенной задаче.

К свойствам внимания относятся:

  • устойчивость — способность фиксировать внимание на выполнении задачи;
  • концентрированность — уровень сосредоточенности на конкретном объекте;
  • распределенность — умение распределять внимание;
  • избирательность — навык концентрации на сути и одновременно умение отфильтровывать несущественный материал.

Эмоции

Эмоция — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Ч. Дарвин считал, что эмоции позволяют человеку определить значимость каких-либо условий для удовлетворения личных потребностей. Первичные эмоции таким образом поддерживают жизненный процесс. Когнитивные теории эмоций связывают их природу с механизмами мышления.

Известна теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, который указывал на значительную роль психологических факторов. Положительные эмоции в этом случае связываются с ожидаемыми результатами, которые трансформируются в реальность. Деятельность согласуется с заданным планом.

Способность принимать решения

Принятие решений связывается с определением способов достижения цели. Стоящая задача трактуется как некая трудность, решаемая в ходе мышления. Решение основывается на изучении, анализе и выборе оптимального варианта реакции. Суть состоит в преодолении препятствия и в выборе лучшего средства для достижения цели.

Способность принимать решения связана с определенным алгоритмом, имеющим этапы:

  • распознание задачи;
  • определение и оценка ресурсов;
  • нахождение успешной стратегии;
  • организация информации для решения;
  • задействование интеллектуальных и физических возможностей;
  • отслеживание прогресса: умение отказаться от первоначального решения и выбрать иное;
  • оценка результата.
Читайте также:  Переехала с мужем в другую страну – как мне адаптироваться к новой среде? – ваш онлайн психолог!

Основные идеи когнитивной психологии

Базовые научные предположения строятся на том, что все собранные человеческие знания трансформируются в схемы, сохраняющиеся в память. Однако процесс познания от этого не становится статичным. Человек получает новые знания, поэтому познавательная деятельность происходит беспрерывно.

Сохраненные в памяти шаблоны отыскиваются при необходимости и используются. Так закрепляется опыт применения накопленных знаний. Совокупность полученных познаний подлежит постоянному обновлению. Основной задачей когнитивной психологии в связи с этим становится поиск результативных методик работы психики для получения и обработки информации.

Итак, основополагающие идеи когнитивной психологии:

  • Основная цель исследований сосредоточена на содержании и принципах действия познавательных процессов: памяти, речи, мышления, воображения. Дополнительно когнитивная психология затрагивает эмоциональную сторону развития личности, потому что без нее создание поведенческих схем невозможно.
  • Научные положения занимаются искусственным интеллектом, трактуют познавательные процессы с точки зрения вычислительного устройства. Психологи проводят параллель между человеческим мозгом и компьютером, находя общее в механизмах получения, сохранения, обработки информации.
  • Третий аспект связан с теорией поэтапной обработки информации: работа проводится в несколько этапов. Значительная часть процесса происходит бессознательно.
  • Человеческая психика имеет емкость, пределы. Наука ищет категории, которые позволят эффективно хранить и обрабатывать полученную информацию.
  • Следующая идея связана с понятием обработки данных. Любая информация закрепляется как особый код, который закрепляется и направляется в отдельную ячейку.
  • Последняя рассмотренная идея находит отражение в изысканиях, связанных с хронометрическими средствами. Внимание ученых занимает время, которое человек посвящает поискам решения поставленной задачи.

Представители учения

Ученые XX века проявляли повышенный интерес к изучению человеческого сознания. Эпоха отличалась бурным развитием технологий и вычислительных машин. Писались научные работы, проводились исследования.

К числу основоположников науки причисляют психологов Фрица Хайдера (теория когнитивного баланса) и Леона Фестингера (теория когнитивного диссонанса).

Однако ощутимому прогрессу способствовала встреча в 1956 году.

11 сентября 1956 года в Массачусетском технологическом институте состоялось собрание специальной группы Института электрической и электронной инженерии, занимающейся информационной теорией. Встреча стала мощным толком в развитии рассматриваемого раздела психологии. С этим моментом связана история становления течения.

Среди ученых, стоящих у истоков возникновения когнитивной психологии, выделяется американский психолог Джордж Миллер. Вместе с коллегой Джеромом Брунером  ученый создал исследовательский центр при Гарвардском университете.

Сотрудники центра занимались следующими вопросами:

  • спецификой человеческого языка;
  • особенностями памяти;
  • процессами восприятия;
  • особенностями мыслительного процесса и человеческим развитием.

Развитие направления плотно связывается с подходом Дж. Келли, который в своих работах описывает ключевые принципы деятельности личных конструкторов.

Ученый вывел основной постулат теории: абсолютно все личностные процессы направлены так, чтобы обеспечить человеку умение прогнозировать предполагаемые события. Позиция Дж.

Келли состояла в том, что человек выделяется не только количеством имеющихся конструкторов, но и их распределением в структуре психики.

Велико влияние еще одного психолога, работающего в рассматриваемой области. Им стал швейцарец Жан Пиаже. Доктор философии Университета Невшателя отдался увлечению психоанализом. Он провел ряд любопытных экспериментов, в ходе которых устанавливал цепь логических операций и целостность общей структуры мышления ребенка.

В 1925 году Ж. Пиаже пришел к открытию детского эгоцентризма, утверждая, что до определенного возраста дети сосредоточены исключительно на себе и личных внутренних переживаниях. Излагая свой рассказ о внутренних волнениях, ребенок совершенно не нуждается в обратной связи.

Важную роль в развитии когнитивной психологии сыграл Герберт Саймон, который работал над построением теории управленческих решений. Американский ученый находил неподдельный интерес в исследовании процессов принятия решений и организации поведения.

Применение когнитивной психологии в современном мире

Когнитивная психология — значительная область в современной психологии как в науке. В качестве точного метода исследований используется лабораторный эксперимент.

Он проводится в искусственных условиях и отличается от картины реальной жизни. Ключевым результатом считается отсутствие дисгармоничного состояния.

Совместно с лабораторными экспериментами используется тестирование, опрос, наблюдение, корреляционное исследование.

Подобные факторы создают и фиксируют условия, в которых выполняется деятельность испытуемого. Экспериментатор предлагает условия и задачи, а затем отмечает результаты, делает выводы. Так лабораторные эксперименты раскрывают особенности испытуемого.

Методы когнитивной психологии применяются в практической работе психологов, занятых методологией направления. А так же к ним прибегают специалисты когнитивно-поведенческой психотерапии. Внутренние психические процессы расшифровываются с помощью правил и алгоритмов, применяемых в моделях обработки информации и формах искусственного интеллекта.

Современное направление объединяет различные концепции, объясняющие поведение человека. Широкомасштабные исследования затрагивают проблемы психологии развития когнитивных структур, языка и речи, разработки теорий человеческого и искусственного интеллекта. Конечной целью исследований становится решение вопросов, связанных со свойствами человеческой психики.

Когнитивная психология и нейробиология активно прогрессируют. Зачастую параллельно друг с другом. Это связано с тем, что обе науки занимаются схожими областями исследований человеческого мозга.

Когнитивная психология читать онлайн, Роберт Л. Солсо

Памяти моей матери, Элизабет Пресли Солсо, которая учила меня любить жизнь, и памяти моего отца, Ф. И. Солсо, который учил меня любить знания

Эта книга написана для вас и для всех детей XXI века. Мы, изучавшие психологию в прошлом веке, наблюдали быстрые и важные изменения, происходившие в теориях восприятия и осмысления мира, запоминания информации и мышлении.

Эти изменения стали результатом усилий многих когнитивных психологов, совершенствовавших методы исследования.

Сочетание упорных поисков и новых методов позволило нам многое узнать о восприятии, памяти, нервных основах познания, мышлении и обработке информации — фактически обо всех сферах человеческого познания.

Среди важных открытий последних лет — установление связи между мыслительным процессом и соответствующей нейрофизиологической активностью. Эти успехи были достигнуты в течение второй половины XX столетия. Сегодня мы находимся на пороге новой эпохи во всех областях научных исследований.

Я постарался уловить дух времени и подтолкнуть вас к дальнейшему исследованию данной темы. Надеюсь, что содержание этой книги поможет вам понять, чего достигли когнитивные психологи, точно передаст их лучшие идеи, теории и эксперименты и подготовит вас к пониманию новых исследований.

В этой книге мы будем придерживаться модели человеческого познания, в соответствии с которой сначала мы рассмотрим ощущение, затем — восприятие, внимание, память, высшие когнитивные процессы и т. д. Такая система удобна для понимания и упорядочивает то, что могло бы показаться нагромождением информации.

Однако известно, что в познании — восприятии, нервных основах нейропознания, памяти, сознании, речи, решении проблем и других областях — все процессы протекают одновременно.

Всестороннее изучение когнитивной психологии включает в себя оценку всех компонентов, сплетающихся в тончайший узор психической жизни представителей нашего вида.

В большинстве глав вы найдете рубрику«Критические размышления». Из теории научения и познания нам известно, что увлеченный читатель усваивает материал лучше и, возможно, на более глубоком уровне. Эти критические заметки посвящены одному или нескольким центральным вопросам главы. Я призываю вас погрузиться в текст, взаимодействуя с ним.

Некоторые студенты могут выбрать профессию, связанную с когнитивными науками. Если содержание этой книги подвигнет вас на продолжение работы, которую начали мы, психологи, ваш труд будет полностью вознагражден. Хочу сказать, что меня очень интересует ваше мнение об этой книге, и я буду рад получить ваши предложения и замечания.

Преподавателю

Начиная с 1-го и вплоть до 6-го издания «Когнитивной психологии» общая структура статей мало изменилась, но значительно изменилось их содержание. В первых изданиях мы лишь вскользь упоминали о теме, которая сейчас называется нейропознанием (термин начал широко применяться только в начале 1980-х годов).

Сейчас же важная роль нейропознания во всех сферах когнитивной психологии (так же, как и в остальных сферах) очевидна, и дошло до того, что этот раздел когнитивной науки начал вытеснять из учебников другие, более традиционные области. .

Значительные успехи в нейропознании (не только в методах, но и в способах получения данных и их интерпретации) в полной мерой отражены в настоящем издании учебника, хотя мы не забывали и о том, что когнитивная психология — это прежде всего наука о человеческом разуме: мыслях, умозаключениях, языке, памяти и роли сенсорных стимулов.

Эти и другие проблемы познания иллюстрирует, объясняет и разъясняет нейропознание (более чем на одном уровне). Ввиду того что познание изучается психологией, я сохранил описание многих традиционных исследований, которые выдержали испытание временем и эмпирическую проверку, и добавил новые интересные материалы там, где это было необходимо.

Всегда существует большой соблазн заменить старые концепции на новые, но эта замена оправданна лишь в тех случаях, когда более современные труды отображают новый аспект проблемы. В большинстве случаев старые исследования безупречно ясны, поэтому я оставил их без изменений.

Кроме того, в связи с ростом интереса к психологическим аспектам когнитивной психологии в 6-м издании упомянуто множество нейрокогнитивных исследований, которые были включены в издание как новые доказательства когнитивных теорий.

Читайте также:  Помощь психолога при тревожности – ваш онлайн психолог!

Создание первого варианта «Когнитивной психологии» более 20 лет тому назад было особенно сложной задачей, так как я не имел никакого примера для подражания, кроме изданной в 1967 году и ставшей классической книги Ульрика Найссера с таким же названием и сотни статей и материалов симпозиумов, в беспорядке разбросанных у меня в офисе и дома.

Мне действительно повезло, когда в 1974 году я оказался на лекциях Эда Смита о познании в Стэнфордском университете (курс лекций, который позже читал я).

Его организация материала отражена (хотя с некоторыми изменениями) в данной книге, так же как и во многих других учебниках о познании, и мне кажется, что Эд Смит, который был принят в Национальную академию наук, оказал большое влияние на то, как преподается когнитивная психология в Соединенных Штатах и во всем мире.

Существует несколько дюжин учебников по когнитивной психологии и еще много других книг, в которых обсуждаются такие темы, как познание и юриспруденция, познание и психотерапия, познание и общество, познание и образование и т. д.

Начиная с периода «когнитивной революции» сфера влияния занимающихся этой темой специалистов расширилась намного больше, чем я мог вообразить десятилетия назад. Однако, на мой взгляд, главные темы, сформировавшие эту дисциплину в то время, все еще актуальны, хотя за прошлые годы акцент сместился, — таков динамический характер жизнеспособных наук.

Мне нравилось писать эту книгу, и, могу нескромно добавить, я даже с удовольствием перечитывал ее время от времени; теперь же, когда я ее заканчиваю, пришло время оглянуться назад с некоторой ностальгией.

Когда я начал работать над 1-м изданием, у меня были лишь чистый лист линованной бумаги, обещавшая стать обшарпанной авторучка и сотни статей, журналов и книг по восприятию, памяти и мышлению в качестве материала для работы.

Теперь я работаю, используя компьютер, который сам проверяет правописание и синтаксис (иногда), множество книг, подобных моей, и столько новых данных, сколько не сможет переварить ни один человек. Я надеюсь, что мои книги внесли важный вклад в психологию и науку в целом. Для меня это было путешествие, от которого я не мог отказаться.

В этом, 6-м, издании я пытался сохранить лучшие черты предыдущих пяти изданий, добавив важные новые материалы и несколько сместив акцент книги, желая отразить последние изменения. В частности, я сохранил всесторонний характер книги.

Есть опасность написать всеобъемлющий учебник, читая который студенты могут увязнуть в огромном количестве материала, содержащегося в одном курсе. Могу дать вам совет: не нужно изучать всю книгу за один семестр.

Немного позже я продолжу эту тему.

В течение последнего десятилетия когнитивная психология претерпевает существенные изменения и бурно развивается, нам стало намного труднее корректно раскрывать все области познания …

Когнитивная психология

Термин когнитивной психологии вошел в употребление с публикации книги когнитивной психологии Ульрика  Найссера  в 1967 году.

Когнитивная психология вращается вокруг того, что, если мы хотим знать, что движет людьми, то мы должны понять внутренние процессы своего разума.

Эта наука  буквально означает «знание». Иными словами, психологи из этого научного подхода исследуют  «психическое действие или процесс, при котором знание приобретается.

Когнитивная психология фокусируется на процессе получения и сохранения информации.Когнитивные психологи изучают внутренние процессы включая: восприятия, внимания, речи, памяти и мышления.

Обычно когнитивные психологи используют лабораторный эксперимент по изучению поведения. Это происходит потому, когнитивный подход является научным.

 Например, участники принимают участие в тестах памяти в строго контролируемых условиях.

 Тем не менее, широко используемый в лаборатории эксперимент может быть подвергнут критике за отсутствие экологической валидности (главная критика когнитивной психологии).

Когнитивная психология стала иметь большое влияние в середине 1950-х годов. Благодаря нескольким факторам:

    • Недовольство бихевиористическим  подходом в его  упоре  на внешнее поведение, а не внутренние процессы.
    • Развитию лучших экспериментальных методов.
    • Сравнение между человеком и компьютерной обработки информации .

Когнитивный подход начал революцию в психологии в конце 1950-х и начале 1960-х, чтобы стать доминирующим подходом  в психологии в конце 1970-х.

 Интерес к психическим процессам были постепенно восстановлены благодаря работе Piaget и Толмена. Другие факторы сыграли важную роль в раннем развитии когнитивного подхода.

Например, недовольство бихевиористским подходом в его простом акценте на поведение, а не внутренние процессы и развитие лучших экспериментальных методов. 

Ещё один важный фактор в развитии это приход компьютера, который дал когнитивной психологии терминологию и метафоры чтобы исследовать человеческий разум.Начала использования компьютеров позволило психологам,  попытаться понять сложность человеческого познания, сравнивая его с чем-то простым и удобным для понимания,с искусственными системами, такими как компьютер.

История когнитивной  психологии

* Норберт Винер (1948) опубликовал Кибернетика: или управление и связь в животном и машине, введение терминов, таких как вход и выход.

* Толмен (1948) работы по когнитивные карты — обучение крыс в лабиринтах, показал, что животные имели внутреннее представление поведения.

Что такое когнитивная психология и почему она полезна — Лайфхакер

Когнитивная психология — это раздел психологии, который изучает восприятие, воображение, мышление, речь, память и другие познавательные (когнитивные) процессы. Большое внимание при этом уделяется скрытым механизмам работы мозга, которые влияют на человека, хотя сам он этого не осознаёт. Ещё когнитивных психологов интересует сложное поведение. Например, любовь, дружба или альтруизм.

Направление возникло в середине 50‑х годов прошлого века в США. Это произошло не случайно. Интерес к познавательным процессам был во многом вызван появлением компьютеров, а также первыми экспериментами по ИИ‑моделированию и алгоритмической обработке.

Поэтому большинство когнитивистов сравнивают мозг человека с компьютером. Психические процессы они рассматривают с точки зрения работы с информацией:

  • входной сигнал — сведения из окружающей среды;
  • его анализ и запись;
  • выходной сигнал — реакция.

Почему когнитивной психологии можно доверять

Свои гипотезы когнитивисты всегда пытаются подтверждать экспериментально. Психологи этого направления работают совместно со специалистами по искусственному интеллекту и нейробиологами, что повышает качество исследований и научность выводов.

Также когнитивистам удалось создать одну из самых понятных и полных моделей мозга. По аналогии с устройством вычислительных машин они предложили разделять кратковременную и долговременную память, а внимание считать своеобразным фильтром информации.

Хотя эту модель критиковали отдельные специалисты, она всё ещё полезна, так как не оставляет места таинственным и не поддающимся изучению «белым пятнам» разума. Неслучайно такой подход помогает лучше понять, за что отвечают различные области мозга.

Чем полезна когнитивная психология

Когнитивная психология не только внесла большой вклад в понимание человеческого сознания, но и открыла способы, как благотворно влиять на него.

Помогает бороться с когнитивными искажениями

Из экспериментов когнитивистов мы знаем, что наше сознание необъективно, так как на него влияют когнитивные искажения. Одно из самых известных из них — ошибка подтверждения.

Это когда мы отдаём предпочтение той информации, которая согласуется с нашим мнением, и игнорируем противоположную.

Чтобы бороться с когнитивными искажениями, надо сначала найти их, а затем сопоставить свои предубеждения с реальностью. С чем и помогает когнитивная психология.

Также когнитивисты показали, что способность человека к запоминанию информации ограничена. За раз мы не можем усвоить больше девяти букв, цифр или коротких слов. Это правило кратковременной памяти известно как «семь плюс‑минус два».

Поэтому, например, мы плохо воспринимаем объявления или сайты, перегруженные информацией. Зато это позволяет нам легче запоминать разбитые на сочетания цифр номера телефона. К примеру, в формате X‑XXX‑XXX‑XX‑XX.

Способствует развитию критического мышления

Представители этого направления утверждают , что мы можем реже оказываться в плену заблуждений, если изменим своё мышление. Для этого достаточно перестать принимать внутренние ощущения, которые разум не успел подвергнуть сомнению, за реальность. То есть не воспринимать эмоциональные реакции как основу для выводов.

Например, однажды упав с велосипеда на мокрой дороге, человек может начать считать этот вид транспорта очень опасным и бояться вновь сесть в седло. Однако если поразмыслить логически, можно понять, что поездка в сухую погоду и с соблюдением мер безопасности принесёт только удовольствие.

Лежит в основе действенной формы психотерапии

На базе когнитивного подхода были разработаны два вида терапии: когнитивно‑поведенческая (КПТ) и рационально‑эмоциональная. Различия между ними минимальны. Суть их в том, что терапевт или сам человек ищет иррациональные убеждения (когнитивные искажения) и приводит рациональные доводы против них.

Это один из самых эффективных видов психологической терапии. Когнитивный подход отлично работает при решении реальных проблем. Известно, что КПТ хорошо помогает справляться с депрессией, стрессами, комплексами, тревогой и другими психическими проблемами.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *