Как выявить и развить в ребенке талант – ваш онлайн психолог!

Рассказываем, как понять, к чему у вашего чада есть способности, и как определиться с выбором кружков и секций.

– Моей дочке 2 года, и я начала задумываться о том, как определить, к чему у неё есть способности. Как не ошибиться с выбором дополнительных занятий и кружков? В каком возрасте лучше отдавать в них ребёнка?

Каждый родитель рано или поздно задумывается о том, какие способности есть у его ребёнка, к какой деятельности он больше всего склонен, в какие кружки и секции отдать своё чадо, чтобы это было ему на пользу, а не во вред.

Для большинства родителей их ребёнок талантлив. Но иногда отличить талант от обычного увлечения бывает очень непросто.

Чтобы разобраться во всех этих тонкостях, мы обратились к практическому психологу кировского Центра социально-психологической помощи, кандидату педагогических наук Виктору Ефремову.

В чём разница между склонностями, способностями и талантом?

По теме

Как выявить и развить в ребенке талант – ваш онлайн психолог! В Минтруда назвали размер выплаты на первого ребёнка

1687

Сегодня многие психологи утверждают, что у 10 — 15% детей устойчивые интересы к чему-либо обнаруживаются до трёх лет, а музыкальные и художественные склонности формируются ещё раньше — в возрасте до года. Но для начала важно разобраться, в чём разница между способностями, склонностями и талантом.

Способности формируются под воздействием внешней среды, они развиваются через воспитание и условия, в которых растёт ребёнок. Чаще всего они связаны с трудом человека и представляют собой высокий уровень развития как общих, так и специальных знаний, умений и навыков. Именно они обеспечивают успешное выполнение той или иной деятельности.

Однако нельзя отрицать и природные предпосылки способностей.

— Например, в неблагоприятной среде один человек может проявить большие способности, чем другой, находящийся в благоприятной обстановке. И наоборот, при равных условиях, в каких находятся, например, братья и сёстры, обнаруживаются иногда резкие различия в способностях и темпе их развития, — поясняет Виктор Ефремов.

Склонности — это первый и наиболее ранний шаг на пути развития способностей. Нередко они зарождаются довольно рано, а увлечение какой-либо деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях.

Если ребёнок даже вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и самостоятельно пытается музицировать, то, конечно же, это говорит о наличии определённых природных предпосылок к развитию способностей, в данном случае музыкальных.

– При этом следует различать истинную и ложную склонности, — уточняет психолог. — При истинной склонности можно наблюдать непреодолимое влечение к деятельности и достижение значительных результатов. При ложной же результаты будут весьма посредственными.

Ну и, наконец, самое интересное и вместе с тем самое редкое явление — талант. Это наличие способностей, которые превышают средний уровень. В психологии талант определяется как природная одарённость и выдающиеся способности.

Как выявить и развить в ребенке талант – ваш онлайн психолог!

Каждый ли ребёнок талантлив?

В современной психологии существует принцип «каждый ребёнок в чём-то да талантлив». Однако по этому вопросу часто возникают разногласия как среди самих психологов, так и среди родителей.

Виктор Ефремов отмечает, что у всех детей есть способности к чему-нибудь и в какой-то степени, но талант — это объединение нескольких таких способностей в комплексы.

Только тогда это проявляется как некая особенность.

В каком возрасте проявляются таланты?

На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. У некоторых талант проявляется уже в самом раннем возрасте, а у кого-то это происходит намного позже.

– Известно много случаев, когда люди, про которых в школе думали, что они ни на что не способны, потом раскрывали свой талант в более позднем возрасте. Возможно, что сначала способности никак не проявляются, а просто идёт «накопительный эффект». У некоторых и в 50 лет обнаруживаются весьма незаурядные таланты, — рассказывает Виктор Ефремов.

Приходят на ум и другие примеры. Скажем, на тестировании перед первым классом для определения профиля обучения ребёнок продемонстрировал весьма посредственные результаты, а в последствии показал недюжинные способности в этой же области.

Психолог поясняет, что здесь во многом играют роль не столько способности самого ребёнка, сколько ситуация, в которой он оказался. Если перед ним сидит «страшная» строгая тётя, то малыш может просто замкнуться и испугаться. То есть в данном случае важна стрессовость ситуации.

Поэтому не спешите корить и упрекать ребёнка, а уж тем более разочаровываться в нём.

По каким признакам можно определить одарённость ребёнка?

Если мы говорим о признаках конкретных способностей, то их можно перечислять очень долго, и зачастую бывает очень трудно самостоятельно определить, действительно ли какие-то признаки говорят о наличии способностей или тем более таланта. Но всё же несколько примеров можно привести.

Скажем, если ребёнок стремится быть там, где звучит музыка, пытается играть на каком-нибудь инструменте, хорошо запоминает мелодию и чётко повторяет ритм, то можно говорить о развивающихся музыкальных способностях.

А если ребёнок рисует «чертежи», любит разбираться в механизмах и их поломках, то можно говорить о наличии технических способностей.

Как выявить и развить в ребенке талант – ваш онлайн психолог!

В помощь родителям разработано множество специальных тестов и анкет, которые помогают определить способности детей. К примеру, тест-анкета «Таланты ребёнка» позволяет определить 8 групп способностей. Заполняется она взрослыми на основании их личных наблюдений за ребёнком.

Но гораздо интереснее поговорить о том, как у детей можно определить наличие серьёзной одарённости. В дошкольном периоде первыми, базовыми признаками наличия таланта можно назвать хорошо развитую речь и отличную память. Ребёнок может быть чрезвычайно любопытен: его может интересовать, как устроен тот или иной предмет, или почему происходит то или иное явление.

– О наличии одарённости говорят и другие признаки. Например, ребёнок может отслеживать сразу несколько процессов: играть, озвучивать свои действия и одновременно с этим слушать и вникать в то, что происходит вокруг него. Живое воображение, изобретательность и богатая фантазия тоже говорят о том, что ребёнок обладает развитыми способностями, — поясняет Виктор Ефремов.

Удивительно, но рано формирующееся чувство юмора тоже является признаком проявления одарённости. К примеру, малыш любит смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Некоторые дети говорят: «Мама, ты несправедливо поступила», или: «Почему папа так сказал бабушке? Это ведь неправильно!» Это говорит о том, что у ребёнка развито чувство справедливости, что является показателем опережающего нравственного развития и, как следствие, задатком одарённости.

Ещё один характерный признак одарённости ребёнка — несложившиеся отношения со сверстниками.

– Если вы видите, что у ребёнка выдающиеся умственные способности, но вместе с этим он никак не может установить контакт с другими детьми, то это вовсе не значит, что у него нарушение поведения. Просто у ребёнка есть определённые качества, которые на порядок выше, чем у других, и поэтому он не может найти общий язык со сверстниками, — поясняет Виктор Ефремов.

Ещё одним показателем даровитости ребёнка может служить высокий энергетический уровень. Нет, не нужно размахивать над ним маятником, всё куда проще.

Например, ребёнок может отказываться спать днём уже в раннем возрасте (с такими часто «мучаются» воспитатели в детских садах), но при этом он активен в течение всего дня и хорошо встаёт по утрам.

То есть запаса энергии ему хватает на долгое время и ему не нужно его «пополнять».

– У одарённых детей, к тому же, часто бывают проблемы со зрением просто потому, что они много фокусируются, много читают, рассматривают мелкие детали и так далее. Но это, конечно, совсем не обязательный критерий, — отмечает Виктор Ефремов.

У школьников начальных классов наличие высоких способностей и, возможно, таланта можно примерно распознать по следующим признакам:

  • высокий интеллект (можно определить по успеваемости в школе);
  • умение самостоятельно принимать решения;
  • повышенное чувство ответственности («Я уже сделал домашнее задание, но позанимаюсь ещё»);
  • настойчивость;
  • энтузиазм;
  • терпение;
  • широкий круг интересов.

– У одарённых детей есть проблемные зоны: у них может проявляться эгоцентризм, может быть неприязнь к школе, потому что им там скучно, ведь их способности выше, чем у одноклассников. Такие дети могут отказываться принимать участие в коллективных играх. У одарённого ребёнка может отсутствовать культура диалога (кто-то начал говорить, а ему уже всё понятно, и он перебивает), он может исправлять ошибки в чужой речи. Из-за всего этого такой ребёнок может стать изгоем среди сверстников. Поэтому очень важно найти ему компаньона — такого же способного ребёнка, — отмечает Виктор Ефремов.Как выявить и развить в ребенке талант – ваш онлайн психолог!

Если родители видят, что у ребёнка есть склонности или способности, или это отмечают воспитатели в детском саду, то вполне логично начать создавать благоприятные условия для их развития. В любом случае, ребёнок ничего от этого не теряет.

– В совсем маленьком возрасте очень сложно предугадать, насколько большая от этого будет польза. Если вы точно определили склонности ребёнка, то, конечно, их надо поддерживать и развивать. А для общего развития вполне достаточно занятий дома и в детском саду, — поясняет Виктор Ефремов.

Психолог также отмечает, что первые успехи можно оценить уже через 1,5 — 2 месяца после начала занятий. Если у ребёнка не пропал интерес, ему нравится ходить в секцию или кружок, то можно спокойно продолжать занятия.

Спросить совета можно у педагогов, которые занимаются с ребёнком: они отмечают успехи и достижения или, наоборот, говорят об отсутствии прогресса.

Можно попросить их назвать какие-то признаки, по которым можно самостоятельно в домашних условиях определить, есть ли подвижки в занятиях, и стоит ли вообще продолжать или лучше обратить внимание на что-то другое.

– Бывают и такие случаи, когда ребёнок долгое время занимается, например, спортом, а потом вдруг отказывается ходить на тренировки. Такие истории не редкость. Это может быть первая волна отказов. Её надо преодолеть и сказать ребёнку: «Хорошо, давай позанимаемся ещё немного, до конца года, а потом посмотрим». И бывает, что ребёнок преодолевает этот «потолок», и у него снова появляется интерес. Потом может быть вторая волна, она может появиться не сразу, а через год или даже два. В таком случае нужно постараться ещё удержать ребёнка. А вот когда начинается третья волна, то, скорее всего, это уже конец. Но здесь нужно разбираться отдельно в каждом случае: возможно, что ребёнок просто поссорился с друзьями по секции, или педагог сильно наругал, или это просто протест родителям, или ещё какая-то проблема, о которой мы пока ничего не знаем, — приводит пример Виктор Ефремов.Как выявить и развить в ребенке талант – ваш онлайн психолог!

Читайте также:  Как избавиться от детской душевной травмы? – ваш онлайн психолог!

Психолог также отмечает, что нередки случаи, когда на ребёнка просто сильно давят родители, говорят, что так надо, что так будет правильнее, или, к примеру, они сами всю жизнь занимались этим и достигли определённых высот. А на деле сам ребёнок не испытывает к этому никакого интереса и хотел бы заняться чем-то совершенно другим, но боится сказать об этом.

– Запомните, главный принцип воспитания любого качества — это такое отношение к ребёнку, словно у него это качество уже есть. В семьях, где на первом месте стоит уважительное отношение друг к другу, личность маленького человечка обязательно проявится во всех гранях. Любите вашего ребёнка в детстве, и он станет вашей отрадой и гордостью в старости, — советует Виктор Ефремов.Если у вас есть вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ, вы можете задать их здесь, а мы обязательно на них ответим.

Как определить и развить талант у ребенка, на что обратить внимание

Как утверждает официальная статистика, врожденный талант есть у 20% детей, то есть у каждого пятого ребенка. Показатель это довольно неплохой, но развить способности удается лишь единицам.

В наших ли силах изменить тенденцию? Ведь по мнению современных ученых, более одаренные чада радуют именно молодых мам, которые вступили в союз со зрелыми представителями противоположного пола. Разберемся, как правильно развить гения.

Найти и не запрятать: факторы определения таланта

Раскрытие способностей чада является одной из самых сложных родительских задач. Чем раньше она будет решена, тем лучше. Оптимальное время для достижения успеха – дошкольный возраст.

Как выявить и развить в ребенке талант – ваш онлайн психолог!

В этот период необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  1. Рекомендации астрологов – несмотря на некую оторванность от жизненных реалий, гороскопы могут составить полезную основу, от которой можно оттолкнуться. Например, выявить характерные черты индивидуальности, чтобы использовать их в дальнейшем по максимуму;
  2. Родословная – сила генетики бесспорна, поэтому ее необходимо учитывать, тщательно изучив способности и профессии представителей рода.
  3. Предпочтения самого ребенка: обращайте внимание на такие мелочи, как любимые занятия чада, отношение к музыке или книгам. Фильтруйте информационный поток и ищите правильные развивающие игры, принимая непосредственное участие в них.

Любому ребенку важна опора и, главное, похвала за успехи.

Так маленькая личность чувствует себя нужной, обретает уверенность в себе и смелость перед всем новым и неизведанным.

Домашняя методика поиска от психолога с мировым именем

Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса – это своеобразный тест способностей и образного мышления. Предложите чаду лист А4-формата, содержащий два ряда одинаковых кругов по три в каждом (приблизительный диаметр – 4,5 см).

Карапуз должен дорисовать и раскрасить фигуры так, чтобы получились новые предметы или даже полноценные сюжеты.

Готовое творение необходимо оценить по следующим параметрам:

  1. Продуктивность. Этот показатель определяется по количеству кругов, перевоплощенных маленьким мастером в образы.
  2. Разработанность. Степень полноты и разнообразия деталей, которые прослеживаются в изображенном.
  3. Оригинальность. Акценты на необычности образов.
  4. Качество выполнения рисунка. Оценка аккуратности работы, применения цвета и оттенков в дорисовывании и раскрашивании.

Вывод прост: чем выше перечисленные показатели, тем очевиднее детские таланты.

Талантливый во всем: ищем нужную сферу

Способность ребенка заметна с раннего возраста. Да, все дети танцуют, рисуют, бегают и лепят из пластилина.

Но одни делают это ради развлечения, а другие относятся к любимому занятию серьезно и даже ненасытно – им всегда его не хватает.

Талант художника

Любимое времяпровождение будущего творца — лепить, рисовать, делать аппликации. Самовыражаясь через свои «произведения», дитя демонстрирует чувства миру. При этом кроха не только отражает существующие предметы, которые его окружают, но и абстрактные явления.

Маленького художника можно узнать по способности различать больше цветов по сравнению с ровесниками, желанию описывать предметы оттенками и цветами, обращать внимание на детали, в том числе предметы, расположенные на заднем плане.

Это малыш-эстет, который предпочитает смотреть на красивые вещи и жить среди красоты.

Актерство и писательство

Склонный к управлению словом ребенок обожает все, что связано с книгами. Он с удовольствием листает все, что имеет страницы с буквами, а начинает читать с самого раннего возраста.

Наверняка такое чадо с ходу запоминает длинные стихотворения, легко пересказывает прочитанное или услышанное с любого места и любит декламировать тексты даже на публику.

Это человечек с богатым воображением, который может сочинить и собственные увлекательные истории, которым присущ логичный конец. Он поражает окружающих обширным словарным запасом, ярким выражением эмоций через слова и искренним желанием быть услышанным.

Немаловажный довод в пользу артистической способности ребенка – инициатива подражать своим любимым героям, активно используя для этой цели мимику и жесты.

Он обожает похвалу, поощрение и искренний восторг, потому что сам очень эмоционален.

Музыкальность

Потенциальный музыкант с легкостью воспроизведет многократно (в исключительных случаях и однократно) услышанную мелодию. У него врожденное чувство ритма и умение двигаться в такт.

  • Как выявить и развить в ребенке талант – ваш онлайн психолог!
  • Такой малыш не просто любит звуки во всех их проявлениях – он охотно воспроизводит услышанное без фальши, иногда в точности подражая тому, что слышит.
  • Также ребенок может интересоваться специальными инструментами и создавать мелодии собственного сочинения.
  • Спорт

Будущего чемпиона наверняка можно узнать по отменной физической форме и непоседливости, которую родители часто путают с гиперактивностью. Несмотря на несолидный возраст, кроху отличает ловкость, хорошая координация и выносливость.

  1. Как выявить и развить в ребенке талант – ваш онлайн психолог!
  2. Это настоящий энерджайзер, для которого лучшим отдыхом является беготня, пешие прогулки, езда на велосипеде и других средствах передвижения.
  3. Более того, он умеет контролировать свое тело, зная о нем все, что нужно, поэтому почти не устает от нагрузок.
  4. Даже если это случается, будущий спортсмен просто «кайфует», получая моральное удовлетворение от того, что выдохся.

Это прирожденный лидер, готовый к состязанием и соревнованиям.

Наука и техника

С пеленок малыш проявляет неподдельный интерес к миру чисел. Проявляться это может через особое внимание к табличкам, деньгам, всему, что связано с исчислением.

Крохе легко сконцентрироваться на мелочах, поэтому он с удовольствием играет во все виды настольных игр, в большинстве случаев обыгрывая ровесников.

Такому ребенку интересно внутреннее устройство всех игрушек, а также четкий механизм их действия. Он отлично ориентируется во времени и рано начинает пользоваться часами, интересуется функционированием домашней бытовой техники.

Превращаем талант в гений: распространенные ошибки и секрет правильного развития

Итак, у вашего отпрыска обнаружились определенные способности. Безусловно, это повод для поздравлений, но на самом деле – лишь первый шаг длинного и тернистого пути. Что же делать дальше? Как раскрыть свой потенциал тому, кто только начинает жить?

Главная родительская ошибка – слишком раннее развитие. Талантливый ребенок – не робот, которого можно запрограммировать.

  • Как выявить и развить в ребенке талант – ваш онлайн психолог!
  • Не нужно ставить двухгодовалого сорванца на коньки только потому что он хорошо держит равновесие, или сажать за музыкальный инструмент годовалую кроху, безупречно имитирующую звуки.
  • Подобный подход допустим, если в приоритете стоят не родительские амбиции и собственная самореализация посредством чада, а видимая потребность и, главное, желание ребенка принимать участие в занятиях.

Важно быть начеку: одномоментно ребенок может «включить бунтаря» и элементарно устать от занятия «всей своей жизни». Необходимо проявить мудрость, чтобы различить обычный детский каприз от реального «финиша».

Но не превращайте наблюдение за чадом в тотальный контроль – растите самостоятельную личность, приучайте ребенка к планированию.

Хвалите талант, но делайте это, в первую очередь, за усилия и достижения, активную деятельность и старания.

Развитие способностей у детей должно быть профильным:

  1. Художнику можно показать разные приемы и техники, применяемые даже в повседневных вещах. Это может быть скульптура из газет или ваза из бутылки. Лучше сохранять удачные произведения для создания детской персональной выставки в домашних условиях.
  2. Малыша-литератора или артиста, конечно, нужно водить в библиотеку, предоставляя полную свободу выбора книг. Чтение, придумывание рифм, игры в слова, рассказы, беседы и разговоры в постоянном режиме – все, что нужно для совершенствования навыков. Можно организовывать домашние литературные чтения и даже полноценный театр с разыгрыванием сценок на основе лично придуманных костюмов.
  3. Семейное караоке и посещение концертов – лучшие инвестиции в развитие музыкальности. Идеальными играми в семейном кругу могут стать угадывание мелодий, создание музыкальных инструментов из подручных материалов, сочинение аккомпанемента к понравившимся стихотворениям.
  4. Спорт – это активность. Посещайте бассейны, делайте семейные заезды на велосипедах, организовывайте матчи и принимайте участие в соревнованиях.
  5. Будущего деятеля науки нужно всегда вовлекать в работу с цифрами – от расчета ингредиентов для пирога до ревизии продуктов в холодильнике. Головоломки, логические упражнения, настольные игры и математические забавы должны стать вашими обязательными спутниками.

Заключение

Развитие самого яркого и эксклюзивного таланта не должно превращаться в «ставки». Ребенок – не породистый скакун и не бизнес-проект, требующий больших финансовых вложений, которые обязательно принесут желаемые дивиденды в будущем.

Это, в первую очередь, обычный малыш, которому хочется чувствовать себя таким же как все – родом из бесшабашного детства.

Как раскрыть талант у ребенка

  • Кем стать?
  • Как выявить и развить в ребенке талант – ваш онлайн психолог!Где учиться?
  • Как расти?
  • Что пробовать?

ico 03.11.2020 Читать: 2 мин.

Я хорошо знаю, что у меня нет особого таланта — любопытство, навязчивость и упорная выносливость в сочетании с самокритикой привели меня к моим идеям. Альберт Эйнштейн

Родители стремятся обнаружить в своем ребенке одаренность и задатки будущего гения. Почему? Как это сделать? И стоит ли? Обсуждаем в сегодняшней статье таланты и потенциал.

Почему родители стремятся раскрыть талант ребенка

Любить ребенка и желать ему счастья – неотъемлемое свойство родителя. В этом правиле, конечно, есть исключения.

Но большинство родителей стремятся воспитать счастливого, самостоятельного и успешного человека.

Поэтому с раннего детства они пытаются уловить потенциальные способности, которые разовьются в старшем возрасте, увидеть зачатки таланта или даже гениальности, чтобы помочь ребенку найти место в жизни.

Мало кто задумывается о том, что под стремлением открыть и развить талант ребенка, чтобы во взрослом возрасте он преуспевал в своем деле, кроется и некоторая доля эгоизма.

Во-первых, человек, который «крепко стоит на ногах», вероятнее поддержит родителей в старости, чем тот, кто не устроил собственную жизнь. Если у выросшего ребенка будет желание и возможность помогать родителям, то родители смогут опереться не только на себя и государство, но и на детей.

Читайте также:  Познакомилась с парнем в интернете, но он то общается, то пропадает, что делать? – ваш онлайн психолог!

Мы говорим не только о материальной помощи, но и о помощи в решении бытовых проблем и просто психологической поддержке.

Как выявить и развить в ребенке талант – ваш онлайн психолог!

С другой стороны, существует неявное социальное давление: по достижениям детей судят об успешности родителей.

Мама взрослых детей на вопрос «как дела?» расскажет не только о себе, но и о том, чем сейчас заняты дети, где учатся и работают, насколько они успешны.

Об этих гранях детско-родительских отношений тоже стоить помнить: мы помогаем не только своим детям, но и в какой-то мере себе.

Давайте разберемся, как родители могут увидеть сильные стороны ребенка, чтобы во взрослом возрасте он стал преуспевающим инженером, актером или биологом.

Как раскрыть талант ребенка самостоятельно

Родитель – это лучший помощник и наставник для ребенка. Кроме родителей увидеть потенциал будущего чемпиона или лауреата Нобелевской премии могут еще учителя, но, конечно, влияние родителей на ребенка гораздо сильнее. Поэтому выявить задатки ребенка можно именно в домашних условиях.

1. Наблюдайте и поощряйте

Лучшее, что может сделать родитель, — это внимательно смотреть за играми и занятиями ребенка. Если ребенок любит рисовать, это еще не значит, что он станет художником или дизайнером. Но если вы отметите, как хорошо у него получается и вовремя дадите ему в руки краски, то вероятность открыть в нем художника вырастет.

2. «Позволяйте детям обжигать пальцы»

В японской пословице говорится о том, что ребенку необходимо учиться на своих ошибках и иметь возможность совершать ошибки. В младшем возрасте родитель решает заниматься ребенку танцами, шахматами, дзюдо или не заниматься ничем. Потому что, во-первых, ребенок пока не может самостоятельно выбрать, а, во-вторых, секции и кружки требуют от родителей времени и денег, то есть касаются не только самого ребенка. Но когда ребенок подрастет, ему можно дать полную свободу в выборе дополнительных занятий. Если он выберет 3 кружка и 2 из них бросит, это будет его собственный бесценный опыт. Методом проб и ошибок он нащупает верный путь к самореализации.

3. Оставьте свои амбиции

Ваш ребенок и вы – это два разных человека. Поэтому, с одной стороны, не ищите в нем музыканта, если вы сами мечтали играть в рок-группе. Возможно, он просто талантливый автомеханик. Не реализуйте свои амбиции через ребенка. С другой стороны, даже если в ребенке виден интерес к спорту, он подает надежды, не нагружайте его четырьмя тренировками в день, чтобы он завтра стал чемпионом среди юниоров. Послезавтра он может устать от родительского давления и «сломаться» от чрезмерной нагрузки.

Как раскрыть талант у ребенка, советы и предостережения

Вы знаете, что некоторые усердные родители воспитывают в ребенке гениальность. Но гении не всегда успешны и счастливы в жизни, глубина познания или мастерства в одной области, часто компенсируется другими компетенциями – социальными или волевыми. Если родители будут настойчиво готовить ребенка к профессии музыканта, то шансы преуспеть в музыке будут велики. Но какой ценой?

Мы, как специалисты по психологии, считаем, что наиболее правильный путь развития для ребенка – это гармоничное сочетание качеств. Важно не культивировать один или два навыка, а работать как с сильными, так и со слабыми сторонами личности.

Есть множество примеров, когда в подростковом возрасте человек хочет заняться новым делом – например, спортом, а ему катастрофически не хватает нужных навыков. Очень трудно поступить в технический вуз, если родители растили тебя как гуманитария.

Наверстать упущенное можно только напряжением всех сил.

Поможет ли раскрыть потенциал ребенка специалист-психолог?

Последние 15 лет в профдиагностике применяются инструменты нейропсихологии — направления психологии, которое изучает связь функционирования головного мозга с психическими процессами.

Нейропсихолог в игровой форме и с помощью специальных упражнений определяет, как работают психические функции ребенка или подростка: внимание, память, мышление, речь, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, пространственные представления, произвольная регуляция и контроль, двигательная сфера. Структура мозговой деятельности ребенка подсказывает, какое направление деятельности ему будет даваться проще всего. На консультации нейропсихолог помогает детям разных возрастов: в дошкольном и младшем школьном возрасте — с выбором кружков, секций и других дополнительных занятий, для средней и старшей школы — с выбором профиля обучения.

Что очень важно – если у ребенка есть незаметные для родителей нарушения мозговой деятельности, то нейропсихолог выявит их и посоветует варианты коррекции.

Людей с неявными дисфункциями действительно много, и только в детстве эти нарушения поддаются коррекции с помощью простых упражнений.

Своевременная диагностика и развивающее обучение расширят возможности ребенка в будущем, когда нужно будет выбирать дело жизни.

Тест на определение способностей

За определением способностей ребенка знающие родители идут к нейропсихологу, но начать можно и с тестов на способности, которые есть в интернете. У нас на сайте вы найдете проверенные бесплатные тесты для детей:

Профили занятий Для учащихся 2-5 классов Тест поможет подобрать кружки и секции для ребенка. Он узнает, на что обратить внимание и где попробовать свои силы. Как выявить и развить в ребенке талант – ваш онлайн психолог!
  • Как советовал талантливый Эйнштейн, желаем вам воспитать гармоничную личность, да и просто счастливого человека.
  • Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
  • Если вы хотите получать свежие статьи о воспитании, подпишитесь на нашу рассылку.
  • Вернуться к списку статей

Как выявить одаренного ребенка — особенности работы и обучения одаренных детей, развитие одаренности

Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.  

Как выявить и развить в ребенке талант – ваш онлайн психолог!‍Модель одарённости Дж. Рензулли‍

Одарённых детей часто называют «вундеркиндами» (от немецкого «чудо-ребёнок»), но эти понятия следует различать. 

Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.

Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения. Например, Вольфганг Амадей Моцарт создал свои первые фортепианные произведения в пять лет, а математик Блез Паскаль в девять написал научный трактат. Вундеркинд рождается один на миллион человек. 

Одарённость — это совокупность способностей, которые можно приложить к интересам ребёнка. Развивая лишь один навык, нельзя полагать, что вы совершенствуете одарённость.                                        Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда» 

Типы одарённости

Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:

  • Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
  • Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
  • Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
  • Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
  • Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.

Как выявить одарённого ребёнка

Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.

На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса. 

В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:

  • Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других. 
  • Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью. 
  • Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
  • Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
  • Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий. 
  • Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта. 

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.  

Мир всегда предъявляет повышенные требования к тем, кто выбивается из стандартов. Социум реагирует активно: конкурсы, олимпиады, ожидания родственников и педагогов, зависть сверстников.

Неудачи и конкуренция создают напряжение, которое не даёт сосредоточиться. Поэтому одарённым детям важно обращаться за психологическими консультациями — предвосхищать проблемы, чтобы не решать их потом.

                                       Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда» 

Школы для одарённых детей

Как выявить и развить в ребенке талант – ваш онлайн психолог!«Школа одарённых» Тюменского госуниверситета. Источник: abiturient.utmn.ru

Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:

  • Опора на мотивацию. Обучение должно подпитывать врождённый познавательный интерес ребёнка.
  • Свобода выбора. Школа должна предоставлять ученикам право получать знания, а не заставлять изучать то, что не нравится. 
  • Индивидуализация. У ребёнка должна быть возможность уделять больше времени предметам, которые ему интересны. 
  • Уважение самостоятельности. Одарённым детям важно самим находить ответы, «разжёвывание» материала убивает мотивацию учиться.  
  • Свобода самовыражения. У одарённых ребят почти на всё есть своя точка зрения. Важно, чтобы они могли её без проблем выражать.  
  • Проектная деятельность. Разработка проектов, задействующих разные способности детей, развивает их и пробуждает интерес.  
  • Групповая работа. Многие одарённые дети — интроверты и индивидуалисты. Работа в небольших группах позволяет им развивать коммуникативные навыки. 
  • Терпимость. Некоторым одарённым ребятам тяжело соблюдать школьные правила, особенно если они не видят в них смысла. Учителя должны относиться к их особенностям с пониманием. 
  • Подготовка преподавателей. Учителя должны знать, как работать с одарёнными детьми. От педагогов требуется чуткость, развитая эмпатия, широкий кругозор, творческое мировоззрение.
Читайте также:  Фрейд – Адлер – Франкл: от анализа прошлого к терапии через осмысление будущего – ваш онлайн психолог!

Школ, отвечающих данным условиям, в России немного. Большинство расположено в крупных городах. Вот наиболее известные из них: 

  • Школа-интернат МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)
  • Лицей НИУ ВШЭ (Москва)
  • Школа-интернат «Интеллектуал» (Москва)
  • Школа «Летово» (Москва)
  • Образовательный центр «Сириус» (Сочи)
  • Школа-интернат им. Н.Н. Дубинина (Владивосток)
  • Губернаторский Светленский лицей (Томск) 

Один из вариантов обучения юных талантов — семейное образование. Родители могут подобрать для ребёнка подходящую программу и создать комфортные условия для занятий. Семейное обучение позволяет уделять больше времени дополнительным занятиям, совмещать учёбу с гастролями, спортивными соревнованиями или проходить программу быстрее сверстников. 

В нашей онлайн-школе можно составить индивидуальный образовательный маршрут, готовиться к олимпиадам и осваивать школьную программу в ускоренном темпе. проверьте, подойдёт ли вам наш формат обучения — активируйте демодоступ и исследуйте возможности «фоксфорда»!  

Советы родителям одарённых детей

Совместно с психологом Еленой Петрусенко мы подготовили несколько советов по воспитанию одарённых детей. 

Совет 1. Обращайтесь к специалистам

Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития. 

Психолог может помочь выявить способности, оценить степень тревоги и напряжения, помочь родителю найти ресурс и расставить приоритеты в создании условий для развития сильных сторон ребёнка.                                        Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»  

Совет 2. Пробуйте разное

Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомиться с единомышленниками.

Совет 3. Не давите

Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право. 

Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия. 

Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте

Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование. 

Совет 5. Уравновешивайте развитие 

Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе. Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины.

Совет 6. Ищите близких по духу

У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их, либо они сами избегают контактов с другими детьми. Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше. Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы. 

Совет 7. Проявляйте чуткость

Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.

Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть  

Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.

Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость. 

Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.

Как выявить и развить в ребенке талант

Каждый ребенок по-своему талантлив, а вот гениев – единицы. Согласно исследованиям, в мире рождается от 1 до 5 процентов одаренных детей, и только каждый сотый из них проявляет себя. Шансы вырастить гения ничтожны, однако что мешает развивать таланты?

Как выявить талант

По мнению психологов, дошкольный возраст – наилучший период для развития способностей. В это время нужно использовать все, что окружает малыша: вещи, игры, ситуации.

Пусть ребенок пробует заниматься всем, что ему интересно, а детям интересно практически всё.

Ничего страшного, если сегодня малыш с удовольствием поет, танцует или рисует, а потом внезапно теряет интерес к этим занятиям и начинает увлеченно строить из кубиков дома или вырезать из бумаги замысловатые фигурки.

Если он не попробует, то как сможет узнать, что ему нравится, а что – нет? Главное, чтобы любая деятельность была добровольной и приносила ребенку радость, чтобы успехи вызывали гордость и вдохновляли его на совершенствование полученных навыков. Тогда и будет видно, к чему больше имеет склонности ребенок.

Как развивать талант

Многие родители считают, что талант сам пробьет себе дорогу. Отчасти это так, но только для тех, кто одарен природой сверх меры. Для большинства же людей актуальна фраза изобретателя Томаса Эдисона: «Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота».

В ожидании малыша практически все родители верят, что будут посвящать ребенку все свободное время.

До определенного момента это действительно соответствует истине, но вот ребенок уже многое делает самостоятельно, сам занимает себя, и мамы с папами отдаляются, порой заменяя себя нянями и бабушками с дедушками.

Погружаясь в повседневные дела, родители забывают о своих планах относительно постоянного участия в развитии сына или дочки. Порой уже взрослые даже не сами замечают, что ребенок интересуется звуками, а узнают об этом от няни, и именно она решает, что дать ему в руки – барабан, свисток или просто машинку.

Как и в каком направлении развивать наклонности ребенка – задача родителей. Если не создавать ребенку условия для совершенствования определенных качеств, то со временем они пропадут. Это можно делать, поддерживая стремления малыша, предлагая ему разнообразные темы для игр.

  • Очень важно всячески поощрять ребенка: высказывать гордость за него, интересоваться всем, что он делает, способствовать демонстрации его способностей окружающим.
  • Для серьезного развития необходимы специалисты, поэтому надо записать любимое чадо на дополнительные занятия, курсы или в кружки.
  • При возможности родителям нужно обогащать понимание предмета: общаться с людьми, достигшими определенных успехов в этом деле.

Особенности характера

Присматриваясь к поведению своего чада, несложно подметить особенности его характера и наметить коррекцию определенных черт и навыков, чтобы они не только не помешали вашему ребенку в дальнейшем, но и помогли максимальному раскрытию и развитию таланта ребенка.

Жизнерадостные сангвиники легко и быстро заинтересовываются новым делом, но не доводят начатое до конца. Они начинают играть с новым знакомым на площадке, тут же забывая о старом друге.

С детьми этого типа темперамента обязательно надо дочитывать книги до конца, следить за исполнением обещаний, прививать настойчивость в преодолении препятствий (если дело непростое и малышу не хочется его доделывать, найдите способ поощрения).

Их надо приучать к качественному выполнению заданий и усидчивости.

Вспыльчивые холерики легко переходят на крик. Они нетерпеливы, к тому же сначала делают, а потом думают. Не могут себя контролировать, могут перетруждаться. Тяжело успокаиваются. На таких детей нельзя давить – их нужно заинтересовывать и все объяснять.

Разговаривать с ребенком-холериком следует спокойно. Желательно не ставить таких детей в угол: они тяжело переносят скованность движения. Холерикам как никому другому требуется режим дня.

И следует уменьшить влияние раздражителей: избавиться от лишнего шума, телевизора, компьютера.

Сдержанные флегматики очень упрямы. Любят однообразие, не любят общение и перемены. Врожденная черта – медлительность, поэтому активно бороться с ней бесполезно: надо дать возможность развиваться в этом темпе и не доделывать их дела.

Родителям нужно поощрять любую инициативу и активность детей-флегматиков, предлагать им новые игры, заинтересовывать необычными прогулками и вообще больше двигаться.

Нужно больше говорить с ними о чувствах, учить проявлять эмоции, так как дети данного типа характера склонны к «толстокожести».

Доброжелательные меланхолики имеют творческие способности. Они ранимы, но все проблемы переживают внутри себя. Малообщительны и мнительны: жалуются на плохое самочувствие, часто чего-то боятся, не любят шума. С этими детьми необходимо двойное терпение: учатся они долго, но если все поняли, то запоминают качественно.

На них не стоит давить – их нужно чаще обнимать, не ругать на людях и ни в коем случае не нагонять на них страх. В детях-меланхоликах необходимо развивать настойчивость и стойкость. Например, выберите вместе, каким видом спорта займется ребенок.

С такими детьми надо пробовать и лепить, и рисовать, и стихи сочинять, и петь-танцевать.

Возможно, родителям будет интересна книга Галины и Ефима Шабшай «Как развить в ребенке харизму и гениальность»: в ней есть упражнения и советы по развитию одаренности десяти типов личности.

Базовые навыки

Даже если вы не находите особых дарований в своем ребенке, надо заняться развитием базовых навыков – уверенность в себе, настойчивость и креативность никогда не помешают успешному человеку. Сейчас существует большое количество методик и способов, главное – подобрать их с учетом особенностей и приоритетов вашего ребенка.

  1. Если воспитывать ребенка, учитывая его характерные особенности, то его талант обязательно раскроется, разовьется целеустремленность и сила воли, что в итоге поможет ему стать гармоничным, успешным, а главное, счастливым человеком!
  2. Еще по теме
  3. Театр для детей:  развиваем ребенка
  4. Учим детей культуре поведения в общественных местах
  5. Подросток: воспитывать поздно, придется договариваться

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *