Эксгибиционизм как фактор низкого уровня интеллекта и нравственности – ваш онлайн психолог!

  • Статьи
  • Психология и педагогика
  • Управление школой

Что такое эмоции? Что такое чувства? Как они зарождаются? Что такое эмоциональный интеллект? Какие практики его разовьют? В непростых вопросах поможет разобраться Ольга Сергеевна Ноженкина, кандидат психологических наук, методист, автор научных статей, разработчик тренинга развития профессиональной рефлексии учителя.

25 декабря 2019

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Эмо́ция (от лат. emoveo — «потрясаю», «волную») — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

 Эмоции  Чувства
 Эмоции кратковременны. Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции  кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.  Чувства длительны и устойчивы. Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную  эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека.  Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость,  ощущать «тепло» внутри.
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада? Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.
Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас  неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха. Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное  время.

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций. Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх. Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх. Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки. Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.

com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров).

Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.

Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей. В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом. В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно. Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире. Эксгибиционизм как фактор низкого уровня интеллекта и нравственности – ваш онлайн психолог! Эксгибиционизм как фактор низкого уровня интеллекта и нравственности – ваш онлайн психолог! Эксгибиционизм как фактор низкого уровня интеллекта и нравственности – ваш онлайн психолог! Все модели перекликаются друг с другом, содержат в своей основе одни и те же компоненты, но каждый из психологов привнес что-то свое.

  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями

Эксгибиционизм как фактор низкого уровня интеллекта и нравственности – ваш онлайн психолог! Хороший руководитель будет эффективно справляться со своими обязанностями, когда его эмоциональный интеллект будет доходить до 85%.

  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения обоих».

Не бывает плохих и хороших эмоций. Все эмоции нам нужны. Даже страх, печаль и гнев.

  1. Идентификация. Распознавание эмоции.
  2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
  3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
  4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.

Сергей Шабанов, Алена Алешина: Эмоциональный интеллект. Российская практика

Понятие эмоционального интеллекта вошло в обиход недавно, в 1990 году, но за это время оно стало неотъемлемой частью психологии Запада. Книга показывает, как приложить накопленные знания к российской действительности. Мы часто говорим о загадочной русской душе. Возможно, это эмоциональный интеллект, который руководит нами в большей степени, чем коэффициент интеллекта?

Купить Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей. Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения. В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения. Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

 Факт   (ситуация,   человек)  Мысли      Физические   ощущения  Эмоции    

Улучшаем навыки осознания эмоций других людей. Для этого можно обращать внимание на невербальное поведение другого человека и развивать навыки эмпатии. Если общение происходит с близким человеком, можно проверить правильность своих догадок, спросив: «Как ты себя чувствуешь?» или выдвинув предположение: «Мне кажется, ты сейчас чем-то расстроен». Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости. Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже. Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. А когда вы находитесь в общественном транспорте, у вас есть свободное время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, эта история веселая или грустная? Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму. Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной. Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час. Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем). Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь. Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали. Управление эмоциями других людей. Сюда входит целый комплекс навыков, связанный с умением успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, а также умение, наоборот, «заразить» позитивной эмоцией других людей. Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора. Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-». Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать? Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен? И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей. Обязательно посмотрите мультфильм «Головоломка», если еще не видели его. Получите много впечатлений, узнаете, как зарождаются эмоции.

Читайте также:  Как избавиться от апатии – ваш онлайн психолог!

Цифровой эксгибиционизм: Как будет выглядеть жизнь без наличных

Россия – мировой лидер по скорости внедрения карточных и других платежей без использования наличных денег. Но куда ведёт дорога, устланная нолями и единицами цифрового банкинга?

Вы обращали внимание, что в последние годы стали тратить больше денег «безналичным» способом, нежели традиционными купюрами? Оплата услуг и покупки в интернете – бывает же, правда? И в магазине карточка? И порой на «Сбербанк Онлайн» продавцу или официанту, если терминал почему-то «не работает»? Термин «безналичный» не совсем корректен, согласно нашему законодательству (там «безнал» применим только к расчётам между хоть сколько-нибудь юридическими лицами), но он прижился в быту.

Встаёт вопрос: а зачем вообще нужны наличные деньги? Которые могут отнять, могут подделать, которые можно потерять. Добрая уютная «цифра» – гарантия сохранности накопленного, да и вообще переход к новым технологиям. XXI век, не так ли?

Эксгибиционисты поневоле

Давайте представим, как это будет. Оплата – только «цифрой», не суть важно, карта это, платёж через смартфон или интернет-сервисы. Представим это прекрасное будущее.

Каждый ваш шаг становится известен Центробанку вашей страны, международным платёжным системам, а также всем, кто легально подключён к этому источнику информации или покупает данные на чёрном рынке.

В 7:48 вы заплатили за проезд в автобусе привязанной к вашему счёту карточкой, в 8:24 видеокамеры в метро распознали ваше лицо и списали оплату проезда, в 9:16 купили кофе в «Старбаксе» (не самый лучший выбор, тем более что информация «упадёт» и вашей страховой компании, которая подкорректирует для вас тариф ОМС). В «рабочий полдень» – обед в ближайшем кафе, целевая реклама подкорректирована под ваши вкусы, нечего было второй раз подряд заказывать суп харчо. Вечером снова метро… ой, а где это вы вышли, вроде не по плану, на пару остановок раньше?

Эксгибиционизм как фактор низкого уровня интеллекта и нравственности – ваш онлайн психолог!

Батюшки, покупка цветов и алкоголя… Понятно, кто-то сегодня не слишком озабочен супружеской верностью. Дело ваше (если от вас что-то будет нужно, этот факт используют отдельно), но отсутствие в чеке презерватива снова капнет в базу данных страховой. Плевать, что вы купили шампанское с розами для жены и просто решили пройтись часок пешком в этот тёплый вечер.

Прибавим к этому всю историю вашего интернета (любимые вами анонимайзеры обслуживаются дружественными спецслужбами, так что не надо иллюзий) от провайдера и всю историю ваших передвижений от мобильного оператора. И понимаем, что идеально удобный мир без наличных – это мир абсолютного контроля над простыми гражданами.

Когда люди, придерживающиеся либеральных (от слова «свобода») взглядов, обвиняют консерваторов в стремлении ограничить человеческую свободу, они, безусловно, правы.

Консерваторы действительно хотят ограничить свободу определённых людей стать хозяевами мира через сугубо прогрессивные технологии, цифровое равенство и общедоступные услуги.

Это может странно прозвучать на Царьграде с его репутацией оплота консервативных сил, но мы работаем как раз для человеческой свободы, для свободы от тотального контроля и диктата. За право людей быть людьми не из-под палки, а по своему внутреннему чувству дозволенного. И, страшно сказать, даже за право что-то скрывать от власть имущих.

Все мы немного кенийцы

Эксгибиционизм как фактор низкого уровня интеллекта и нравственности – ваш онлайн психолог! Jochen Tack/Globallookpress

Дивный новый мир корпоративного рабовладения принято называть «цифровым концлагерем», но удачный термин, к сожалению, не работает: сильные выражения вообще настолько заезжены, что их не воспринимают всерьёз.

Между тем хорошо обустроенный концентрационный лагерь (тюрьма, колония, ГУЛаг – названия мест заключения подставьте сами) – это же и есть венец идеи «правового государства». Прозрачные двери, решётки, чёткий распорядок – ни малейших шансов нарушить закон.

Вот только такая принудительная святость никакого отношения к христианству не имеет.

Да, искусственный интеллект уже сейчас мощнее человеческого, но ровно настолько же, насколько танк «Тигр» мощнее автомобиля Tesla, а слон мощнее человека. То есть заменить не может, а вот раздавит без проблем.

Классические антиутопии, среди которых выделяются «Мы» Евгения Замятина и «1984» Джорджа Оруэлла, на Западе принято считать антикоммунистической литературой – да что там, мы и сами в восьмидесятых так же считали.

История иронична – на самом деле свет тотальной цифровизации для абсолютной слежки и контроля идёт с Запада.

Тоталитаризм в его политической форме оказался экономически невыгоден – добровольное заточение себя в рекламно-информационные рамки люди принимают гораздо охотнее и практически не выказывают даже попыток сопротивления.

Причём «высокотехнологичная» цифровизация бодрее всего идёт отнюдь не в самых «продвинутых» странах – прикоснуться к воображаемой цивилизации мечтают как раз экономики второго ряда. Мировые лидеры по скорости перевода платежей в «цифру» – Россия и Кения.

Даже на Западе сопротивление присутствует: в безумной Голландии с её 1500 супермаркетами без возможности рассчитаться наличными открываются магазины, не принимающие карты, – маленький и жалкий, но всё же протест.

А у нас в России это запрещено законом, если речь не идёт о сверхмалых торговых точках.

Надежда на коррупцию

Тенденция к уходу наличных из человеческой жизни есть, но есть и мощное ей сопротивление. Поэтому разработан дорогостоящий (избиратели оплатят) «план Б» – цифровизация банкнот, и горячей сторонницей этого плана является глава российского Центробанка Эльвира Набиуллина.

Эксгибиционизм как фактор низкого уровня интеллекта и нравственности – ваш онлайн психолог!

Впервые об этом задумались ещё в далёком 2001 году, когда предприимчивые греки наводнили Евросоюз фальшивыми евро: Брюссель всерьёз просчитывал вариант снабжения каждой купюры RFID-метками – это помогло бы проследить весь её жизненный путь. На тот момент оказалось дорого, но не исключено, что к этой идее вернутся вновь.

Может быть, уже вернулись бы, если бы на пути цифрового прогресса не стояла огромная армия чиновников всего мира. Как ни смешно, пока народ безмолвствует с Apple Pay на кончике смартфона, именно бюрократический аппарат всеми силами старается приостановить цифровизацию финансов.

Читайте также:  Молодой человек унижает меня, оскорбляет, что мне делать? – ваш онлайн психолог!

Просто потому, что брать взятки удобнее наличными. Понятно, что эти ребята решат свои вопросы и в «дивном новом мире» – есть криптовалюты, есть имущество, есть, в конце концов, борзые щенки, но старые добрые купюры до сих пор работали практически безотказно.

Более того, для себя эти люди отключают и другие системы контроля: если в 2018 году на Петербургском международном экономическом форуме успешно работала система распознавания лиц, то в 2019-м её не стали устанавливать.

Потому что некоторые граждане, по ещё одной антиутопии, «равнее, чем другие».

С кем ты?

Что получается на выходе? Мы этого можем не ощущать, но на самом деле прямо сейчас мир стоит перед принципиальным цивилизационным выбором, куда более значимым, чем, скажем, между капитализмом и социализмом.

Можно построить полностью контролируемое общество с относительно низкой преступностью (хотя хакеры с карт воруют, кажется, уже больше, чем карманники в магазинах).

А можно развиваться, как и прежде, с опорой не на видеокамеры в каждой спальне, а на живую человеческую совесть.

Эксгибиционизм как фактор низкого уровня интеллекта и нравственности – ваш онлайн психолог!

Второй вариант лучше в первую очередь потому, что тотальный контроль подразумевает наличие контролёров. Кто же они? Нет, это не президенты и правительства, несчастные прорабы неподвластной им экономики.

Это совсем другие люди, не всем известные отцы – люди, стоящие за «Визой» и «Мастеркардом», Сбербанком и «Альфой», «Билайном» и «Мегафоном», «МаксимаТелекомом» («бесплатный» WiFi в метро Москвы) и «ВижнЛабсом» (распознавание вашего лица там же).

К сожалению, нет никаких оснований подозревать их в наличии совести, высокой нравственности и стремлении сделать мир лучше для всех, а не только для себя.

Они расскажут вам о борьбе со взяточничеством и терроризмом, о лёгкости оплаты и защите от подделок. Они вообще очень хорошо говорят.

Не слушайте их. Оставайтесь собой.

Найдена связь между тревогой и интеллектом

Специалисты в области психиатрии и нейробиологии смогли выявить связь между уровнем интеллекта и тревоги. Оказалось, что интеллектуалы чаще нервничают, чем люди с более низким IQ. Однако в этом есть как плюсы, так и минусы.

Страх как способ «прокачать» мозги

Люди, которые постоянно о чем-то беспокоятся, обладают более высоким IQ и быстрее находят способы решения задач благодаря «высокому уровню спонтанной активности» той части мозга, которая управляет восприятием угрозы. К такому выводу пришли ученые после серии исследований.

Страх позволяет реагировать на потенциальную угрозу быстрее. Например, тревожные люди начинают чувствовать запах дыма в помещении значительно быстрее других.

Не факт, что счастливые люди не думают о проблемах, но предугадать их способны лишь пессимисты, они же и лучше справляются с трудностями, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Trends in Cognitive Sciences.

Впрочем, тревожные люди зачастую реагируют и на несуществующую угрозу. И виной тому — развитое воображение, которое постоянно держит человека в «тонусе» и заставляет обращать внимание на вещи, не представляющие никакой важности для других. Так, невротик, который быстрее всех отреагировал на пожар, испытывает неуправляемый страх, едва в его окружении оказывается курильщик.

«Веселые и беспечные люди по определению не размышляют о проблемах, поэтому находятся в невыгодном положении, когда за решение проблем принимается невротик», — уверен доктор Джереми Коплан, исследователь и профессор психиатрии Государственного университета штата Нью-Йорк.

По его мнению, хотя люди склонны рассматривать тревогу как что-то негативное, она напрямую связана с интеллектом и говорит о высоком адаптивном признаке, который позволил его испытуемым находить зачастую иррациональное решение задачи.

Опрос, проведенный Александром Пенни в Университете Макэван в Канаде, показал, что студенты с высоким уровнем IQ чаще ощущают беспокойство в течение дня. Однако больше всего они переживают из-за повседневных проблем. Так, неловкая ситуация может беспокоить их гораздо больше, чем глобальные проблемы человечества.

«Несмотря на свою тревогу, люди с высоким уровнем интеллекта обычно более успешно сдают устные экзамены. Они видят не только поверхность, но и суть вопроса. Свое видение они доносят до экзаменаторов и получают высокие оценки. Правда, есть опасность, что невротик начнет ставить себе слишком высокие планки, постоянно увеличивая уровень стресса», — отметил профессор.

Тревога дает больше шансов на успех

В 2012 году израильские психологи провели тест, в рамках которого респонденты-программисты «случайно» запустили вирус на сервер, с которым работали в качестве кандидатов на должность в IT-компании. Специалисты выяснили, что те студенты, которые переживали за свою «ошибку», справились с ее устранением лучше спокойных коллег.

Дальнейшие исследования позволили установить, что участники эксперимента с генерализованным тревожным расстройством часто имеют когнитивные способности выше средних.

Они очень внимательно относятся к окружающему миру, смотрят на вещи под разными углами, пытаются объяснить явления с разных точек зрения, что и обеспечивает им лучшие шансы в решении конкретных задач и продвижении по карьерной лестнице.

Интеллект и паранойя не дают шансов обманщику

Эмоционально развитый интеллект означает, что такие люде точнее и глубже понимают состояние собеседника, полагают ученые.

Установлено, что люди с хронически высоким уровнем тревоги умеют быстро делать логические выводы во время беседы. Особенно это характерно для состояния социальной тревоги. Социофобы часто знают, чем закончится речь даже незнакомого человека еще тогда, когда он только начал говорить.

Они весьма точно определяют скрытые намерения собеседника и обмануть их крайне сложно.

Минус в том, что невротик часто приписывает другим людям злобные мысли и намерения, которых те в действительности не имеют. Таким образом прозорливость у тревожных интеллектуалов зачастую означает паранойю.

Тревожные люди имеют очень хорошую память

Они эффективно учатся на своих ошибках. Совершив ошибку единожды, такие люди делают все возможное, чтобы не наступить на те же грабли снова.

Правда, именно эта особенность часто является причиной развития различных фобий. Любые события, которые могут единожды вызвать паническую атаку, настолько сильно закрепляются в памяти, что человек начинает ограждать себя от потенциально опасных обстоятельств и мест и в какой-то момент может обнаружить себя «запертым» в пределах своей квартиры.

  • С «холодной» головой и «горячим» сердцем
  • Высокий интеллект вовсе не означает умение принимать мудрые решения, и в некоторых ситуациях он может даже мешать, выяснил профессор Кит Станович из Университета Торонто, изучающий рациональное мышление.
  • Люди с высокими результатами в стандартных когнитивных тестах чаще других имеют так называемую «слепую зону предубеждения», то есть неспособны замечать свои недостатки, но вполне склонны критиковать слабости других.
  • Как считает профессор, они полагаются на чувство, а не рациональные мысли, поэтому так много членов Mensa — организации людей с высоким коэффициентом интеллекта — верят в паранормальные явления, а люди с IQ выше 140 в два раза чаще выходят за лимит своей кредитной карты.

Психолог из СПбГУ обнаружила связь между увлеченностью интернет-мемами и уровнем интеллекта

Доцент кафедры общей психологии СПбГУ Ольга Щербакова выяснила, как изменилось восприятие многозначных текстов в России. Полученные результаты свидетельствуют, что используемые психологами критерии нормы, возможно, заслуживают пересмотра.

Эти данные приводятся в ряде научных публикаций, последняя из которых вышла в журнале «Вопросы психолингвистики» в 2019 году. Цикл из десяти научных статей Ольги Щербаковой одержал победу в Конкурсе научных трудов имени Б.

Г. Ананьева в номинации «Лучшая научная работа года среди молодых ученых». В них исследователь описывает когнитивные механизмы, лежащие в основе решения задач, понимания текстов и преодоления информационной многозначности.

По мнению Ольги Щербаковой, понимание текстов, имеющих несколько смыслов, является отличной моделью для изучения работы человеческого интеллекта.

Лежащие в его основе механизмы она изучала на феноменологическом, поведенческом, психофизиологическом и генетическом уровнях.

При этом исследовалось понимание вербальных шуток, двойственных изображений, притч и проблемных ситуаций здоровыми испытуемыми, а также лицами, страдающими психическими заболеваниями.

Как и ожидали психологи, у пациентов с психическими заболеваниями понимание юмора оказалось снижено. В частности, такие испытуемые могли чрезмерно сочувствовать герою истории или, наоборот, ограничиться механистичным воспроизведением интеллектуальной структуры шутки, не проявив никакой эмоциональной вовлеченности.

Удивление авторов вызвало другое — восприятие многозначных текстов обычными испытуемыми в возрасте от 18 до 29 лет также не соответствовало существующим в психологии интеллекта представлениям о норме, в соответствии с которым взрослые здоровые люди должны быть чувствительны к потенциальной множественности значений и уметь реконструировать переносный смысл речевых сообщений.

Это признаки понятийной формы мышления, традиционно считающейся одной из высших познавательных функций, которой обладают взрослые, образованные, когнитивно сохранные люди, принадлежащие к культуре западного типа.

В частности, у испытуемых возникали трудности с сопереживанием и поиском дополнительных смыслов в истории. В общей сложности участниками исследований на тему понимания юмора и других видов переносного смысла стали более 300 человек.

 Один из примеров шуток, с которыми имели дело испытуемые, выглядит так:

Беседуют два друга: — Ну и чем закончилась ваша ссора с девушкой? — Она приползла ко мне на коленях! — Ничего себе! И что сказала? 

— Вылезай из-под кровати, я больше на тебя не сержусь!

«Здесь важно уловить ключевое для понимания смысла выражение “приползла на коленях”, которое обычно понимается как метафорическое обозначение крайней степени раскаяния и мольба о прощении, — объясняет Ольга Щербакова.

— Но так как шутки часто строятся на нарушении ожиданий реципиента, здесь эффект комического возникает за счет того, что “приползание на коленях” имеет противоположное значение (сообщить собеседнику о том, что на него больше не сердятся) и должно пониматься не как метафора, а как буквальное действие, имеющее практический смысл (удобнее донести информацию до того, кто прячется от страха под кроватью)».

При этом, по словам психолога, если открыть любой современный учебник по психологии мышления, там будет написано, что подобная уплощенность и буквальность мышления является симптомом серьезного интеллектуального дефицита.

«Тем не менее я бы не стала паниковать. Можно говорить о том, что многим людям сейчас действительно непросто выполнять некоторые интеллектуальные операции, которые раньше считались базовыми для ученика средней школы, причем не самого успевающего.

Читайте также:  Все о женской депрессии: причины, симптомы и способы борьбы – ваш онлайн психолог!

Сейчас на планете живет несколько поколений людей, выросших в принципиально разных информационных условиях и поэтому использующих различные интеллектуальные практики.

И это означает, что для одних в плане интеллектуальной деятельности нормально одно, для других — другое, для третьих — третье», — считает Ольга Щербакова.

Различия в познавательных способностях представителей различных поколений становятся еще явственней при рассмотрении результатов исследований, связанных с юмором. Так, устное рассказывание смешных историй воспринимается молодежью как анахронизм, а смысл многих, даже сравнительно простых анекдотов становится непонятен ее представителям.

Юмор во многом ушел в интернет — участники исследования отправляют друг другу мемы в социальных сетях или показывают их на экранах телефонов при личном общении. Используя молодежный сленг, можно смело утверждать, что «мемчики в топчике», — в моде смешные картинки с подписями. Другие черты современных шуток — краткость и ситуативность.

По мнению Ольги Щербаковой, одним из объяснений сложившейся ситуации могут служить процессы, происходящие в современном школьном образовании, а также многократно увеличившийся поток информации, с которым мы сталкиваемся ежедневно.

 «За день среднестатистический современный человек перерабатывает такой объем информации, который он раньше мог обрабатывать в течение недели. При этом большая часть этой информации — заведомый мусор.

Однако он организован настолько ярко и эмоционально, что молодым людям, у которых еще не полностью сформированы навыки мышления и интеллектуальная самостоятельность, очень сложно ему сопротивляться, — рассказывает Ольга Щербакова.

— Информация устроена так, что сама направляет человека. Сначала яркий заголовок, потом жирным шрифтом выделена мысль, которую автор считает главной, затем акцент делается на другом высказывании и так далее.

Получается, что читатель постепенно разучивается самостоятельно “просеивать” текст, решая для себя, на что тратить свое время, а на что нет, какая мысль существенная и заслуживает более глубокой проработки, а какая — второстепенная и не требует серьезного внимания.

Если этому не учить специально, мышление может остаться на подростковом уровне».

Бороться с существующей тенденцией путем агрессивного внедрения устаревших стандартов психолог считает неприемлемым: «Многие классические учебники по психологии писались десятилетия тому назад. Изменилась среда, и люди адаптируются к ней.

Для того чтобы добиться успеха, требуются уже совершенно другие навыки, чем раньше. Правильней пересмотреть существующие нормы с помощью масштабных исследований. Это потребует больших организационных и финансовых затрат, но это благородное дело.

Потому что делать заключения о диагнозе или психическом статусе человека, опираясь на устаревшие нормы, — это как минимум некорректно».

Преступность, личность и интеллект: как они связаны?

Психологическое исследование пыталось определить связь между преступностью и психологическими переменными, главным образом, с помощью корреляционных методов, которые связаны с трудностями в установлении причинности, потому что различные возможные эффекты часто перекрываются.

В этой статье мы проанализируем теоретические предложения и эмпирические исследования о связь преступления с личностью и интеллектом , Однако, как мы увидим, психосоциальные и экономические факторы, по-видимому, имеют относительно больший вес в проявлении антисоциального поведения.

  • Может быть, вам интересно: «Различия между психопатией и социопатией»

Связь между преступностью и личностью

Некоторые авторы связывают черты личности с преступностью. Следует отметить теория криминальной личности Айзенка , согласно которому преступное поведение связано с неудачами в приобретении морального сознания.

Это будет развиваться, обусловливая избегание наказания и тревоги, связанных с антиобщественным поведением.

1. Экстраверсия

По словам Ханса Айзенка, экстравертированные люди имеют низкий уровень активации коры, что заставляет их постоянно искать стимуляции; Это может быть связано с определенным преступным поведением, таким как потребление веществ, что, в свою очередь, способствует антиобщественному поведению.

Также исследования этого автора показывают, что Экстраверты испытывают больше затруднений в кондиционировании раздражителей и реакций , Следовательно, в этих случаях недостатки в формировании морального поведения могут быть частично объяснены с точки зрения биолога.

2. Невротизм

Айзенк предположил, что эмоционально нестабильные люди также испытывают трудности в обусловливании, поскольку они интенсивно и устойчиво реагируют на стрессовые раздражители. Таким образом, они, вероятно, обнаруживают в меньшей степени разницу между их нормальными физиологическими реакциями и реакциями, обусловленными аверсивной обусловленностью.

  • Связанная статья: «Невроз (невротизм): причины, симптомы и характеристики»

3. Психотизм

Черта, которую Айзенк назвал «психотизмом», собирает враждебное и агрессивное поведение на межличностном уровне Поэтому неудивительно, что люди с высокими показателями в этом темпераментном измерении чаще совершают преступные действия, которые также имеют тенденцию быть более жестокими и повторяющимися.

Как и экстраверсия, психотизм связан с необходимостью постоянной стимуляции. Цукерман предположил, что импульсивность и поиск ощущений являются более актуальными, две характеристики, которые Айзенк заключает в этом макроразведке.

4. Импульсивность и низкий уровень самоконтроля

Люди с дефицитом самоконтроля у них проблемы с задержкой удовлетворения противостоять искушению получить подкрепление в обмен на другое позже. Было установлено, что несовершеннолетние правонарушители имеют тенденцию быть импульсивными, что может быть связано с недостатками в обучении рефлексивному поведению (подумайте, прежде чем действовать).

  • Статья по теме: «Психопатология, правонарушения и судебная вменяемость»

5. Сенсационный поиск

Цукерман обратил внимание на эту черту личности и популяризировал ее использование в различных областях. Поиск ощущений, который связан с экстраверсией и психотизмом, определяется как Активная предрасположенность к переживанию эмоций и стимулов новый даже если они связаны с риском.

6. Низкое сочувствие

Сочувствие — это способность понимать и идентифицировать себя с эмоциями и когнитивным содержанием других людей. Отсутствие дискриминации психических состояний других способствует совершению преступлений, наносящих вред другим; Чем ниже степень эмпатии, тем меньше эмоциональное страдание жертвы для человека.

Как интеллект влияет на преступность?

В прошлом авторы, такие как Ломброзо и Геринг, утверждали что преступное поведение было в основном из-за когнитивного дефицита , Кроме того, согласно теории вырождения, «моральная слабость» передавалась и усиливалась от поколения к поколению, что, в свою очередь, объясняло социальные классы. К счастью, эти гипотезы были оставлены большинством.

По данным Американской психологической ассоциации (APA), Корреляция между преступностью и IQ значительна, но низкая примерно -0,2. Это указывает на то, что в среднем люди, совершающие преступления, немного менее умны, чем те, кто их не совершает, или, точнее, те, кто совершает их и не раскрыт.

В частности, было обнаружено, что существует особенно большое количество людей, совершивших преступления в диапазоне от 80 до 90 баллов IQ, что соответствует пределу интеллекта, то есть ниже среднего, но без достижения инвалидности. интеллектуал.

Однако в этих случаях показатели интеллекта как правило, ниже в словесном IQ, чем в манипулятивном , который имеет тенденцию быть нормальным.

В частности, часто встречаются словесные, зрительно-пространственные и зрительно-моторные нарушения; Было высказано предположение, что эти результаты на самом деле указывают на умеренный когнитивный дефицит из-за социально-экономических переменных

  • Может быть, вы заинтересованы: «Типы тестов интеллекта»

Личная история и социально-экономические факторы

Несмотря на склонность человека давать уникальные и интерналистские объяснения поведению, правда заключается в том, что социальные и экономические условия более актуальны для проявления преступного поведения. Тем не менее, мы не должны пренебрегать весомых и когнитивных факторов.

Ранняя личная история является ключом к объяснению преступления. Дети родителей, которые плохо обращаются с ними, пренебрегают своими обязанностями не развивайте безопасную привязанность и не употребляйте алкоголь, а наркотики имеют большую вероятность закрепления антисоциальных моделей поведения. То же самое происходит с конфликтующими семьями и со многими детьми.

Кроме того, очевидно, что молодые люди, родившиеся в неблагополучных семьях или в неблагополучных условиях, имеют меньше возможностей удовлетворительно приспособиться к обществу (например, найти достойную работу) и перенаправить свои неадекватные модели поведения. На это также влияет негативное моделирование со стороны значимых людей.

Некоторые психосоциальные факторы, которые особенно актуальны в преступлении Безработица и трудности в обучении особенно те, которые связаны с чтением. Дети с задержками в когнитивном развитии и академическими проблемами с большей вероятностью будут иметь низкий IQ и совершать преступления.

  • Статья по теме: «Различные формы жестокого обращения с детьми»

90% подростковой преступности связано с алкоголем (July 2021)

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *