10 правил жизни, которым нас научила школа – ваш онлайн психолог!

Мы часто недооцениваем роль мам, пап, дедушек и бабушек в нашей жизни: в подростковом возрасте бунтуем против их правил, пытаемся найти свой «голос». И это необходимо, ведь пройдя через протест, споры и ссоры, спустя много лет мы наконец-то понимаем — какие же они на самом деле классные 🙂

  • Эта подборка — своеобразное письмо с признанием в любви к нашим ма и па и их вечной мудрости ✨

10 правил жизни, которым нас научила школа – ваш онлайн психолог!

Пытаюсь вычленить отдельные жизненные уроки, которые я усвоила благодаря своим родителям, и понимаю, что не так-то это просто. Не потому, что уроков мало, — наоборот! Какой же титанический труд наши мамы и папы проделывают, чтобы вырастить из нас — нас… Просто невероятно.

Как-то так сложилось, что я ничего и никогда не боялась рассказать своим родителям. Логика простая: не хочу, чтобы мама и папа воспринимали меня лучше или хуже, чем я есть на самом деле. Замечаю, что у многих сверстников не так. Так что вот урок первый — доверять и не бояться.

Говорят, многие мамы нахваливают своих дочерей, подкармливают их фразами «ты самая красивая и лучшая». Так вот, моя со мной — максимально честна, ха-ха.

Конечно, я шучу, родители меня никогда не «гнобили», но и чересчур не расхваливали. Мама — мой главный мотиватор, который вечно напоминает, что пора подровнять концы волос, нужно выпрямить спину и т.д.

Благодаря этому я научилась оценивать себя адекватно, да и ухаживать за собой тоже.

А папа, зная, что я супер дипломат и стараюсь избегать конфликтов, с детства давал мне совет, который до сих пор (слава богу) не пригодился! Раскрою его, но, надеюсь, что тебе тоже не придется усвоить этот урок. Короче, если на тебя нападает компания, начинают бить толпой, то не проси пощады — все равно изобьют.

  • Нужно, по словам моего папы, сразу определить, кто в этой банде «вожак» и вцепляться в него всеми ногтями и зубами. Короче, давать сопротивление самому крутому!

Конечно, без царапин выйти из схватки не выйдет, но, если ты проявишь сильный характер, то жертвой буллинга еще раз точно уже не станешь. Хулиганы увидят, что ты не трусиха, и вряд ли захотят связываться с тобой снова. Но опять же — вести себя так нужно только в том случае, если на тебя УЖЕ напали. Первой ввязываться в драку не стоит никогда.

  • И раз уж такое дело, то пользуюсь случаем передаю вам, мама и папа, привет и огромное спасибо за то, что вырастили меня такой Алисой! Знаю, что вы читаете почти все мои материалы (моя лучшая поддержка). ЛЮБЛЮ!

10 правил жизни, которым нас научила школа – ваш онлайн психолог!

К сожалению, я плохо помню большую часть своего детства. Но и сегодня, почти 20 лет спустя, перед глазами отчетливо стоит тот момент. Мне было около пяти лет, мы гуляли в парке и меня обидел какой-то местный мальчишка.

  • Вся в слезах я прибежала к папе за утешением, но не услышала его. Вместо этого он мне сказал, что мы не уйдем домой, пока я не пойду и не дам обидчику сдачи.

И спустя еще какое-то время моего нытья и слез, я все-таки собрала волю в кулак и хорошенько вмазала тому мальчишке.

  • Может, это был не совсем правильный способ, но так отец научил меня бороться. Не бежать и плакаться кому-то, а самой отстаивать себя, свои интересы и жизненную позицию.

Сейчас, конечно же, я не полезу с кулаками на обидчиков (хотя иногда очень хочется), но, как мне кажется, именно из-за того случая я выросла сильной личностью, которая не побоится дать отпор, если случиться что-то серьезное. 

10 правил жизни, которым нас научила школа – ваш онлайн психолог!

Подростковый возраст я провела вне дома: постоянно где-то бегала, волонтерила, зависала с друзьями и жила сегодняшним днем. Как любого человека в такой ранимый период, меня раздражали попытки меня чему-то научить и поставить на путь истинный. Я думала, что я буду все пробовать на вкус в жизни сама, я через кровь и пот самостоятельно буду ползти навстречу к любому опыту.

Когда я переехала — сначала в другую страну, потом город — я поняла, что не только скучаю по родителям и их заботе, но я никуда в общем-то, не ушла от них. Первое, что я усвоила — мы по-любому похожи на наших мам и пап, и эти качества надо хранить, лелеять и развивать.

Если они нас воспитывали, проводили с нами время, то это неизбежно. Я-то думала, что я супер-самостоятельная и независимая в своих решениях, что я целеустремленная и отважная ни в кого. А потом я вспомнила маму, которая никогда не останавливается в своем саморазвитии.

Когда я лежала дома на кровати с чипсами, она бегала на лыжах. Я пересматриваю «Клинику» в 70-й раз, она подключает себе YouTube Premium, следит за трендовыми интервьюерами и новинками сериалов. Во многих аспектах она современней меня.

От папы мне досталась любовь к работе руками и сухое, несколько отрешенное чувство юмора.

  • Да блин, это честь быть на них похожей! И я больше не отрицаю эту родительскую часть в себе, я обожаю ее, так как перед глазами у меня есть пример, куда эти качества приведут в жизни.

Мне почти не давали уроков словестно — скорее показывали примером, как можно жить и как можно делать. Я, собственно, так и пытаюсь, постоянно восхищаясь способностями родителей к тому, чтобы каждый день становиться лучше.

А, вру. Мама постоянно мне говорила, что нужно решать проблемы по мере их поступления. Я часто повторяю эту фразу себе, когда тревожусь, и друзьям, когда они не знают, что делать.

А еще я как-то целых два раза проспала поезд, когда была в Китае, чтобы поехать к красивым горам. Мама сказала не переживать, что я туда попаду, и что горы никуда не убегут.

Наверное, она пошутила, но я постоянно проговариваю себе эту фразу, когда боюсь, что не успею что-то в жизни сделать. Ничего не убежит 🙂

10 правил жизни, которым нас научила школа – ваш онлайн психолог!

Главный урок, который дали мне родители — быть справедливой. И чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, насколько это ценное качество! Оставаясь добрым и справедливым человеком в этом мире, ты сделаешь его чище и лучше.

Другие два не менее важных урока от мамы Наташи и папы Андрея — умение оставаться собой и быть целеустремленной. Именно эти два качества помогают мне по жизни (а когда они работают не по отдельности, а вместе, тебе нет равных): поступить в университет, завести достойных друзей, добиваться поставленных целей и идти к мечте.

Ну и, пожалуй, отмечу еще один важный урок, который я вынесла из воспитания родителей — ценить то, что имеешь.

Мама много раз говорила, что у меня есть гораздо больше, чем у остальных детей (больше игрушек, одежды, новых гаджетов), и я должна это ценить.

Это качество осталось со мной спустя много лет и переросло в нечто большее — желание радовать людей, делать подарки без повода, быть волонтером и участвовать в благотворительности.

  • Я безумно благодарна своим родителям за то, кем я являюсь сейчас и кем буду дальше — все мои будущие достижения по большей части их заслуга. Берегите себя и своих близких 😉

10 правил жизни, которым нас научила школа – ваш онлайн психолог!

Все, что происходит, — к лучшему

На все неудачи и невзгоды мама учила меня смотреть с позитивом и всегда говорила, что все, что не происходит, — к лучшему. В подростковом возрасте я пропускала мимо ушей эти слова, но в более осознанном возрасте стала понимать, что это действительно так.

Не знаю, верите вы в судьбу или нет, но я верю точно. Потому что все даже самые негативные моменты моей жизни, которые казались мне концом света, со временем приводили к самым лучшим решениям. Так что благодаря своей маме я усвоила один урок: в жизни на все нужно смотреть с двух сторон и понимать, что если что-то происходит, значит, так и надо.

Учиться никогда не поздно

Благодаря этой фразе родители с детства привили мне любовь к самообразованию. Я даже решилась после трех лет обучения на факультете юриспруденции поступить на второе высшее в другом городе и теперь планирую летом пересдавать ЕГЭ и поступать. Вот такие дела!)

10 правил жизни, которым нас научила школа – ваш онлайн психолог!

Моим учителем, наставником и лучшей подругой всегда была мама. Я искренне восхищаюсь тем, как ей удалось выстроить со мной настолько доверительные отношения. И когда я думаю о самых важных жизненных уроках, в голове сразу всплывают три определенных.

  • Сделай все, что от тебя зависит, и отпусти ситуацию

Эта фраза живет в моем подсознании. У меня в жизни всегда были какие-то танцевальные баттлы, конкурсы чтецов, театральные выступления.

И если я начинала сильно переживать, мама просто говорила: «Малыш, сделай все, что от тебя зависит, и отпусти ситуацию. Ты будешь знать, что выложилась на 100%, и сделала все, что смогла». Я до сих пор придерживаюсь этого правила.

Перед сессией или важной встречей, например. А еще активно продвигаю эту идею дальше среди своих друзей.

  • Не говори «если», говори «когда»

Одна из запомнившихся ситуаций, когда мама сказала мне это, произошла в 7 классе. Мы ехали в машине и обсуждали планы и учебу. Я тогда сказала, что если поступлю в МГУ, то хочу пойти в театральную студию при ВУЗе. Мама меня поправила: «Не „если“, а „когда“.

Вселенная все слышит». И я до сих пор в это верю, поэтому все свои цели, мечты и желания озвучиваю через «когда». От того, как именно ты настраиваешь свое мышление и восприятие, сильно зависит результат.

Да, кстати, сейчас я учусь на 3-м курсе МГУ — значит, работает 🙂

  • Нельзя ложиться спать, не помирившись.

Я даже не помню, когда именно мама посвятила меня в эту идею, но всю сознательную жизнь я ей следовала. Как бы сильно мы с ней не ругались, вечером она или я подходили мириться. Не важно, кто виноват. Все ругаются, это нормально. Главное уметь наступать на свою гордость, протягивать руку и не переносить ссору на следующий день. А потом спокойно спать.

«Нужно научить ребенка жить без взрослых»: психолог дал советы о том, как не сойти с ума в самоизоляции с детьми

Четыре месяца самоизоляции взрослые пережили с трудом, не говоря уже о детях. Детский психолог тренингового центра «Новый опыт» Елена Кондрашкина в интервью DK.RU рассказала, как не дать им потерять связь со сверстниками, как получать новые впечатления, находясь дома, и не подхватить тревожные настроения своих родителей.

Читайте также:  Сын становится чужим человеком из-за девушки – ваш онлайн психолог!

По словам специалиста, дети нуждаются в компании сверстников и часто просят разрешения повидаться с ними.

«Что может сделать родитель в этом случае? Он может объяснить свою позицию ребенку, рассказать, что в мире сложилась такая ситуация, когда вирус легко распространяется, а лекарства еще нет, и стоит беречь здоровье.

Находить слишком много плюсов в том, что сейчас происходит, может быть опасно, так что тот факт, что детям некомфортно в текущих условиях, — это хорошо.

Чем сильнее мы врастаем в текущую ситуацию, чем больше опорных точек находим, тем сложнее нам будет возвращаться к обычной жизни», — поясняет Елена Кондрашкина.

10 правил жизни, которым нас научила школа – ваш онлайн психолог!

За четыре месяца и родители, и дети немного привыкли к самоизоляции, нашли вторичную выгоду в происходящем. Эксперт поделилась советом, как теперь выходить из этого состояния и возвращаться к обычной жизни.

«Важно по-прежнему соблюдать режим и взрослым, и детям. Важно оставлять привычки из жизни, которая была. Потому что, если у нас меняются декорации, но в жизни все идет тем же путем, что и до пандемии, то мы испытываем чувство безопасности, потому что глобальных изменений нет.

Ну, подумаешь, вместо офисных стен — домашние, а вместо парты — обеденный стол.

Если что-то соблюдать невозможно — посещение секции или творческого кружка, то следует в расписание дня включить занятия спортом или рисованием дома, выделить для этого специальное время в определенные дни и продолжать следовать графику», — говорит психолог.

По ее мнению, не нужно спешить привыкать к текущему режиму, так как после этого сложнее будет возвращаться к прежнему.

«С середины августа уже можно потихоньку ребенка готовить к возвращению к учебе, потому что после трех месяцев каникул с 1 сентября всегда сложно быстро вернуться в строй и включиться в работу. В некоторых школах со 2 сентября уже контрольные пишут, это неправильно.

Тут на помощь должны прийти родители, которые с середины августа начнут вводить образовательные игры в общение с детьми и прочее.

И, конечно, с ребенком нужно обсуждать, как будет устроена ваша жизнь, если вдруг учебный год начнется с дистанционного обучения», — советует Елена Кондрашкина.

10 правил жизни, которым нас научила школа – ваш онлайн психолог!

Как отмечает психолог, за период самоизоляции отношения между родителями и детьми предсказуемо ухудшились, роль в этом сыграли постоянное нахождение в замкнутом пространстве и дистанционное обучение: нагрузка легла на плечи взрослых. Она советует не посвящать все свое время ребенку, потому что это вредно для воспитания.

«Проводить все время с детьми в период самоизоляции невозможно и категорически вредно. У родителей должно быть время на себя. Дети не смысл жизни. Самое главное: нужно со своими детьми разговаривать, это важный навык, который в жизни пригодится. Стоит научить ребенка слышать свои чувства и уметь их предъявлять миру, научить его жить без взрослого», — говорит специалист.

Что делает психолог в школе и кому он нужен

Психолог разговаривает с ребенком

Ребенок разговаривает с психологом  на перемене, на прогулке о том, что его волнует и беспокоит. Психолог выслушивает его. И уже только от ощущения того, что его поняли, ребенку становится спокойнее и легче на душе.

И после этого ребенок на урок  идет с мыслями об учебе, а не о том, что, к примеру, он поссорился с другом.

И внимание его не рассеивается, и замечаний от учителя он не получает,  а учиться веселому человеку, как известно, больше хочется, чем грустному.

Но если   ребенку недостаточно только того, что его поняли, если ему требуется совет: как помириться после ссоры, как не потерять подругу, то психолог встречается с ним после уроков — рисует, проигрывает беспокоящую ситуацию, например,  с помощью кукол. Ребенок находит выход в своей ситуации и приобретает ресурс— силы для изменений, веру в свои возможности.

Так значит психолог «лезет  ребенку в душу»? Нет и никогда. Он ведь не выспрашивает ребенка и  скорее является безопасным слушателем для него. Он не осудит его, не расскажет его секреты никому другому. Даже родителям? Да, если это не слишком важный секрет, и родителям можно его не знать.

Но ведь ребенок может пожаловаться и на родителей? Да, такое бывает. Но разве лучше, если ребенок будет таить обиды в себе? В этом случае психолог с помощью кукол, сказок, рисунков подводит ребенка к пониманию позиции родителя.

Важно, чтобы ребенок знал «Мама всегда любит своего ребенка, даже если ругает его». Нередко ребенку кажется, что в этот момент родительская любовь отступает. Чаще такие жалобы ситуативны, поэтому не стоит на них заострять внимание.

А может быть лучше родителям знать о таких ситуациях? Да, если  психолог предполагает, что родительские действия не очень эффективны, то он обязательно пригласит родителей на консультацию и сообщит о том, что беспокоит ребенка.

Иногда родители просят помочь разобраться в причинах детских тревог, но чаще им бывает достаточно узнать взгляды ребенка.

Ведь в течение дня с ребенком его не бывает, да и по вечерам много времени отнимают повседневные заботы, поэтому родители не всегда знают причины детских тревог.

Психолог встречается с ребенком не только по его желанию.

В последнее время все чаще и чаще родители сами обращаются к психологу с просьбой  помочь ребенку стать увереннее, научиться эффективнее общаться, не бояться неудачи на уроках ( например, контрольной работы), овладеть навыками саморегуляции ( расслаблением в случае излишней зажатости и самоконтролем в случае избыточной активности).  С такими детьми по просьбе родителей организуются индивидуальные регулярные занятия, на которых психолог работает с детьми, используя методы игротерапии, сказкотерапии, арттерапии.

Но во всех школах есть дети, имеющие достаточно глубокие проблемные зоны. Они не дают ребенку учиться в соответствии со своими силами, могут мешать дружить. А иногда ослабляют организм ребенка, и он начинает болеть.

В наши дни ряд детей страдает от страхов, чувства небезопасности в окружающем мире. У много работающих родителей ребенок может испытывать чувство одиночества, которое внешне часто выглядит как демонстративность.

   А если сами родители многого добились в жизни, дети могут остро переживать свои ошибки, рассматривать себя слабыми, недостойными родительской любви.

С детьми, которым эмоционально трудно,  индивидуально работает психолог, но только при наличии просьбы родителей. И это понятно, потому что организовать помощь ребенку можно силами психологов не только в школе.

Особую роль приобретает психолог для подростка, который в общении познает себя нового, открывает свой внутренний мир и свои возможности в мире внешнем. Ему необходим диалог, партнер по диалогу и полу-взрослый полу-сверстник, с которым можно поделиться, которому интересно  слушать, который не осудит и не предаст.

Но ведь тогда подросток будет ходить к психологу часто, это будет отвлекать его от уроков? Наверное, он будет хуже учиться?

Он будет учиться только лучше. Ведь в подростковом возрасте кризис, переживаемый ребенком, требует от него огромных внутренних сил. И даже самый успешный подросток вынужден больше думать о себе, чем об уроках.

А если он кажется самому себе некрасивым, непривлекательным? Если он переживает от того,  что не может поговорить с девочкой, которая нравится? Но чаще другое. Он сам не понимает, что с ним происходит: с его телом, желаниями.

Не справляется со своими чувствами, которые живут сами по себе в отрыве от разума. Ему кажется, что такое переживает только он, и от этого ему делается только страшнее.

Можно сказать, что в это время «почва уходит у него из-под ног», потому что меняются отношения с родителями, в которых главным для него становится отстоять свою взрослость даже в ущерб себе.

Психолог, помогающий подростку в период кризиса не потерять дорогу, не споткнуться  на проявлениях иллюзорной взрослости- алкоголе, сигаретах- на самом деле является гарантом учебной успешности ребенка.

Повзрослев, подросток ставит перед психологом другие задачи – они  размышляют вместе над его  будущим, определяют приоритеты жизненных целей, обдумывают, что нужно делать сейчас, чтобы двигаться по выбранному пути.

Важно, чтобы старший подросток знал свой индивидуальный познавательный стиль, умел компенсировать трудности, использовать ресурсы. Начиная с 7 класса, психолог обсуждает с учащимися результаты диагностики познавательных процессов, особенностей темперамента и других   личностных аспектов, побуждает к дальнейшему самоисследованию, развитию.

Гармония в развитии  ребенка – идеальная мечта психолога. Для этого дети участвуют в групповых занятиях психологией. Ведь разум должен находится в гармонии с чувствами, фантазией, творчеством.

Познавая окружающий мир, ребенку нужно познавать и свой внутренний мир и мир людей, его окружающих.

Иначе он не сможет быть счастливым, находящимся среди любящих его людей, не сможет сам дарить их своей любовью.

Сегодня родители очень хотят, чтобы ребенок рос коммуникабельным, умел общаться, получал от этого радость. А возникающие конфликты разрешал без ущерба себе и окружающим. Большие коммуникативные игры помогают ребятам учиться договариваться, выполнять задания вместе, проявлять позитивное лидерство. А быть лидером трудно- нужно уметь организовать, принять на себя ответственность за других.  

  •   Получается, что
  • психолог разговаривает с ребенком, чтобы
  • —         он испытывал эмоциональный комфорт
  • —         меньше болел
  • —         лучше учился
  • —         эффективнее общался
  • —         знал свои ресурсы
  • психолог разговаривает с педагогами

Педагоги обсуждают с психологом, как организовать обучение детей так, чтобы они могли учиться максимально эффективно.

На основании результатов диагностики познавательных процессов, личностных особенностей учащихся составляются их индивидуальные карты- тип нервной системы, ведущая рука, самооценка и другие параметры – все это учитывает педагогов при разработке и проведении уроков. Это непросто, но без помощи взрослых учащиеся, в особенности младшие, теряют желание учиться, веру в свои силы.

В начальной школе важно научить детей бегло и правильно читать, привить интерес к чтению, чтобы в последующем не только компьютерные игры были самым привлекательным занятием.

Психолог посещает уроки чтения, помогает педагогу внедрить современные методики обучения, подобрать «ключики» читательского интереса каждому ребенку.

А если ребенку трудно дается чтение, психолог включает его в игровую  группу и тогда он с радостью, например, принимая роль радиоведущего, учится читать красиво и быстро.

Некоторым детям непросто адаптироваться  к новым условиям ( в первом, пятом, 10 классе). Тогда педагог и психолог разрабатывают совместную программу действий. Как, например, учителю побуждать одного  ребенка поднимать руку, как   другого научить соблюдать учебные правила.

Легче сказать, о чем не разговаривают педагог и психолог. О кулинарии, моде, летнем отдыхе… Они обсуждают наиболее эффективные физминутки и позитивное лидерство, способы повышения уверенности детей       в себе и формирование умений преодоления учебных трудностей, эффективные реакции на ошибки детей и методы улучшения учебной дисциплины.

Иногда учителю требуется дополнительная информация о ребенке для того, чтобы  реально строить урок  в зоне его ближайшего развития, чтобы он был интересным и полезным для него. По его просьбе психолог проводит дополнительную диагностику  и помогает учителю стоить урок максимально эффективно.

Бывает, что в классах возникают  конфликты, требующие вмешательства взрослых. Поэтому педагогам необходимы знания в области практической конфликтологии. На каникулах педагоги  посещают семинары и получают возможность узнать все о конфликтах и еще много ножных и полезных практических знаний, необходимых для работы с детьми.

  1.   Получается, что
  2. психолог разговаривает с педагогами чтобы
  3. —         каждый из них стал психологом
  4. —         максимально успешно обучал ребенка
  5. —         осознанно и эффективно воспитывал его
Читайте также:  Психология семьи: отношения в семье, семейные структуры и границы – ваш онлайн психолог!

Когда психолог ни с кем не разговаривает 

Он делает много разных казалось бы совсем не психологических дел Например, он включает старшеклассников в социально значимую деятельность. Пятиклассники с его помощью участвуют в посвящении первоклассников, проводят с ними игровые испытания.

Семиклассникипроводят игровые новогодние  программы в начальной школе. Или проводят социологические опросы в старшей. Это дает им ощущение собственной силы, значимости детско-, повышает уверенность в себе. Детям и родителям очень нравятся детско-родительские игры «Лидеры», «Единство», «Ступени».

Ребенок очень гордится, когда мама или папа участвуют в веселой сценке или обсуждают важный для ребят вопрос. А родителям бывает интересно посмотреть на своего ребенка в классе — как он общается, может ли принимать лидерство или немного стесняется.

Дети потом долго помнят эти игры, только бывает жаль тех, чьи родители не сумели в этот день прийти в школу.

Психолог организовывает презентацию творческих работ- вышивок, рисунков и т.п. –  детей, не очень уверенно чувствующих себя в школе.

  • А иногда, забыв, что взрослый, он играет с детьми на переменах, прогулках.
  •  Получается, что когда психолог ни с кем не разговаривает
  • Он помогает ученикам чувствовать в школе радость, близость с окружающими, собственную значимость для всех них!
  • Ольга Владимировна Хухлаева

Читать

  • Ирина Млодик
  • Школа и как в ней выжить
  • взгляд гуманистического психолога
  1. Серия «Родительская библиотека»
  2. © Издательство «Генезис», 2008
  3. * * *

Дорогой читатель, благодарю тебя за интерес к детской психологии и моим книгам, за теплые отзывы, новые знакомства и расширяющиеся возможности сотрудничества. Это так вдохновляет!

Я хотела бы выразить большую признательность моей семье за терпение, поддержку и любовь.

Я благодарна всем учащимся и сотрудникам московской школы «Золотое сечение», оказавшим мне неоценимую помощь в создании этой книги. А также лично: Елене Яковлевне Гвирцман, Алексею Леонидовичу Куликову, Ирине Борисовне Нефедовой, Дине Григорьевне Шехтман, Наталье Георгиевне Беловой, Янине Игнатьевой, Вячеславу Викторовичу Будилину и Алине Козловой.

Я очень благодарна Марине и Грегори Эббот, Ларисе и Эдмунду Йорх за их удивительное гостеприимство и заботу.

Спасибо и моим школьным учителям, они хотели научить меня только самому лучшему.

Вместо предисловия

Идея этой книги начала созревать во мне давно, около десяти лет назад.

Я искала подходящую школу для своего ребенка и была вынуждена столкнуться с разными типами общеобразовательных учреждений, учителей, подходов к обучению.

В это же время я, как психолог, пришла к выводу, что у детей, попадавших ко мне на коррекцию и психотерапию, были два основных источника психологических травм: собственные родители и школа.

Как правило, все молодые специалисты отличаются энтузиазмом и наивностью. Я не была исключением и полагала, что как психолог должна не только исправлять последствия психологических травм, но по возможности выявлять и устранять причины, их вызывающие.

Мой энтузиазм не иссяк и сейчас (иначе я бы никогда не взялась за эту книгу, также как и за «Книгу для неидеальных родителей»), а вот наивности за годы работы, конечно, поубавилось.

Ведь вначале я думала, что если объяснить родителю, как можно «искалечить» ребенка любовью, он перестроит свою линию поведения, если показать, какие они – дети, и чего именно ждут от взрослых, то взрослые их поймут, и все изменится.

Также мне казалось, расскажи я о том, что помогает ребятам учиться, а что вызывает в них протест, то учителя меня услышат, смогут приспособиться к собственным ученикам, и наступит счастье.

Наивно? Конечно! Родителю, чтобы что-то изменить в отношениях с собственным ребенком, мало понять, что именно следует изменить, нужно еще проделать колоссальную работу по осознанию себя, по отслеживанию собственных чувств, по изменению собственных весьма жестких установок, идущих еще из детства. Это тяжелый труд, на который способен далеко не каждый (точнее, очень немногие).

В школе все еще сложнее: психологическое здоровье отдельно взятого учителя, осознанность его действий и центрированность на учебных потребностях школьника в целом мало что меняют в жизни ученика (хотя и эта малость – настоящая драгоценность для отдельно взятого школьника). За спиной у педагога система – малоподвижная, консервативная, жесткая, и пробовать изменить ее усилиями одного психолога, конечно, наивно.

Поскольку я не педагог (хотя являюсь преподавателем в высшей школе), я не претендую на истинное знание о том, как правильно учить детей. Я смотрю на школу глазами психолога, смотрю, безусловно, субъективно, привнося сюда как свой родительский опыт, так и опыт профессионала, выбравшего гуманистические методы для своей работы.

Я хотела бы поделиться с вами своими размышлениями, в надежде найти единомышленников среди родителей, детей, учителей, психологов. Одному, конечно, невозможно изменить мир, если речь идет не о голливудском кино.

Но я убеждена в том, что группа единомышленников способна создавать новое, которое могло бы существовать в соответствии с ценностями большинства. А большинство способно создать новую и жизнеспособную систему, даже новую систему педагогики.

Я верю в это с неостывающим энтузиазмом и уже недетской наивностью, потому и взялась за настоящий проект – эту книгу.

1

Школа

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.

Альбер Камю

Школа – это не только место (пространство), куда приходит растущий человек, чтобы получать знания. Это огромный промежуток времени (если рассматривать его в масштабе всего детства), который проводит ребенок в этом самом месте.

Школа – это сеть отношений, в которые вовлечены все мы ежедневно и ежечасно. И это система, организованная и живущая по своим законам, формирующая и изменяющая каждого, кто является ее частью.

В конце концов, школа – это процесс, и не только процесс образования и становления…

Мне всего шесть лет, и все домашние собираются на семейный совет. Главный вопрос на повестке дня: хочу ли я пойти в школу этой осенью? Первая учительница моей сестры набирает новый класс. Очень удачно: можно отправиться в ту же школу к знакомому педагогу. Меня спрашивают, хочу ли я этого.

Я не знаю, хочу или нет, потому что вообще не знаю, что такое школа. Я представляю себе большие комнаты, как у нас в детском садике, заполненные детьми-учениками, и строгую учительницу, которая следит за тем, как мы себя ведем.

Картинка не очень отличается от того, что происходит в саду, но от родителей и сестры я знаю, что школа – это большая ответственность. Поскольку я боюсь в своей шестилетней жизни всего нового и на самом деле меня пугает эта ответственность, то в школу идти я скорее боюсь.

Мне хочется зацепиться за мамины слова: «она же еще маленькая и так часто болеет», но я знаю, что папа будет недоволен. Он, похоже, все давно решил. Мне ничего не остается, кроме как согласиться.

Меня приводят к той самой учительнице на какие-то экзамены или тесты. И, несмотря на то что к своим шести годам я умею читать, писать и знаю таблицу умножения, меня просто парализует от тревоги и ответственности. Учительница строга, отбор в школу серьезен, я не должна подвести папу.

В те времена – это лучшая школа в городе, «английская», с самым высоким процентом поступления в ВУЗы. Несмотря на охвативший меня ужас, я все же выполняю задания, и меня принимают.

Я не помню, обрадовал ли меня сей факт или нет, помню только чувство огромного облегчения от того, что собеседования и тесты заканчиваются.

Воспоминания о начальной школе обрывочны: только отдельные эпизоды и ощущения. Из-за маленького роста я сижу на первой парте, прямо напротив учительского стола.

Основное чувство на протяжении долгих трех лет – страх, переходящий в ужас, когда учительница повышает голос (а делала она это регулярно), полный ступор, когда она, рассердившись, бьет указкой или кулаком по своему (слава Богу!) столу, бьет так, что подпрыгивает даже моя парта.

И еще: я до сих пор отчетливо помню состояние жуткой паники, когда надо было выходить к доске. Я стою перед классом и отвечаю совсем тихо, потому что ужас заполнил каждую клетку моего маленького существа. Меня прерывает ее разъяренное: «ГРОМЧЕ!» Я впадаю в столбняк и могу выдавить из себя лишь мучительный шепот.

Ее очередное «ГРОМЧЕ!» ввергает меня в состояние полного паралича, и я вообще уже не могу ничего сказать.

Под язвительные комментарии моей мучительницы и смех одноклассников я отправляюсь на свое место и хочу только одного: стать невидимкой, чтобы никто меня не замечал, не заставлял говорить громко и с выражением, не унижал и не стучал по моей парте. Но мне предстоит пережить еще три года постоянного сверхчеловеческого напряжения, от которого я спасаюсь лишь тем, что непрерывно болею.

Моя первая учительница была замечательной женщиной, носила звание «почетный учитель». Она отдала школе всю свою жизнь. Она учила нас, как умела, как считала нужным и правильным. Все в нашем классе выучились читать, писать, вычитать и делить, и, наверное, многие ей за это благодарны.

Но теперь, уже будучи взрослой, я совершенно убеждена, что могла научиться этому и не заработав невроз, последствия которого придется расхлебывать всю оставшуюся жизнь.

Я уверена, что учить детей хорошо и «правильно» можно не только манипулируя их чувствами, внушая страх, подавляя в них личность, целиком подчиняя себе и своим целям. Я знаю, что дети значительно эффективнее учатся в атмосфере уважения, поддержки и принятия.

Они легко, без всякого страха, следуют за учителем, когда им интересно и когда они понимают, для чего нужны все эти знания, которые взрослые почему-то считают важными априори.

Вот послание, которое я вынесла из своей школьной жизни:

«Будь послушной, усердной, старайся, много работай! То, что сказали взрослые люди до тебя, значительно правильнее всего того, что можешь сказать ты.

Есть непреложные истины, которые тебе следует знать, не оспаривая и не подвергая их сомнению.

Будь прилежной, исполнительной, следуй установленным правилам, слушай старших и усердно учись! Только тогда ты избежишь недовольства представителей взрослого мира и, возможно, даже получишь поощрение».

Что интересно, оно усвоилось значительно прочнее, чем многие знания, вбивавшиеся в мою голову с немалым напором. Знания забылись, послание всегда со мной.

Читайте также:  Жена решила, что больше меня не любит – ваш онлайн психолог!

Да, оно до сих пор помогает мне быть усердной и много работать, но делает ли это меня счастливой? Кроме того, только мои психотерапевты знают, какие сверхчеловеческие усилия мне пришлось приложить, чтобы позволить себе иметь право на собственное мнение, чтобы научиться видеть мир не только таким, каким он уже описан в книгах, чтобы когда-нибудь разрешить себе звучать.

Чему никогда не научат в школе, А это стоит знать — Примеры и Решения

Как научиться тому, чему не научили в школе, которыми ежедневно пользуется каждый человек: семейные отношения, половое воспитание, финансовая грамотность, тайм-менеджмент, психология.

Одна мудрая пословица гласит: «Жизнь прожить – не поле перейти». И правда, на пути каждого из нас встречается много проблем и препятствий.

После очередного крутого виража, невольно посещают мысли, что школа не готовит к реальной жизни.

Известный психолог Людмила Петрановская утверждает, что 95% того, чему нас учат на протяжении 11 лет, уже не актуально.

По прогнозам, за ближайшие годы исчезнет около 15% базовых профессий, поэтому система школьного образования пока не совершенна.

40% опрошенных россиян солидарны с психологом и уверены, что навыки, которым не учат в школе, необходимо развивать самостоятельно. Ниже вы узнаете, чему никогда не научат в школе.

Это практические знания, которые помогут лучше понять себя и окружающий мир, научат не бояться поставленных целей, правильно распоряжаться деньгами, избегать ошибок, найти дело своей мечты.

Забота о себе

  • По статистике, которую опубликовала на своем сайте ВОЗ, Россия находится на третьем месте среди стран, где зафиксировано наибольшее количество самоубийств.
  • Одна из главных причин подавляющего большинства суицидов среди подростков – это депрессия, нелюбовь к себе, невнимание со стороны взрослых.
  • Школа не готовит к будущему и дети просто не знают основ ментального здоровья.

Разобраться с этим вопросом помогут даже художественные книги. Например, книга Дженнифер Нивен «Ты не виноват» или Нед Виззини «Это очень забавная история».

Стоит чаще говорить с детьми об их чувствах, а если не получается справиться с проблемой самостоятельно, лучше всего обратиться к психологу.

Одна из главных проблем современных школьников – они не умеют общаться лично, особенно если речь идет о незнакомых людях. Многие дети страдают от буллинга (травли), самостоятельно учатся приспосабливаться к жестоким школьным реалиям.

Умение красиво говорить, вовлекать в свою беседу – настоящее искусство. Чтобы выглядеть интересной личностью в глазах других людей, важно уметь поддерживать разговор, «правильно» общаться, налаживать контакт, эффективно строить  беседу.

Это то, чему не обучают в школах, поэтому нужно часто и подолгу беседовать с ребенком, разжигать его интерес к определенным вещам, не насмехаться над его словами. Немаловажно научить подростка обращать внимание на жесты собеседника.

Уважать чужое мнение и индивидуальность, а также правильно общаться с ровесниками и более взрослыми людьми — это очень полезные навыки, которые стоит развивать в себе. В эти навыки можно включить следующие:

  • Говорить и слушать, когда говорят другие;
  • Задавать вопросы;
  • Договариваться с агрессивными собеседниками;
  • Распознавать ложь в разговоре;
  • Выражать свои чувства и понимать чужие;
  • Не промолчать или промолчать тогда, когда это необходимо;
  • Извиниться и сказать «спасибо».

Общаться с людьми мы учимся на протяжении всей жизни. Однако вовсе не обязательно делать это самостоятельно. Если возникают проблемы в общении, можно обратиться к следующим полезным изданиям:

  1. «Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно», Пол МакГи. Автор обращает внимание на ошибки, которые люди допускают в общении. Также здесь можно найти множество интересных историй из жизни.
  2. «Как побороть застенчивость», Филип Зимбардо. В этой книге вы найдете то, что не проходят в школе. Автор через научный подход помогает справиться с проблемой застенчивости, а также приводит конкретные примеры и упражнения.
  3. «Как разговаривать с кем угодно», Марк Роудз. Автор помогает справиться с барьерами, которые могут возникнуть у абсолютно любого человека, а также рассказывает, как начать разговор и избавиться от страха общения.

Soft Skills или социальные навыки – качества, которые приходится оттачивать всю жизнь. Это вполне нормально, но хотелось бы, чтобы в школе в первую очередь учили уважать мнение других, умению работать в команде, устанавливать новые контакты, невзирая на индивидуальность человека.

Это основа карьерного роста, подростки готовятся к реальной жизни, поэтому психологи рекомендуют пройти Международную Школу Лидерства для Молодежи Jlider, где есть онлайн программы и даже выездные и городские лагеря.

Ораторское искусство и дебаты

На протяжении 11 лет дети изучают русский язык и литературу, но написать небольшой текст, в котором четко изложены мысли, они не могут. Кроме того, в течение жизни человеку не раз приходится выступать на публике – это пригодится в университете и на работе.

Однако многим школьникам сложно выступать перед большой аудиторией, и этому уже не учат в школе.

Еще одна вещь, чему не учат в школе, а надо бы – умение вести споры и переговоры. Очень часто во взрослом обществе люди утверждаются за счет других или разряжаются эмоционально, не обращая внимания на собеседника и не слушая его доводы. Искусство вести дебаты пригодится человеку в жизни и на работе.

Самыми популярными считаются курсы InLiberty, после прохождения которых, любой сможет организовывать и проводить любые дискуссии и переговоры.

Книги, посвященные искусству вести переговоры, ораторству и прочим полезным социальным и профессиональным навыкам:

  1. «Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров», Марк Гоулстон. В разговоре человек излагает свои мысли, а также слушает собеседника. Автор помогает научиться этому.
  2. «Исповедь оратора», Скотт Беркун. Книга бизнес-спикера с 15-летним стажем научит эффективно взаимодействовать с аудиторией и быть нескучным оратором. Автор приводит полезные советы и интересные истории из собственной практики.
  3. «Как выступать публично», Никита Непряхин. Этот учебник пригодится тем, кто хочет изучить ораторское искусство на примере российской практики. Автор дает краткие и практичные советы для начинающих спикеров.

Поиск любимого дела и работы

Если задать вопрос старшеклассникам, кем они хотят быть, большинство ответят то, что хотели бы услышать их родители. Очень редко подросток знает, чем он хочет заниматься.

Многие отдают предпочтение высокооплачиваемым профессиям и специальностям, на которые маленький конкурс. Это заканчивается тем, что после получения высшего образования диплом, в который вложены силы и средства, остается пылиться на полке.

В школах дети проходят профориентацию – кому-то она помогает найти новые пути развития, а кому-то – любимое дело всей жизни. Но не всегда такие тесты являются эффективными, а школы мало времени уделяют индивидуальным особенностям учеников.

По прогнозам аналитиков, чтобы найти свой путь, человеку придется сменить около 5 видов деятельности, поработать под руководством 20 работодателей.

Знаний, которые дети получают, будет недостаточно, школа не готовит учеников к работе.

Важно не зазубривать информацию, а уметь выбирать подходящие материалы, соизмерять желания с возможностями, оценивать свои знания и достойно справляться с чрезмерной нагрузкой.

Достичь всего этого будет легко, если вовремя прочесть книгу Ивана Смирнова «Научись учиться. Мозг, обучение, память, чтение» или пройти бесплатный онлайн-курс с субтитрами от Калифорнийского университета на www.coursera.org.

Еще один пробел в современном образовании – школа не готовит учеников к работе. Необходимо, чтобы уже с подросткового возраста ученик знал, что ждет его после выпускных экзаменов и сдачи диплома – это устройство на работу.

В жизни важно научиться тому, как составлять резюме, как вести себя на собеседовании, как заполнять анкеты и держать себя достойно в форс-мажорных обстоятельствах.

Многие из этих навыков пригодятся сразу же после последнего звонка. При этом следует рассказывать детям, как защитить свои права на рынке труда.

В решении проблем с профориентацией и поиском работы помогут следующие полезные издания:

  1. «Атлас новых профессий». Совместный проект Президентского Агентства стратегических инициатив (АСИ) и школы управления «Сколково». Содержит список новых профессий, за которыми будущее. Скачать можно бесплатно на сайте АСИ.
  2. «Ты можешь больше, чем ты думаешь», Томас Армстронг. Книга помогает раскрыть сильные стороны и понять себя. Автор дает практические советы по определению особенностей интеллекта, а также приводит список профессий, которые подходят для того или иного типа.
  3. «Хватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работу», Кэл Ньюпрот. В книге автор учит читателя тому, чему никогда не научат в школе. Он в легкой форме и с юмором отвечает на главный вопрос – лучше стремиться к своей мечте или осваивать дело, которым вы уже занимаетесь?

Как пережить подростковый возраст

Базовые знания о человеческом организме мы получаем в школе, но все иначе с психологическим здоровьем. На уроках психологии в школе дети проходят различные тесты на типы личности, это интересно и полезно для того, чтобы познать себя. Но некоторые дети сталкиваются с серьезными проблемами, и справляться с ними не научат в школе.

Люди, столкнувшиеся с депрессией, БАР (биполярным расстройством), имеющие мысли о сведении счетов с жизнью, боятся рассказать о своих чувствах, потому что о психологических расстройствах не принято говорить в обществе.

Детям и подросткам важно рассказать о том, что в такой ситуации не стыдно просить о помощи. Детские травмы влияют на всю последующую жизнь, а поэтому важно вовремя заметить и устранить проблемы.

Во взрослом возрасте также можно изменить ситуацию, для этого необходимо обратиться к специалисту – совсем немногим удается справиться с проблемами самостоятельно. Следующие издания помогут родителям лучше понять подростков, а подросткам – самих себя:

  1. «Переходный возраст. Не упустите момент», Лоуренс Стейнберг. Эта книга от ведущего мирового эксперта по подростковому возрасту предназначена для родителей и педагогов. Она научит понимать и воспитывать подростков.
  2. «Курс выживания для подростков», Ди Снайдер. Психология – сложная наука, но с этой книгой становится намного проще. Она поможет уберечься от неприятностей и научит действовать, если они все-таки произошли.
  3. «Ты сильнее, чем ты думаешь», Гершен Кауфман, Лев Рафаэльи Памела Эспеланд. Книга отвечает на важные вопросы, учит принимать ответственность за свою жизнь, осознавать чувства и потребности. Предназначена для детей и подростков в возрасте от 8 лет.

Семейные отношения

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *