Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог!

Автор Андрей. Тип теста: Простой тест. Категория: На внимание.

Этот тест на восприятие и память может стать серьезным испытанием для тех, у кого с ними не все в порядке. Так что предлагаем вам проверить себя и разобраться, как там у вас обстоят дела и с тем, и с другим.

Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог!В этом тесте нужно быть внимательным с самого начала. Запоминайте каждую деталь, которую видите.Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог!Сколько нечетных чисел было на первой картинке?Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог!Подумайте о предыдущем вопросе. На фото был улыбающийся смайлик?Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог!Вопрос с подвохом. Какого цвета был шарик на превью (обложке) теста?Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог!Прибавьте 1000 к 40. Прибавьте еще 1000. Приплюсуйте 30. Добавьте еще одну 1000. Теперь прибавьте 20. И приплюсуйте еще 1000. Наконец, добавьте 10. Сколько у вас вышло?Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог!Помните предыдущее фото? Выберите неправильное утверждение о нем:

  • Девушки не были блондинками
  • Девушки лежали среди цветов
  • Одна из девушек была одета во что-то розовое
  • На фото были три девушки

Что насчет расцветки фигур предшествующего фото? Какая она была?Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог!В городе 50 зданий. Они пронумерованы от 1 до 50. Сколько четверок среди этих чисел?Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог!Какого овоща не было на предшествующем снимке?Помните еще девушек с фотографии? Какой там был фон?
От команды разработчиков Конструктора Тестов: Посмотрите и пользуйтесь нашим новым проектом: Сборник всех промокодов Покупайте в известных магазинах с хорошими скидками! 38 461 просмотров Верно 160  /  С ошибками 15 700 Вставить на сайт: HTML-код

  • Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог! Тест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время HTML-код Андрей Количество прохождений: 293 183 470 098 просмотров — 27 февраля 2019 Пройти тест
  • Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог! Сможем ли мы угадать ваш возраст, задав вам 5 вопросов? HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 562 621 767 185 просмотров — 20 декабря 2016 Пройти тест
  • Тест: Узнайте что говорит дата рождения о вашей Личности HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 1 132 797 2 224 477 просмотров — 26 декабря 2016 Пройти тест
  • Этот тест определит ваш кругозор HTML-код Андрей Количество прохождений: 369 086 600 760 просмотров — 20 июня 2018 Пройти тест
  • Цветовой тест на возраст HTML-код Андрей Количество прохождений: 368 809 567 897 просмотров — 27 августа 2018 Пройти тест
  • Тест из одного вопроса, ответить на который правильно не может почти никто. Попробуете себя? HTML-код Андрей Количество прохождений: 373 864 540 845 просмотров — 22 января 2019 Пройти тест
  • Помнишь, что ели в Советском Союзе? HTML-код Андрей Количество прохождений: 413 401 704 144 просмотров — 10 сентября 2018 Пройти тест
  • Если вы закончите представленные 15 фраз, то вы настоящий интеллектуал! HTML-код Андрей Количество прохождений: 376 830 640 550 просмотров — 06 марта 2019 Пройти тест
  • В чём ваш мозг крут HTML-код Андрей Количество прохождений: 487 721 886 965 просмотров — 22 ноября 2018 Пройти тест
  • Большой тест на интеллект: узнай свой процент знаний HTML-код Всякие Научные Штуки Количество прохождений: 746 319 1 052 702 просмотров — 11 февраля 2019 Пройти тест
  • Не называйте себя эрудированным человеком, если не сможете набрать в этом тесте хотя бы 8/10 HTML-код Андрей Количество прохождений: 365 182 596 453 просмотров — 29 января 2019 Пройти тест
  • Из какой страны вы душой? HTML-код Коклягина Полина Количество прохождений: 729 264 1 071 898 просмотров — 05 января 2017 Пройти тест
  • Простейший тест на IQ из нескольких вопросов HTML-код Администратор Количество прохождений: 337 273 706 142 просмотров — 09 декабря 2016 Пройти тест
  • Каков Ваш психологический возраст? HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 772 447 1 140 297 просмотров — 21 декабря 2016 Пройти тест
  • Тест на смекалку, в котором вы вряд ли наберете 8 правильных ответов, если ваш IQ ниже среднего HTML-код Андрей Количество прохождений: 362 884 641 151 просмотров — 17 июля 2019 Пройти тест
  • Пройдете ли вы тест на психопата? HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 294 479 433 618 просмотров — 11 января 2017 Пройти тест
  • Насколько Ваш мозг пошлый? HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 839 090 1 597 061 просмотров — 20 декабря 2016 Пройти тест
  • Если вы наберете 11/12 в этом тесте на эрудицию, то такого начитанного и разностороннего человека еще поискать HTML-код Андрей Количество прохождений: 567 150 1 170 701 просмотров — 04 августа 2019 Пройти тест
  • Сможете ли вы назвать имена всех этих легендарных артистов, популярных в СССР? HTML-код Андрей Количество прохождений: 518 282 941 306 просмотров — 06 декабря 2018 Пройти тест
  • Ваш словарный запас на высоком уровне, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/11 — ТЕСТ HTML-код Анна Количество прохождений: 685 433 1 286 723 просмотров — 09 апреля 2020 Пройти тест
  • Какой твой охлаждающий напиток по знаку зодиака HTML-код Андрей Количество прохождений: 6 14 просмотров — 16 июля 2021 Пройти тест
  • Только невероятно умный человек сможет набрать 9/9 в нашем тесте на логику HTML-код Андрей Количество прохождений: 25 39 просмотров — 16 июля 2021 Пройти тест
  • Что вы помните о советских дворовых играх? HTML-код Андрей Количество прохождений: 138 288 просмотров — 15 июля 2021 Пройти тест
  • Как вы коммуницируете с людьми? HTML-код Андрей Количество прохождений: 189 317 просмотров — 15 июля 2021 Пройти тест
  • Если наберете хотя бы 8/10, у вас в школе была явная 5 по географии! HTML-код Андрей Количество прохождений: 253 414 просмотров — 15 июля 2021 Пройти тест
  • Хорошо ли вы помните детские сказки? HTML-код Андрей Количество прохождений: 206 366 просмотров — 15 июля 2021 Пройти тест
  • Попробуете узнать советского актера по трем кинофильмам, где он сыграл? HTML-код Андрей Количество прохождений: 176 335 просмотров — 15 июля 2021 Пройти тест
  • Выберите символ и узнайте, какая у вас душа: HTML-код Андрей Количество прохождений: 320 552 просмотров — 14 июля 2021 Пройти тест
  • Узнайте, как выглядит твой внутренний голос HTML-код Андрей Количество прохождений: 241 450 просмотров — 14 июля 2021 Пройти тест
  • Сможете ответить хотя бы на 8/10 вопросов на общие знания для начитанных людей HTML-код Андрей Количество прохождений: 338 595 просмотров — 14 июля 2021 Пройти тест
  • Сколько раз выходят замуж женщины разных знаков HTML-код Андрей Количество прохождений: 237 428 просмотров — 14 июля 2021 Пройти тест
  • Задачка, которая требует развитого логического мышления HTML-код Андрей Количество прохождений: 191 442 просмотров — 14 июля 2021 Пройти тест
  • Если вы знаете, где находятся эти города, то ваши знания географии достойны аплодисментов! HTML-код Андрей Количество прохождений: 364 171 606 554 просмотров — 14 февраля 2019 Пройти тест
  • Тест из одного вопроса, ответить на который правильно не может почти никто. Попробуете себя? HTML-код Андрей Количество прохождений: 373 864 540 845 просмотров — 22 января 2019 Пройти тест
  • Если вы наберете 11/12 в этом тесте на эрудицию, то такого начитанного и разностороннего человека еще поискать HTML-код Андрей Количество прохождений: 567 150 1 170 701 просмотров — 04 августа 2019 Пройти тест
  • Тест на общие знания, который по зубам не каждому HTML-код Андрей Количество прохождений: 452 710 714 735 просмотров — 22 февраля 2019 Пройти тест
  • Тест на общие знания: Просвещены ли вы настолько, чтобы пройти его на все 10/10? HTML-код Андрей Количество прохождений: 525 268 898 321 просмотров — 28 января 2019 Пройти тест
  • Сможете ли вы пройти тест для разведчиков? HTML-код Андрей Количество прохождений: 556 864 1 086 351 просмотров — 24 июля 2018 Пройти тест
  • Тест по фильмам СССР: Сможете пройти его на все 10/10? (Часть 2) HTML-код Андрей Количество прохождений: 325 390 514 458 просмотров — 04 марта 2019 Пройти тест
  • Тест на общие знания, который без ошибок проходят лишь единицы. А получится ли у вас? HTML-код Андрей Количество прохождений: 477 743 750 360 просмотров — 05 марта 2019 Пройти тест
  • Сколько ты можешь выиграть в «Кто хочет стать миллионером?» HTML-код Андрей Количество прохождений: 686 504 1 202 499 просмотров — 21 августа 2018 Пройти тест
  • Сможете ли вы назвать имена всех этих легендарных артистов, популярных в СССР? HTML-код Андрей Количество прохождений: 518 282 941 306 просмотров — 06 декабря 2018 Пройти тест
  • Вас можно назвать ходячей энциклопедией, если сможете набрать восемь правильных ответов HTML-код Андрей Количество прохождений: 459 028 731 283 просмотров — 22 ноября 2018 Пройти тест
  • Насколько чиста ваша карма? HTML-код Андрей Количество прохождений: 337 070 596 826 просмотров — 29 ноября 2018 Пройти тест
  • Тест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время HTML-код Андрей Количество прохождений: 293 183 470 098 просмотров — 27 февраля 2019 Пройти тест
  • Сможем ли мы угадать ваш возраст, задав вам 5 вопросов? HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 562 621 767 185 просмотров — 20 декабря 2016 Пройти тест
  • Тест: Узнайте что говорит дата рождения о вашей Личности HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 1 132 797 2 224 477 просмотров — 26 декабря 2016 Пройти тест
  • Этот тест определит ваш кругозор HTML-код Андрей Количество прохождений: 369 086 600 760 просмотров — 20 июня 2018 Пройти тест
  • Цветовой тест на возраст HTML-код Андрей Количество прохождений: 368 809 567 897 просмотров — 27 августа 2018 Пройти тест
  • Тест из одного вопроса, ответить на который правильно не может почти никто. Попробуете себя? HTML-код Андрей Количество прохождений: 373 864 540 845 просмотров — 22 января 2019 Пройти тест
  • Помнишь, что ели в Советском Союзе? HTML-код Андрей Количество прохождений: 413 401 704 144 просмотров — 10 сентября 2018 Пройти тест
  • Если вы закончите представленные 15 фраз, то вы настоящий интеллектуал! HTML-код Андрей Количество прохождений: 376 830 640 550 просмотров — 06 марта 2019 Пройти тест
  • В чём ваш мозг крут HTML-код Андрей Количество прохождений: 487 721 886 965 просмотров — 22 ноября 2018 Пройти тест
  • Большой тест на интеллект: узнай свой процент знаний HTML-код Всякие Научные Штуки Количество прохождений: 746 319 1 052 702 просмотров — 11 февраля 2019 Пройти тест
  • Не называйте себя эрудированным человеком, если не сможете набрать в этом тесте хотя бы 8/10 HTML-код Андрей Количество прохождений: 365 182 596 453 просмотров — 29 января 2019 Пройти тест
  • Из какой страны вы душой? HTML-код Коклягина Полина Количество прохождений: 729 264 1 071 898 просмотров — 05 января 2017 Пройти тест
  • Простейший тест на IQ из нескольких вопросов HTML-код Администратор Количество прохождений: 337 273 706 142 просмотров — 09 декабря 2016 Пройти тест
  • Каков Ваш психологический возраст? HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 772 447 1 140 297 просмотров — 21 декабря 2016 Пройти тест
  • Тест на смекалку, в котором вы вряд ли наберете 8 правильных ответов, если ваш IQ ниже среднего HTML-код Андрей Количество прохождений: 362 884 641 151 просмотров — 17 июля 2019 Пройти тест
  • Пройдете ли вы тест на психопата? HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 294 479 433 618 просмотров — 11 января 2017 Пройти тест
  • Насколько Ваш мозг пошлый? HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 839 090 1 597 061 просмотров — 20 декабря 2016 Пройти тест
  • Если вы наберете 11/12 в этом тесте на эрудицию, то такого начитанного и разностороннего человека еще поискать HTML-код Андрей Количество прохождений: 567 150 1 170 701 просмотров — 04 августа 2019 Пройти тест
  • Сможете ли вы назвать имена всех этих легендарных артистов, популярных в СССР? HTML-код Андрей Количество прохождений: 518 282 941 306 просмотров — 06 декабря 2018 Пройти тест
  • Ваш словарный запас на высоком уровне, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/11 — ТЕСТ HTML-код Анна Количество прохождений: 685 433 1 286 723 просмотров — 09 апреля 2020 Пройти тест
Читайте также:  Муж общается с другой женщиной, а я против, как мне быть? – ваш онлайн психолог!

Обзор существующих методик исследования памяти

Определение 1

Память – процесс, происходящий в психике человека, благодаря которому осуществляется запоминание, хранение и воспроизведение жизненного опыта.

Исследование памяти в современном мире играет большую роль. С каждым годом технологические приспособления растут с геометрической прогрессией. Детям нынешнего поколения сложно учиться, что-либо запоминать, потому что их мозг настроен на поиск. Они знают, где искать нужную информацию и не запоминают ее. Многие обладают клиповым мышлением, т.е.

запоминают материал фрагментарно. Доказано, что дети, которые учились во времена СССР, обладают хорошей памятью. Помимо этого проблемы с запоминанием можно встретить и у взрослого поколения, например, болезнь Альцгеймера.

Чтобы определить тип памяти человека, здоров он или имеет какие-то заболевания, проводятся специальные исследования, о которые указаны ниже.

Классификация методик исследования памяти

Для хорошего запоминания и развития памяти исследователи выделяют 3 методики изучения памяти:

  • «Заучивание 10 слов»;
  • «Память на образы»;
  • «Память на числа».

Описание методов исследования памяти

Первый способ запоминания был разработан Лурия А.Р. Он проводится с целью:

  • оценки состояния памяти;
  •  оценки утомляемости;
  • оценки активности внимания.

Для этого способа необходим протокол с 9-ю короткими не взаимосвязанными односложными и двусложными словами (рис.1).

Рисунок 1. Протокол обследования памяти

Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог!

Ход анализа:

  1. Психолог призывает испытуемого к вниманию. Затем читает несколько слов, которые в последствии человек  должен произнести столько, сколько запомнил в любом порядке.
  2. Далее психолог повторяет слова, которые после личность должна повторить в любом порядке.

Замечание 1

Далее эксперимент продолжается в таком же ключе. Опыт повторяется примерно 5-6 раз, а после окончания через час испытуемый должен повторить слова снова.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Каждый этап обследования фиксируется в протоколе (рис.1). Под каждым воспроизведенным словом ставиться крестик, который соответствует номеру попытки. Лишние слова, произнесенные человеком, фиксируются в специальной графе. Спустя час испытуемый повторяет слова, которые запомнил. В протоколе они фиксируются кружочками.

По полученным данным создается график «кривая запоминания» (рис.2), по которому делается вывод касательно особенностей запоминания.

У здоровых людей воспроизведение слов увеличивается, у больных – уменьшается, происходит, так называемое, «застревание» на лишних словах. Наличие в большом количестве лишних слов говорит о расторможенности, расстройстве сознания.

У взрослого с нормальной памятью к 3-му повторению воспроизводится правильно до 9-10 слов.

Рисунок 2. Форма для построения кривой запоминания

Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог!

Кривая запоминания показывает:

  • ослабление внимания;
  • ярко-выраженную утомляемость (фиксируется, если человек воспроизвел сразу 8-9 слов, а после их количество снизилось. Это говорит о забывчивости и рассеянности испытуемого).

Если кривая запоминания имеет зигзагообразный характер, то она говорит о неустойчивости внимания. Кривая в виде плато говорит об эмоциональной вялости. Число слов, которые были воспроизведены час спустя, говорят о долговременной памяти.

Цель данной методики на память  — изучение образной памяти. Такой метод может использоваться и для профориентации.

Для этого необходима таблица с образами (рис.3) размером ½ листа А4.

Рисунок 3. Примерный материал

Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог!

Процесс: исследователь сначала показывает таблицу с образами и дает задачу испытуемому – за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Спустя установленное время психолог убирает таблицу, после чего человек должен нарисовать или описать словами образы, которые запомнил.

Далее оцениваются результаты. У здорового человека будет наблюдаться 6 и более правильных ответов (рис.4).

Рисунок 4. Форма таблицы результатов

Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог!

Последняя методика на память проводиться с целью оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Для опыта нужна таблица с 12-ми двузначными числами размером ½ листа А4 (рис.5).

Рисунок 5. Примерный материал

Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог!

Процесс: исследователь предоставляет таблицу с числами. Задача испытуемого за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. После таблица убирается, и человек должен записать все то, что запомнил.

Далее результаты оцениваются по количеству правильно воспроизведенных чисел. Максимальное количество запоминания оперативной, или кратковременной памяти – 10 цифр, средний уровень – 6-7 цифр.

Как улучшить память. советы клинического психолога

Память – это процесс отражения прошлого опыта и происходящего в действительности, заключающейся в запоминании (фиксации), сохранении (ретенции), воспроизведении (репродукции), забывании информации.

Существуют определенные виды памяти, такие как: произвольная и непроизвольная память.

  1. Произвольная память – это запоминание и воспроизведение, требующая цели и усилия, элементы запоминания связываются между собой ассоциативно.

  2. Непроизвольная память – это процесс запоминания и воспроизведения, в котором отсутствует определённая цель что-то запомнить, без приложения волевых усилий.

  3. Выделяют также механическую память (происходит путём стереотипного повторения без его осмысления), наглядно-образную (запоминание наглядных образов, т.е. звуков, форм, цвета и т.д.), двигательную зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, смысловую и эмоциональную.

Читайте также:  Как сохранить отношения на расстоянии – ваш онлайн психолог!

В зависимости от продолжительности хранения материала выделяют кратковременную и долговременную память.

  • Кратковременная память – это оперативное удержание материала, необходимого в процессе деятельности.
  • Долговременная память – это неограниченный объём информации в котором мы можем кодировать и хранить информацию в течении длительного времени.

Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключало бы возможность познания мира и ориентации в нем.

Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог!

Нарушения памяти

В патологии памяти имеются нарушения: усиление и снижение памяти (гипер- и гипомнезия). Гипермнезия- это усиление памяти, гипомнезия, наоборот, ее снижение.

Грубыми нарушениями памяти является амнезия – т.е. отсутствие памяти, утрата способности сохранять и воспроизводить ранее приобретённую информацию. Различают две формы амнезии: ретроградную (нарушение памяти на события, предшествующие заболеванию) и антероградную (нарушение памяти на события, происходившие после заболевания).

В определенных психических состояниях, при крайнем переутомлении возникают явления парамнезии – обмана памяти:

  • псевдореминисценции (путается хронологический порядок имевших место реальных событий);
  • явление dёjavu (уже видел) – возникновение впечатления повторного восприятия тех явлений, которые в действительности воспринимаются впервые;
  • различные конфабуляции – ложные воспоминания.

Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог!

Упражнения для улучшения памяти

Чтобы поддерживать память в тонусе, ее, как и тело, нужно тренировать.Существует множество вариантов как это можно делать самостоятельно, назовём самые популярные и действующие методы:

  1. Учить стихи;
  2. Разгадывать кроссворды;
  3. Делать мыслительные экскурсии (Представьте себе путь на работу (учебу) или мысленно прогуляйтесь по своей квартире. Во время таких «прогулок» обращайте внимание на детали и рассматривайте отдельные объекты, запоминайте события. Это упражнение тренирует концентрацию внимания, ведь в ходе прогулки вы затрачиваете достаточно много времени, чтобы детально изучить объекты);
  4. Периодически менять план своего хождения на работу (заставляем наш мозг продумывать другие варианты, как добраться до дома, такое упражнение также влияет на улучшение креативности и воображения);
  5. Изучать иностранные языки (вариант не для ленивых, но очень действенный);
  6. Решать арифметические примеры и задачи;
  7. Играть в стратегические игры (шахматы, монополия, шашки, домино и др);
  8. Детально воспроизводить прошедший день (расскажите себе в деталях как прошел ваш вчерашний день. Какие эмоции, чувства вы испытали, что вы сделали, к каким мыслительные умозаключениям пришли, чем вы завтракали, обедали и ужинали, какой фильм или сериал, а может, телешоу, вы смотрели перед сном? А, может, это была книга? Расскажите себе пересказ прочитанного);
  9. Читать вслух (плюсом увеличивается словарных запас, улучшается дикция, эмоциональная окраска речи);
  10. Работать непривычной рукой;
  11. Существует еще один оптимальный и действенный способ – тренинг когнитивных навыков, где делается упор на все когнитивные навыки необходимые для поддержания и улучшения умственных процессов.

Тренинг когнитивных навыков позволяет не только улучшить свои умственные показали, но также снизить страх социума, так как тренинги когнитивных навыков проходят в групповой форме. Такой тренинг вы можете посетить и сами в нашей клинике, который проходит по средам в час дня.

К кому обратиться при жалобах на плохую память

Если Вас беспокоит состояние Вашей памяти, то обратитесь к специалисту: клиническому психологу или психиатру.

Методики исследования нарушений памяти при психических заболеваниях

Методы исследования памяти отличаются большим разнообразием как по характеру материала, предназначающегося для запоминания, так и по степени соучастия других психических процессов, через которые мнестические функции реализуются. Можно выделить несколько основных способов работы испытуемых с запоминаемым материалом:

· запоминание увеличивающихся рядов элементов (цифр, слов бессмысленных слогов и т.п.) до «отказа», т.е. неспособности после однократного или трехкратного предъявления безупречно воспроизвести весь ряд;

  • · запоминание стандартного набора элементов с целью регистрации числа повторений, после которого весь набор воспроизводится безошибочно;
  • · запоминание некоторого набора элементов-эталонов (например, графических) которые затем должны быть обнаружены (узнаны) в других больших по объему наборах;
  • · запоминание элементов с помощью ассоциативного опосредования;
  • · запоминание смысла рассказа в отличии от буквального запоминания;
  • · запоминание взаимного расположения элементов на рисунках и их воспроизведением по памяти;
  • · запоминание ритмических или звуковысотных последовательностей, а также тактильных образов.

Запоминание 10 слов.Методика предложена А.Р. Лурией и является одной из наиболее распространенных в патопсихологии.

Испытуемому предлагается прослушать 10 простых слов, не связанных по смыслу, односложных, которые необходимо повторить в любом порядке сразу после прочтения воспроизводимые слова помечаются в специальном бланке, после чего проводится от 5 до 10 попыток, до тех пор, пока без ошибок будут воспроизводиться все слова. Поле 1 часа испытуемого просят повторить запомненные слова.

На основании протокола исследования составляется график «кривая запоминания», которая и интерпретируется.

Запоминание зрительных образов.Данный методический прием включает в себя несколько вариантов проведения эксперимента, общим для которых является одновременная или последовательная экспозиция каких-то комплектов изображений, различающихся по сложности восприятия.

К числу таких изображений могут относиться реалистические изображения бытовых предметов, животных, средств транспорта и т.п.

, хорошо опознаваемые геометрические фигуры, контурные или профильные фигуры, не имеющие словесного эквивалента (данный стимульный материал наиболее чисто характеризует зрительную память).

Готовят две серии картинок. Каждая серия – 30 карточек, на которых изображены различные предметы. Карточки предъявляются с интервалом в 2 секунды. После показа первой серии делается интервал на 10 сек, а затем проверяют, сколько предметов запомнил испытуемый. Предметы можно называть в любом порядке.

Вторую серию проводят на следующий день, причем других исследований памяти делать нельзя.

При обнаружении значительной разницы в результатах первой и второй серии можно подозревать лабильность мнестических функций и слабость в концентрации внимания.

Оценка кратковременной памяти методом Джекобсона.

Существенная особенность этого метода — то, что объем кратковременной памяти из меряется по количеству изолированных единиц информации, которые могут быть правильно воспроизведены в заданном порядке после одного предъявления.

Испытуемому предъявляют по одному ряду стимулов постепенно нарастающей длины и устанавливают максимальное количество отдельных членов ряда, при котором испытуемый еще в состоянии бозошибочно воспроизвести весь ряд. Обычно применяют ряд от 4 до 12 стимулов.

  1. Объем кратковременной памяти вычисляется по формуле:
  2. V = А + m/n,
  3. где:
  4. V — объем кратковременной памяти;
  5. А – максимальное количество стимулов в ряду, при котором все ряд воспроизводились полностью;
  6. m — число правильно воспроизведенных рядов;
  7. n – количество проб с одной и той же длиной ряда.

Опосредованное запоминание (А.Н. Леонтьев).Основная теоретическая концепция данной диагностической методики заимствована из разработанной Л.С. Выготским и А.Р.

Лурией «функциональной методики двойной стимуляции», которая строится по принципу введения в экспериментальную задачу, предлагаемую испытуемому, кроме основных исходных стимулов еще второго дополнительного ряда стимулов, способных служить испытуемым тем «психологическим инструментом», с помощью которого они могут решить задачу.

Нарушения памяти: методы исследования – ваш онлайн психолог!

Для проведения эксперимента необходимо иметь заранее подготовленные наборы изображений (30 карточек с отчетливым изображением предметов и животных) и наборы из 15 слов. Рекомендуется использовать стандартные списки, но не исключается возможность и отбора собственных, под конкретные задачи исследования.

Карточки раскладываются перед испытуемым так, чтобы все они были одновременно видны.

После этого поочередно зачитываются слова из подготовленного набора с просьбой к испытуемому выбрать одну из карточек, чтобы впоследствии она могла вспомнить прочитанное слово, но сами изображения не должны являться прямой иллюстрацией слова. Подобрав нужный рисунок, испытуемый должен объяснить мотивы своего решения. Отобранные карточки откладываются в сторону.

  • После окончания этапа запоминания (а иногда после 1 часа), испытуемому поочередно предлагают отобранные карточки в просьбой вспомнить связанное с ним слово,
  • Предметом исследования здесь становится не только память, но также характер и адекватность использования образованных ассоциаций, корректность логических построений при объяснении своих воспоминаний, припоминание близких по смыслу слов вместо фактических, наличие побочных, самостоятельных ассоциаций, не связанных с соответствующим словом или карточкой.
  • Экспериментально доказано, что образование опосредованных связей у умственно отсталых затруднено или невозможно, а подбор карточек у лиц с психическими расстройствами (в частности шизофренией), и при образовании ассоциаций и при мотивировке обнаруживает связи со второстепенными, весьма далекими или вообще плохо понимаемым с позиций здравого смысла признакам, либо подбор карточки к слову оказывается вообще невозможным, хаотичным.
Читайте также:  Незавершенные прошлые отношения – помеха новым – ваш онлайн психолог!

Метод двойной стимуляции может применяться и в другой модификации.

При назывании и слов испытуемый не сам подбирает картинки, а экспериментатор показывает их по своему усмотрению, воспроизведение производится следующим образом: предъявляют по одной картинке и предлагают по каждой из них вспомнить соответствующее слово, которое раньше читал экспериментатор. Количество правильно воспроизведенных слов является показателем степени развития активного установления осмысленных связей в процессе запоминания и использования при этом различного рода вспомогательных приемов.

Известен и более постой вариант проведения исследования, предложенный в 1935 году Л.В. Занковым и сводящейся к запоминанию конкретного слова с помощью определенного изображения на картинке путем установления связи между словом и изображением.

Тест зрительной ретенции А.Л. Бентона.

(Артур Лестер Бентон)Методика предназначена для исследования зрительной памяти и пространственного восприятия по репродукции предъявляемых больному геометрических фигур.

Материал методики включает три эквивалентных серии карточек по 10 карточек в каждой. На карточках изображены простые геометрические фигуры от одной до трех.

Процедура исследования. Испытуемому предъявляется образец для запоминания на 10 сек, после чего он должен воспроизвести на листе бумаги с максимальной точностью по форме величине и расположению, если их насколько, фигуры. Успешность оценивается по числу правильно воспроизведенных изображений. Неправильным считается ответ на котором есть хотя бы одна ошибка.

Таким образом, за одну серию можно набрать 10 баллов

Больные с органическими поражениями мозга обычно получают 4-5 баллов, Больные с неврозами получают в среднем 6-8 баллов. Больные шизофренией -6-7 баллов. Норма – 8-9 баллов.

Для патопсихологии большую ценность представляет качественный анализ хода исследования и полученных результатов. В частности В.М. Блейхер и И.В Крук предлагают выделять так называемые «органические» ошибки, встречающиеся у лиц, страдающих церебральной патологией:

  1. · больной разделил на фрагменты одну из основных фигур (когда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознать фигуру-образец),
  2. · воспроизвел все фигуры в одной величине,
  3. · полный или частичный пропуск малых фигур,
  4. · дубликация основной фигуры,
  5. · расположение периферической фигуры между главными,
  6. · поворот фигур на рисунке на 90º.
  7. Примерами ошибок при тяжелой органической церебральной патологии являются:
  8. · тенденция к деформации фигур по размерам,
  9. · повторение главной фигуры в одном и том же образце,
  10. · повторение элементов фигуры в образце,
  11. · контаминация (сплавление) фигур в одно изображение,
  12. · стремление в персеверации фигур,
  13. · значительное искажение фигур,
  14. · вставки в фигуры,
  15. · полный пропуск образца.

Очевидно, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых лиц, что может быть объяснено переутомлением испытуемого. Наличие двух ошибок представляет большую редкость даже у очень старых, но психически здоровых лиц.

37. Нарушения памяти и методы их исследования

  • Память
    — это система психических процессов
    запечатления, сохранения и воспроизведения
    прошлого опыта. Память состоит из
    следующих основных
  • 52
  • компонентов:
    рецепция

    восприятие нового; ретенция

    способность
    удерживать эту новую информацию;
    репродукция

    спо­собность воспроизводить полученную
    информацию.

1.
Нарушение непосредственной памяти.
Коротко
остановимся на основных нарушениях
памяти и интеллекта.
Амнезия

потеря памяти, отсутствие ее.

Ретроградная
амнезия


потеря памяти на события, предшествующие
расстройству сознания или болезненному
психическому состоянию. Может охватывать
различный отрезок времени.

Антероградная
амнезия


потеря памяти на события, происшедшие
непосредственно после окончания
состояния расстроенного сознания или
болезненного психического состояния.
Нередко встречается сочетание этих
двух видов амнезий, в таком случае
говорят оретроангероградной
амнезии.

Фиксационная
амнезия


потеря способности запоминать, фиксировать
текущие события; все, что в данный момент
имело место, тут же больным забывается.

Прогрессирующая
амнезия
.
Расстройства памяти распространяются
часто не только на текущие события, но
и на прошедшие: больные не помнят
прошлого, путают его с настоящим, они
смещают хронологию событий; выявляется
дезориентировка во времени и пространстве.

Подобные нарушения памяти отмечаются
часто при психических заболеваниях
позднего возраста, в основе которого
лежит прогрессирующая, качественно
своеобразная деструкция коры головного
мозга.

способность к запоминанию текущих
событий, стираются в памяти события
последних лет и отчасти давно прошедшего
времени. Наряду с этим, сохранившееся
в памяти отдаленное прошлое приобретает
особую актуальность в сознании больного.

Такие расстройства памяти возникают в
основном при старческом слабоумии. В
основе его лежит диффузный, равномерно
протекающий атрофический процесс коры
головного мозга.

Парамнезия
— ошибочные, ложные, превратные
воспоминания. Конфабуляции
другой вид парамнезий — вымышленные
воспоминания, совершенно не соответствующие
действительности.

Криптомнезия

такого рода парамнезии, когда человек
не может вспомнить, когда было то или
иное событие, во сне или наяву, написал
ли он стихотворение или выучил когда-либо
и т.д.

Одним
из наиболее исследованных расстройств
непосредственной памяти является
корсаковский синдром, который был описан
известным отечественным психиатром
С.С. Корсаковым при тяжелых алкогольных
интоксикациях.

Корсаковский
синдром


нарушение памяти на текущие события,
при котором относительно интактным
остается память на события прошлого.
Этот вид нарушения памяти часто сочетается
с конфабуляциями в отношении текущих
событий и дезориентировкой в месте и
времени.

Корсаковский синдром может
проявиться в неточности воспроизведения
слышанного, виденного, в неточности
ориентировки.

При этом возникает иногда
ложное воспроизведение, без грубых
конфабуляций: нередко больные сами
замечают дефекты своей памяти, пытаются
восполнить ее пробелы, придумав не
существовавший вариант событий.

2.
Нарушение динамики мнестической
деятельности.
Описанные
выше нарушения памяти носили в основном
стабильный характер. В других случаях
память психически больных может оказаться
нарушенной со стороны ее динамики.

Больные в течение какого-то отрезка
времени хорошо запоминают и воспроизводят
материал, однако спустя короткое время
не могут этого сделать. Мнестическая
деятельность больных носит прерывистый
характер. Нарушается ее динамическая
сторона.

Подобные нарушения памяти
встречаются у больных сосудистыми
заболеваниями

53

головного
мозга, у больных, перенесших травмы
головного мозга (в отдаленном периоде
болезни), при некоторых интоксикациях.

Нарушение динамики мнестической
деятельности проявляется в сочетании
с прерывистостью всех психических
процессов больных и, по существу, является
не нарушением памяти в узком смысле
слова, а индикатором неустойчивости
умственной работоспособности больных
в целом, ее истощаемости.

3.
Нарушение опосредованной памяти.
Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко
и др. в своих работах показали, что память
является сложной организованной
деятельностью, зависящей от многих
факторов, уровня познавательных
процессов, мотивации, динамических
компонентов.

Психическая болезнь,
изменяя эти компоненты, по-разному
разрушает и мнестические процессы. Этот
факт был еще в 1934 г. впервые описан Г.В.
Биренбаум. Исследуя больных разных
нозологических групп с помощью метода
пиктограммы, она показала, что больные
утрачивают возможность опосредовать
процесс запоминания.

Как
известно, этот метод, предложенный А.Р.
Лурией, состоит в следующем. Испытуемый
должен запомнить 14 слов. Для лучшего
за­поминания он должен придумать и
зарисовать на бумаге что-либо та­кое,
что могло бы в дальнейшем воспроизвести
предложенные слова. Никаких записей
или пометок буквами делать не разрешается.

Испы­туемые предупреждены, что качество
их рисунка не имеет значения.

Задание
требует умения увязать понятие,
обозначаемое словом, с любым более
конкретным понятием, а это возможно
только тогда, когда испытуемый может
отвлечься от многообразия конкретных
значений, которые содержит понятие,
обозначаемое заданным словом, когда он
может отделить все частные значения,
связанные с ним. Иными словами, выполнение
этого задания возможно при определенном
уровне обобщения и отвлечения и позволяет
судить о степени обобщенности и
содержательности образуемых испытуемыми
связей.

4.
Некоторые методы исследования нарушений
памяти.

Существует
множество специальных методик для
исследования памяти, разработанных как
в общей психологии, так и в области
прикладной психологии.

Особенности
нарушений памяти могут помочь патопсихологу
не только высказать предположение о
характере заболевания, его нозологической
принадлежности, но и о стадии течения
патологического процесса.

В
числе таких методик можно назвать: тест
зрительной и слуховой памяти; пробы на
запоминание; методика «Опосредованное
запоминание (А.Н. Лентьев); и др.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *