Детская и подростковая агрессия: ее причины и советы родителям – ваш онлайн психолог!

  • /
  • /

Что нужно знать родителям о «трудных» подростках

Однажды это происходит: милого малыша подменили, был ласковым котенком, превратился в колючего дикобраза. Там, где была тихая гавань, уже зияет огромная пропасть: с одной стороны подросток, с другой – родители. Попытки докричаться друг до друга делают эту пропасть глубже.

У одних детей период подростковой агрессии приходится на 12 лет, у других проявляется в 14-15, у третьих затягивается до 17. Но он наступает неизбежно в подростковом возрасте. И лучше быть к нему готовым. Детская и подростковая агрессия: ее причины и советы родителям – ваш онлайн психолог!

В детской психологии описаны разные проявления агрессии. Это не только драки и стычки со сверстниками. Грубость, хамство, жестокость, причинение боли себе (аутоагрессия – когда подростки начинают экспериментировать с телом, прокалывать уши, наносить шрамы, татуировки), демонстративное поведение. Даже участие в неформальных подростковых группах – это одна из форм агрессии. Принято говорить о трудных подростках. Страдают отношения в семье и с окружающим миром, агрессивное поведение сказывается на учебной деятельности.

Причины подростковой агрессии И три аксиомы для родителей

1. Ребенок не родился подростком!

Человек переживает кризис, скачок роста, этап взросления, когда он начинает искать и осознавать свою роль в социуме. Возраст, когда жизненно необходимы авторитеты. В семье и за её пределами.

Семья и воспитание – мост, по которому ребенок переходит из одного возраста в другой. Этот мост родители начинают строить с раннего детства. Чем он прочнее, тем быстрее и легче ребенок «перемахнет» через трудности в подростковом возрасте.

В детской психологии известен «эксперимент Джонса», проведенный группой исследователей в 1979 году. Психологи в лабораторных условиях оценивали поведение детей в возрасте 15, 21 и 39 месяцев. Ученым было важно понять, как общаются эти дети со своими мамами и с другими детьми. Отмечали время реакции матерей на плач или просьбы о помощи своих детей, как быстро брали их на руки или иначе проявляли внимание и заинтересованность. Фиксировали и уровень агрессивности малышей: как часто они кого-то ударяли, кусали, толкали, отбирали чужие игрушки. Дети, чьи мамы не спешили приходить на помощь, вели себя более агрессивно, чем тем, чьи мамы были чуткими и внимательными.

Не забывайте и про физиологию: подросток переживает гормональную перестройку, взрыв, который неизбежно сказывается на его поведении. Мамы, представьте, если бы вас ругали за ПМС. Глупо, правда?

2. Хуже подросткового кризиса его отсутствие

Мы договорились, что подростковая агрессия как форма подросткового кризиса – этап взросления.

Этап освоения и узнавания себя: Кто я? Где мое место? Какую роль я играю? Насколько я могу справляться с кризисами? Как я выхожу из конфликтов? И проявления подростковой агрессии встречаются и в семье, в школе при общении со взрослыми, и в кругу сверстников, в подростковой среде.

Но агрессия для ребенка как способ справиться со страхами, защитить свое мнение, адаптироваться в новой социальной среде. То есть агрессия может быть естественной, необходимой и «вредной». Задача – направить изменения в мирное русло.

Детская и подростковая агрессия: ее причины и советы родителям – ваш онлайн психолог!

3. Агрессию нужно принять, но не игнорировать

Две крайности. В первом случае взрослые болезненно реагируют на проявления подростковой агрессии. Всплывают шаблоны, которые усугубляют конфликт.

«Мал на мать кричать!» «Посмотрите, умный нашелся!» «Уматывай! Потом на коленях обратно приползешь!» «Ты меня в могилу загонишь, неблагодарный!» Протест ведет к протесту – и так по кругу. Во втором случае родители начинают игнорировать проявления подростковой агрессии. Из лучших, конечно, побуждений.

«Все мы такими были!» «Он это перерастет, с возрастом пройдет» «Перебесится»

Поведение подростка – это просьба о помощи, которую он не может выразить иначе.

Если полностью игнорировать его поведение, рискуете сломать хрупкую самооценку ребенка: «я никчемный, меня здесь никто не понимает».

Если он не научится преодолевать конфликты сейчас, в подростковом возрасте, дальше это сделать сложнее. Родителям нужно найти золотую середину: не игнорировать, но и не реагировать слишком бурно на деструктивное поведение ребенка. На агрессию не стоит отвечать агрессией. Когда ваш ребенок был маленьким, вам говорили, как важно быть для него другом, наставником, опорой. Сейчас ничего не изменилось.

С возрастом агрессивное поведение не пройдет само собой. Оно трансформируется во что-то другое. Подросток может выращивать в себе агрессию или, наоборот, уйдет в себя, закроется, превратится в социофоба.

Как распознать подростковую агрессию?

Обычно под агрессией мы понимаем любое деструктивное поведение. Но ошибочно полагать, что это только физические проявления. Понаблюдайте за своим ребенком, есть ли в поведении что-то из нижеперечисленного.

Физическая агрессия: крайнее проявление агрессии и жестокости, это как раз драки и физические столкновения с кем-либо.

Раздражение: грубость и вспыльчивость.

Вербальная агрессия: все словесные выражения гнева и раздражительности. Ребенок при любой острой ситуации (или даже, казалось бы, на ровном месте) кричит, угрожает, прибегает к шантажу («уйду из дома», «выпрыгну из окна»).

Косвенная агрессия, направленная на объект, жертву: злобные шутки, троллинг, сплетни.

Ненаправленная агрессия: топает ногами, кричит в толпе.

Особенности подростковой агрессии: спусковые крючки

Психологи выделяют ряд факторов, они, как питательная среда для микробов. Ищите их в семье, личной жизни (а у подростка она уже есть!), в душевном состоянии, во внешних обстоятельствах (стресс, переутомление, болезнь, неправильное питание и режим дня).

Ребенок проявляет агрессию, когда страшно: что его не любят, не понимают, что он один в этом мире.

Когда не видит другого способа самоутвердиться, привлечь внимание.

В противоположность предыдущему пункту: гиперопека и повышенный контроль.

Подросток агрессивен, если в доме неблагоприятная эмоциональная среда, если агрессивное поведение – норма для членов семьи.

Агрессивная медиа-среда: чрезмерное увлечение компьютерными играми, в том числе.

Высокий уровень агрессии в подростковых социальных группах наблюдается у лидеров и отверженных. Для первых это способ отстоять интересы, для вторых – защитить границы. То есть природа возникновения агрессии в этих случаях схожа – защитить себя.

Как бороться с подростковой агрессией: советы родителям

Бороться – не совсем верное в данном случае слово, но родители употребляют именно его. Бороться надо не с ребенком. Это не война. Подростковый период – сложное время для всей семьи.

Время, когда над собой нужно, прежде всего, работать родителям. Научиться не отвечать криком на крик подростка, найти в себе внутренние ресурсы оставаться спокойными и мудрыми.

Так вам удастся корректировать и поведение ребенка.

Профилактика подростковой агрессии

Позвольте подростку решать быть самостоятельным, проявлять инициативу. Не диктуйте, как поступить, а спросите, чем вы можете помочь.

Сделайте так, чтобы в семье уровень агрессии был максимально низким.

Хорошо, если у подростка будет увлечение, хобби. Например, спорт или занятия танцами, которые направляют энергию подростка в мирное русло. Хвалите его за достижения и старание, поддерживайте. Даже если вам занятие кажется пустяковым.

Поговорите с подростком о его жизненных целях. Только не через нотации, пусть это будет доверительная беседа. Расскажите, каким подростком были вы: отличная терапия – признать «ты и я: мы с тобой одной крови».

Выстраивайте доверительные отношения.

В семьях, где вопрос доверия не стоит, уровень агрессии будет ниже. Ребенку не придется обращать на себя внимание экстремальными способами.

Часто агрессивным поведением подросток мстит родителям. Не спешите говорить: «Мы идеальные родители, плохого ему не сделали!». Так вы отрицаете право ребенка на его внутренний мир. Попробуйте ответить: за что? Если ответите честно, поймете, как помочь ребенку справиться.

Если вы чувствуете, что не можете справиться самостоятельно, не бойтесь прийти за помощью к психологу. Но не преподносите это ребенку так, будто он болен и его надо лечить. Попытайтесь объяснить, что поход к психологу нужен, чтобы попытаться услышать друг друга и наладить отношения. Психолог поможет диагностировать причины подростковой агрессии и наметит маршрут коррекции.

Это как подъем в гору: подготовленному человеку, со всем необходимым снаряжением проще забраться на вершину и преодолеть препятствия, чем тому, кто привык сидеть на диване, вдруг встал и в домашних тапочках собрался покорить гору. Выстраивайте с детьми крепкие и добрый отношения с детства, чтобы подростковый трудный возраст преодолеть с наименьшими потерями.

Книги о подростковой агрессии

• «Агрессия» — Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон • «Подростковая агрессия»— Альберт Бандура, Ричард Уолтерс Подробнее о причинах возникновения подростковой агрессии и о том, как с ней справиться, смотрите в интервью с педагогом, детским психологом Светланой Тращенковой на нашем YouTube-канале

Читайте также:  Топ-11 веских причин отказаться от социальных сетей – ваш онлайн психолог!

Детский психолог в Москве

Виктория АйзиковичРедактор: Любомудрова Юлия

Детская агрессия: причины и советы родителям

Детская и подростковая агрессия: ее причины и советы родителям – ваш онлайн психолог!

В своих родительских мечтах мы часто рисуем наших детей самыми послушными и успешными, достойными только похвалы. Когда реальная картина предстает совсем иной, далеко не всегда мы видим истинную причину.

Проблема детской и подростковой агрессии в последние годы стала одной из самых актуальных.

Основные причины – стремление к лидерству, заниженная самооценка, нежелание выделяться из группы сверстников или участвовать в общественной жизни.

Иногда агрессивное поведение ребенка обусловлено несколькими факторами одновременно. Давайте разберем мотивы и причины агрессии у детей и узнаем, как реагировать на агрессию ребенка.

Желание стать лидером

Потребность в признании, желание занять лидерские позиции часто заставляют ребенка действовать агрессивно: сегодня такое поведение лидеров приветствуется обществом. Современные герои, независимо от того положительные они или отрицательные, — все агрессивны.

Например, любимый детьми герой Человек-Паук всегда разрешает трудную ситуацию методом силового вмешательства. Для взрослого очевидно, что это крайняя мера поведения. Для ребенка же – обычная для героя и лидера.

И желание получить признание сверстников побуждает даже неагрессивного ребенка вести себя иначе.

Задача взрослых – показать обратную сторону такой медали: агрессивное поведение может закончиться несчастным случаем или вмешательством правоохранительных органов с постановкой на учет в полиции.

Кроме того, постоянная агрессия истощает нервную систему, вызывая избыток напряжения, что может послужить причиной возникновения эмоциональной «черной дыры», куда будет уходить вся жизненная энергия.

Ребенку следует предложить мирный путь достижения лидерской позиции в зависимости от его способностей и наклонностей.

Заниженная самооценка

Мотивом детской агрессии может стать и заниженная самооценка. Когда ребенок не уверен в себе, он воспринимает окружающий мир как агрессора, который только и норовит его обидеть. Опасность, с его точки зрения, исходит как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых. Ребенку кажется, что он является постоянным объектом нападения извне. А раз так, то лучше уж нападать первым!

Если ребенок не имеет положительно подкрепленной самооценки со стороны родителей, то он, скорее всего, выберет агрессивный способ поведения.

Чтобы обратить на себя внимание, он готов бить окна и ломать школьную мебель, несмотря на неизбежность наказания. И прежде чем применить любое наказание хорошо бы поговорить с ребенком.

«Я не знаю, зачем я это сделал», — такой ответ на вопрос о причине агрессивного поведения говорит о недостаточности любви и внимания со стороны взрослых.

Сильно страдает самооценка детей при разводе родителей. Ребенок эгоцентричен, в своих глазах он центр собственной «вселенной» — семьи. Он считает, если «вселенная» рушится, то только из-за него. «Я не нужен папе, поэтому он уходит».

«Меня не любит мама, поэтому она ссорится с папой». Подобные мысли возникают в большинстве случаев. И агрессивная реакция является ответом родителям. Причем это заставляет их вновь объединяться, чтобы повлиять на ребенка.

И он считает, что для удержания их вместе нужно вести себя плохо.

Крепкие семейные отношения дают ребенку уверенность в себе. Но если сохранение семьи для родителей невозможно, то их долг объяснить, что ребенок не виноват, что его никто не бросает, что их отношения не изменятся, что мама и папа всегда будут любить своего сына или дочь независимо от того, с кем и где будут жить.

Освободиться от социальной нагрузки

Еще одним мотивом агрессии может быть желание освободить себя от участия в школьной, общественной жизни, чтобы получить время для компьютерных игр и прочих развлечений.

В таком случае ребенок своим агрессивным поведением четко дает понять взрослым, что с ним лучше не связываться и просить его ни о чем не стоит. Репутация хулигана помогает избежать ответственности, которая необходима для выполнения каких-то общественных поручений.

Другой вариант: учитель жалуется на агрессию ребенка, а родители говорят, что дома он совсем не такой. Почему же нет интереса к тому, что происходит в школьной жизни? Причина может заключаться в том, что ребенок дома видит отношение родителей и других взрослых людей к общественной жизни в целом.

Какие-то акции, связанные с популяризацией мероприятий или отдельных личностей, часто взрослыми оцениваются как показуха. Бывает, что учитель сам без энтузиазма объявляет о каком-то школьном мероприятии, участвовать в котором не хочет, но отказаться нельзя.

И тогда самые ответственные одноклассники вынуждены выполнять поручения учителя, а «хулиган» может заниматься своими делами.

Родителям следует объяснить сыну или дочери, что мимо проходят не только скучные мероприятия, но и что-то по-настоящему интересное. А впредь стоит быть осторожнее в своих высказываниях в присутствии детей.

Пробудите в ребенке желание изменить свою позицию в общественной жизни на более активную можно, предложив участие в каком-то конкурсе, не обязательно школьном. В интернете огромное количество конкурсов для детей, многие из которых награждают каждого участника минимум грамотой.

Признание часто оказывается важнее, чем желание уйти от ответственности, которое к тому же вынуждает к агрессии.

Влияние «толпы»

Уровень агрессии, витающей в стенах современной школы, достаточно велик. И некоторые дети, чтобы не выделяться из общей массы, предпочитают надеть агрессивную социальную маску. Тогда и сверстники не станут относиться как к «размазне», не будут считать аутсайдером.

Вторая часть этого мотива – социальное заражение агрессивными эмоциями. Когда большая часть класса совершает какие-то агрессивные действия в отношении друг друга, сложно остаться безучастным.

В этом случае класс – та же социальная толпа. А в большой группе и взрослые люди поддаются влиянию общей атмосферы.

Именно поэтому форма поведения, которая преобладает в классе, отражается на каждом ребенке.

Этот мотив, в отличие от предыдущих, является одним их самых осознанных. Поскольку уже лет с пяти ребенок понимает, что он действительно хочет, а что делает только из нежелания выделяться из группы. Копировать всегда проще.

Задача родителей – учить ребенка осознавать собственные потребности, а не идти за потребностями «толпы». Учите ребенка спрашивать себя: действительно ли мне это надо? Рассказывайте, что очень важно не боятся своих потребностей, даже если они идут вразрез с потребностями «коллектива».

Как вести себя родителям агрессивного ребенка

Как же вести себя взрослым, столкнувшись с детской агрессией? Спокойствие и только спокойствие, ведь акт агрессии со стороны взрослых порождает агрессию и со стороны детей.

К любой ситуации можно и нужно подходить спокойно, не торопясь, показывая ребенку дружеский настрой, любовь, принятие, заинтересованность в нем и в решении его проблем. Ведь ребенку самому тяжело и сложно. Дайте ему понять, что вы пройдете весь этот путь рядом с ним.

Даже после осознания ребенком пагубности своего агрессивного поведения и искреннего желания измениться, это нельзя исправить в одночасье. Порой процесс бывает медленным, со срывами и откатами. И родителям нельзя опускать руки, а наоборот – вселять в ребенка уверенность в успехе. Тогда ему легче будет измениться.

Коррекция агрессивного поведения ребенка

Первый шаг коррекции агрессивного поведения – это выяснение истинного мотива. Родители могут сами попытаться понять, что движет их ребенком, разобраться в истинных его потребностях. А выяснив их, объяснить своему чаду мирный путь получения желаемого.

Если ребенок в разных социальных местах – дома, на улице, в школе – ведет себя по-разному, то, скорее всего, своим поведением он преследует определенную цель, хотя в большинстве случаев и не осознает это. И тогда родителям нужно сделать мотив и итог агрессии прозрачным для самого ребенка.

И помните: не бывает агрессивных детей. Бывают дети, зеркалящие социальную и общественную ситуацию. Наши дети – это наше отражение. Они впитывают информацию, как губки воду, вот только со своей детской коррекцией и интерпретацией. Поэтому если хотите перемен в детях, начните с себя.

Ирина Бганцева

Подростковая агрессия: каковы ее причины и как с ней бороться

Настоящее Пользовательское соглашение является публичной офертой. Любые действия Пользователя (посетителя) Портала (в том числе, но не исключая – регистрация, размещение материалов, комментарии, распространение материалов и пр.), совершенные им на Портале, являются полным и безоговорочным акцептом указанной оферты.

Читайте также:  Чувство обиды и как от него избавиться – ваш онлайн психолог!

Собственник: ИП Балыко Елена Николаевна, ИНН 505000901495, ОГРН 308505024000041

СМИ: Наименование ActivityEdu, свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 73397, от 03.08.2018

Контактные данные: Тел: 8 (495) 909-24-46, e-mail: info@activityedu.ru

2. Термины и определения, используемые в Пользовательском соглашении

Портал (сайт) — совокупность интегрированных программно-аппаратных и технических средств, а также информации, предназначенной для публикации в сети Интернет и отображаемой в определенной текстовой, графической или звуковых формах, расположенная по адресу https://activityedu.ru/.

Владелец (Администрация) Портала – собственник Портала либо лица, уполномоченные собственником представлять его интересы в силу трудового или гражданско-правового договора.

Пользователь — информационные агентства, электронные и печатные средства массовой информации, физические и юридические лица, получающие доступ к контенту, размещенному на Портале, а также в пределах функционала Портала и Личного кабинета, создающие такой контент. В зависимости от ролевой модели и функционала Пользователи могут делиться на несколько типов, в том числе:

  • Читатель – имеет доступ к контенту;
  • Автор – имеет доступ к контенту и создает контент;
  • Покупатель (Заказчик) – приобретает (заказывает) товары, работы, услуги, решения через Каталог.
  • Продавец (Поставщик) – загружает товары, работы, услуги, решения в Каталог и создает часть Контента.

Регистрация — действия Пользователя по созданию Аккаунта по установленной Администрацией процедуре. В процессе Регистрации Пользователь должен предоставить свои Аутентификационные данные, а также может указать иные необязательные сведения, которые сочтет необходимым.

Расширенная (дополнительная) регистрация – указание пользователем дополнительных данных после создания Аккаунта, необходима для доступа к некоторым разделам Портала и расширенному функционалу.

Аккаунт пользователя– набор данных о Пользователе, формируемый Пользователем самостоятельно при регистрации на Портале и в ходе дальнейшей работы с Порталом.

Профиль — информация, автоматически создаваемая при Регистрации и / или заполнении соответствующих данных в Аккаунте пользователя, содержащая часть данных из Аккаунта, а именно данные из разделов Фамилия, Имя, а так же изображение, загруженное Пользователем в Аккаунт в качестве фото. В профиле не отражается пароль.

Личный кабинет – инструмент управления данными Пользователя и размещаемым им контентом.

Блокировка пользователя – ограничение Администрацией прав Пользователя полное или частичное, влекущее за собой невозможность использовать функционал Портала полностью или частично.

Контент – любые материалы, размещенные на Портале как Пользователями, так и Администрацией, в том числе тексты, фото, видео и пр., в том числе информация, направляемая в личных сообщениях, отзывах и х.

  • Модератор –пользователь и / или уполномоченное Администрацией (Владельцем) лицо, которому Администрация (Владелец) предоставила доступ к функциональности, позволяющей осуществлять модерацию Контента Портала.
  • Модерация Контента (Модерация) –проверка контента на соответствие правилам Портала и настоящему Соглашению и его опубликование на Портале.
  • Редактор – уполномоченное Администрацией (Владельцем) лицо, которому Администрация (Владелец) предоставила доступ к функциональности, позволяющей осуществлять редактирование Контента Портала.
  • Редактирование — изменение Контента и его опубликование на Портале.
  • Блог – один из способов размещения контента на Портале (ведение Блога), при котором контент формируется Пользователем самостоятельно в личном кабинете, не редактируется Администрацией и размещается на Портале с меткой Блог.  
  • Каталог – раздел Портала, представляющий из себя базу товаров, услуг, работ и решений, формируемый Поставщиками, оборудованный системой поиска, заказа и обмена информацией об указанных товарах между Пользователями, третьими лицами и Поставщиками.
  • Форма обратной связи – система обращения Пользователей к Администрации, интегрированная в Портал.

3. Общая информация о Портале

ActivityEDU – интернет ресурс о школьном и дошкольном образовании, представляющий из себя совокупность текстовых, видео и фото материалов на обозначенную тематику, а так же каталог товаров, услуг и комплексных решений для образования. 

4. Общие положения об использовании Портала

  1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее — Соглашение) устанавливает правила и условия использования информационных, новостных и иных материалов, размещенных на Портале.

  2. Портал доступен Пользователям, которые обладают дееспособностью для принятия условий настоящего Соглашения и достигшим возраста, который необходим для того, чтобы использовать Портал, в соответствии с законодательством страны гражданства или места жительства Пользователя.

  3. Использование Портала Пользователем означает, что Пользователь принимает и обязуется соблюдать все нижеприведенные условия настоящего Соглашения.

Настоящее Соглашение полностью или в части может быть изменено Администрацией Портала в любое время без какого-либо специального уведомления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее опубликования на сайте www.activityedu.ru.

  • Пользователь, не согласный с условиями действующей редакции Соглашения полностью или в части, обязан прекратить любое использование Портала.
  • Нарушение Пользователем условий Соглашения может привести к блокировке Пользователя и / или удалению Аккаунта такого Пользователя, а также к полному или частичному удалению Контента или ограничению доступа к нему без предварительного уведомления.
  • Длительность блокировки определяется Администрацией по собственному усмотрению.

Решение о снятии блокировки принимается Администрацией Портала после направления Пользователем обращения на электронную почту info@activityedu.ru. В снятии блокировки может быть отказано без объяснения причин.

5. Условия использования материалов, размещенных на Портале

  1. Под использованием материалов понимается воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения и иные способы использования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

  2. Портал содержит материалы, товарные знаки и иные охраняемые законом материалы, включая, но не ограничиваясь, тексты, фотографии, видеоматериалы, графические изображения, музыкальные и звуковые произведения.

  3. При этом все содержание сайта охраняется законом как произведение науки, литературы и искусства, созданное коллективным творческим трудом в соответствии с положениями 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации.

  4. Владельцу принадлежат исключительные права на использование содержания Портала, которые были переданы ему на основании настоящего Пользовательского соглашения авторами произведений науки, литературы и искусства (в том числе, право на подбор, расположение, систематизацию и преобразование данных, содержащихся на Портале, а также на сами исходные данные), кроме случаев, отдельно отмеченных в настоящем Соглашении и / или в содержании опубликованных на Портале материалов.
  5. Использование любой информации с Портала в любых целях, кроме как в личных, без согласия Владельца не допускается.
  6. Распространяется бесплатно.

6. Обязанности Пользователей при использовании материалов

При использовании контента Портала в любых целях, кроме личных, ссылка на сайт Портала обязательна.

  • В печатных изданиях или в иных формах на материальных носителях Пользователи обязаны в каждом случае использования контента указать источник — «Источник: https://activityedu.ru/».
  • в Интернете или иных формах использования в электронном виде, а также разместить гиперссылку на страницу Портала, где размещен соответствующий контент.
  • Ссылка на источник и гиперссылка, указанные выше, должны быть помещены Пользователем в начале используемого текстового контента, а также непосредственно под используемым аудио-, видео-, фотоматериалом, графическим контентом сайта.
  • Размеры шрифта ссылки на источник или гиперссылки не должны быть меньше размера шрифта текста, в котором используются контент сайта, либо размера шрифта текста Пользователя, сопровождающего аудио-, видео-, фотоматериалы и графические материалы.
  • Использование контента Портала, полученного из вторичных источников, возможно только со ссылкой на эти источники.

При использовании контента Портала не допускается переработка его оригинального текста. Сокращение, изменение, редактирование контента возможно только с согласия Администрации (Владельца), оформленного в виде электронного письма и направленного Пользователю с любого из адресов электронной почты, указанных на Портале в разделе Контакты (https://activityedu.ru/Pages/contacts/).

Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации не допускается копирование, распространение, передача третьим лицам, опубликование или иное использование в коммерческих целях контента, загруженного с Портала, без получения письменного разрешения Администрации (Владельца) или другого законного владельца авторских прав.

Коммерческое использование контента Портала осуществляется на основании договоров, заключенных в письменной форме.

Указанные в настоящем разделе Соглашения положения предусматривают защиту интересов Владельца и третьих лиц, являющихся обладателями прав в отношении контента сайта. При этом все обладатели прав вправе воспользоваться своими правами, указанными в настоящем Соглашении, самостоятельно.

7. Регистрация Аккаунта

Ряд функций Портала доступен Пользователю только после Регистрации.

Для Регистрации Пользователь предоставляет информацию, предусмотренную формой регистрации. Если у Администрации есть основания полагать, что предоставленная Пользователем информация не является достоверной и актуальной, Администрация вправе по своему усмотрению заблокировать Пользователя.

После заполнения формы Регистрации Пользователю надо подтвердить Регистрацию путем ее активации согласно инструкции, направленной Администрацией на адрес электронной почты, указанный Пользователем при Регистрации.

Администрация вправе по своему усмотрению установить требования к логину и паролю (количество знаков, допустимые символы и т. д.).

В результате Регистрации создается Аккаунт пользователя.

Пользователь несет ответственность за безопасность (устойчивость к атакам подбора) выбранных им Аутентификационных данных, и их конфиденциальность.

Пользователь несет ответственность за все действия, совершенные с использованием Аутентификационных данных Пользователя.

Читайте также:  Психолог – просто хороший человек? Мифы и заблуждения – ваш онлайн психолог!

Все действия, выполненные после Авторизации с использованием Аутентификационных данных Пользователя, считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь в порядке, предусмотренном Соглашением, предварительно уведомил Администрацию о возможности несанкционированного доступа и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих Аутентификационных данных.

Пользователь несет ответственность за возможную потерю или искажение данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-занарушения Пользователем положений Соглашения.

Подростковая агрессия: что должны знать и делать родители?

Переходный возраст – настоящее испытание для детей и родителей. Часто к перепадам настроение, замкнутости присоединяется агрессивное поведение. Родителям нужно знать причины появления подростковой агрессии, методы борьбы и профилактики. Это поможет избежать серьезных проблем, уберечь неустойчивую психику ребенка от саморазрушения.

Агрессия – что это

Агрессия – действия, неправленые на объект, цель которых нанести физический, моральный вред. Дословно это слово переводится, как нападение. Это своеобразная реакция на стресс, фрустрацию, психологический или физический дискомфорт.

Особенности агрессивного поведения:

  • действия носят деструктивный характер, противоречат законам, нормам поведения;
  • есть четкий мотив проявления агрессии;
  • дополнительные признаки – гнев, вспыльчивость, враждебность, склонность к физическому, психологическому насилию.

Существует здоровая форма агрессии – здоровое упрямство, целеустремленность. Она помогает достичь целей, необходима для адаптации, защиты своих прав и личных границ.

Причины подростковой агрессии

Ежегодно дети становятся все более агрессивными, это отмечают учителя, психологи. Пик приходится на 11-17 лет, на период переходного возраста. У девочек пиковые проявления наблюдаются до 13 лет. У мальчиков – в 14-16.

Почему подростки становятся агрессивными:

  1. Пример для подражания. Как бы родители не пытались уберечь ребенка от негативной информации, дети все равно видят сцены насилия, агрессивного поведения. И часто делают выводы, что злость, агрессия – верный путь стать лидером.

  2. Механизм защиты. Подросток постоянно испытывает стресс, тревожность. Учеба, отношения с учителями, сверстниками, противоположным полом, родителями, неуверенность в себе. Все эти факторы расшатывают и без того неустойчивую психику. Ребенок становится агрессивным, потому что не знает других методов защиты.

  3. Способ самоутверждения. В 13-15 лет ребенку важно признание сверстников. Подростки часто начинают совершать необдуманные поступки, чтобы его заметили друзья и одноклассники. Или стремятся подражать тому, кого считают своим кумиром.

  4. Крайности в воспитании. Для ребенка одинаково опасно гиперопека и недостаток внимания.

  5. Желание привлечь внимание родителей.

  6. Социальный статус семьи. Негативно повлиять на поведение ребенка может бедность или чрезмерная обеспеченность родителей.

  7. Ревность. Появление в семье младшего ребенка, новые отношения у родителей – частые провокаторы агрессии у подростков.

  8. Биологические аспекты. Юношеский максимализм, поиск себя, гормональная перестройка,

Агрессия порождает агрессию. Часто родители начинают кричать на ребенка по любому поводу. Что приводит к ответной реакции в виде крика, подросток начинает крушить все вокруг себя, начинает вести себя еще более вызывающе. Любой промах родных людей может стать спусковым крючком для подростковой агрессии.

Основные черты агрессивных подростков – завышенная самооценка или неуверенность в себе, примитивность мышления, отсутствие интересов, ценностей. Агрессивные дети бедны духовно, у них низкий уровень интеллекта, они склоны к подражательству, внушаемы, грубы и озлоблены. Агрессия нередко развивается на фоне чувства вины, повышенной обидчивости, пессимизма и недоверия к людям.

Формы подростковой агрессии

При классификации агрессивного поведения учитывают мотивы, вид воздействия, активность, направленность на объект.

Виды агрессии у подростков:

  1. Физическая. Проявляется в виде хулиганства, вандализма в разных масштабах. Часто направлена на людей, животных.

  2. Вербальная. Словесное нападение, угрозы, оскорбления.

  3. Косвенная. Сплетни, сарказм, обсуждение за спиной человека.

  4. Прямая. Различные приемы применяются непосредственно в адрес конкретного человека.

  5. Агрессия-защита. Реакция на деструктивное поведение другого человека, группы людей.

  6. Агрессия-провокация. Нанесение удара первым с целью получить определенную реакцию.

  7. Экспрессивная форма. Нервные жесты, удары по предметам, гримасы и недовольное выражение лица, крик, ненормативная лексика.

  8. Скрытая. Ребенок выглядит спокойным, но при этом игнорирует замечания и просьбы.

Опасна и аутоагрессия – агрессия направленная внутрь себя. У таких подростков часто наблюдается склонность к суициду, депрессии, они рано начинают курить, употреблять алкоголь и наркотические вещества.

Девочки чаще проявляют агрессию косвенно, вербально. Для мальчиков характерна физическая, открытая, прямая агрессия.

Что делать родителям

Даже взрослому человеку, любящему родителю сложно не сорваться в конфликтной ситуации. Если уровень раздражения высок, хочется закричать, для начала нужно посчитать про себя до 10, несколько раз сжать и раздать кулак. Это поможет немного успокоиться, не отвечать агрессией на агрессивное поведение подростка.

Но и постоянно терпеть хамство не следует. Родителям нужно говорить ребенку о том, что его поведение и тон огорчают, сердят, растаивают. Необходимо отказаться продолжить разговор, если подросток не снижает тон.

Рекомендации для родителей подростков:

  1. Постараться выяснить причину агрессивного поведения. Подростки способны одинаково бурно реагировать на серьезные проблемы, и различные мелочи. Нельзя говорить, что его проблема незначительная, ерундовая. Ребенок решит, что мама или папа его не понимают, безразлично относятся к его жизни. И еще больше замкнется.

  2. Стараться решать проблемы вместе. Чтобы не случилось, ребенок всегда должен знать, что родители на его стороне. Что он всегда может поделиться неприятностями, получить совет и помощь. Родитель-друг – лучшая манера поведения матери, отца.

  3. Проявлять больше внимания и любви. Но без фанатизма. Излишняя опека никому еще не пошла на пользу.

  4. Объяснить последствия агрессивного поведения. Штрафы для родителей, учет в детской комнате.

  5. Разговаривать на равных, как со взрослым человеком. Не обманывать, сдерживать обещания, или объяснять спокойно, почему сейчас, или вообще, сделать что-то невозможно.

  6. Найти занятие для души. Спортивные секции, творческие студии, конкурсы, олимпиады. Все, что действительно может заинтересовать подростка, помоет ему самовыражаться, или выплескивать негативные эмоции без ущерба для окружающих.

Если подросток внезапно стал молчаливым, замкнутым, нелюдимым – велика вероятность того, что он стал объектом чужой агрессии, буллинга.

Если уровень агрессии достиг критического уровня, самостоятельные попытки привести ребенка в чувства не приносят результата, нужно обратиться к психологу. Ошибочно полагать, что подростковая агрессия пройдет по мере взросления. Этого не будет. Если игнорировать ситуацию, она только усугубится. Следствие – алкоголизм, наркомания, уголовная ответственность, самоубийство.

Чего делать не нужно

При появлении подростковой агрессии у многих родителей наступает ступор, они начинают совершать ошибки одну за другой. Что только усиливает агрессивное поведение.

Запрещенные приемы:

  • вторгаться в личное пространство;
  • усугублять конфликты криком, ссорами;
  • критиковать, негативно отзываться о действиях, чертах характера ребенка;
  • обсуждать с посторонними людьми плохое поведение подростка;
  • высмеивать физические недостатки;
  • постоянно акцентировать внимание на достоинствах других детей, занижать, недооценивать таланты собственного трудного подростка.

Да, родителям бывает сложно вовремя остановиться в споре. Но осознанное родительство – это постоянная работа над собой, своими ошибками.

Методы профилактики

Чтобы уберечь ребенка от агрессивного поведения, родителям нужно начать с себя. Быть терпимее, спокойнее, не опекать излишне.

Как предупредить агрессию у подростков:

  1. Научить правильно решать конфликтные ситуации. Часто родители учат ребенка, обидели – нужно дать сдачу. Такой подход в подростковом возрасте выливается в агрессивное, неадекватное поведение.

  2. Усиливать собственное «я» ребенка. Чаще интересоваться его мнением, не принимать за него решения. Это поможет в будущем избежать подражания кумиру.

  3. Родители должны следить за своим поведением. Дети всегда перенимают манеру поведения людей, которые их окружают.

  4. Никогда не прибегать к физическому наказанию.

  5. Развивать положительные стороны агрессивности, препятствовать развитию негативных черт. Позитивные аспекты – упорство, активность, инициативность. Отрицательные – замкнутость, враждебность.

  6. Ограничить просмотр фильмов, видео, компьютерных игр, в которых присутствуют сцены насилия.

  7. Сдерживать стремление ребенка провоцировать ссоры с другими детьми. Ранние проявления агрессии – бормотание под нос, недоброжелательные взгляды, осуждение.

  8. Учить ребенка проявлять и контролировать эмоции. Гнев, обида, ярость – это нормально. Но нужно выплескивать эмоции без вреда для окружающих.

Направить энергию ребенка в правильное русло. Спорт, танцы, языковые школы. Чем больше занят ребенок, тем меньше времени у него остается на всякие глупости.

Подростковая агрессия. Светлана Шевченко. Психология

Подростковая агрессия – своеобразная просьба о помощи. В силу возрастных особенностей ребенок еще не умеет выражать ее иначе.

Спокойствие, терпение, личный пример помогут пережить родителям непростой период взросления детей. Начинать борьбу с агрессией нужно еще до наступления пубертатного периода.

Если ребенок всегда чувствует себя любимым, полноценным членом семьи, для него агрессивное поведение будет просто неприемлемым.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *