Влияние детства на взрослую жизнь – ваш онлайн психолог!

Влияние детства на взрослую жизнь – ваш онлайн психолог! Влияние детства на взрослую жизнь – ваш онлайн психолог! Влияние детства на взрослую жизнь – ваш онлайн психолог! Влияние детства на взрослую жизнь – ваш онлайн психолог! Влияние детства на взрослую жизнь – ваш онлайн психолог! Влияние детства на взрослую жизнь – ваш онлайн психолог! Влияние детства на взрослую жизнь – ваш онлайн психолог! Влияние детства на взрослую жизнь – ваш онлайн психолог! Влияние детства на взрослую жизнь – ваш онлайн психолог!

Детские воспоминания — образы и сюжеты, которые человек относит к своему детству.

У кого-то впечаталось огромное синее небо, доброе теплое солнце и много-много желтых подсолнухов вокруг. У кого-то были запечатлены орущие родители, оплеухи, острые обиды и другие мало оптимистичные образы.

Верить ли тому, что люди вспоминают, как события своего детства? Если вы юрист — нет. Если вы психолог — да.

Ситуация реально непростая. Как показали многочисленные исследования, люди склонны искажать, досочинять и раскрашивать в любые цвета то, что они видели или им казалось, что с ними было, и чем больше прошло лет с момента происшедшего, тем более «творческими» оказываются воспоминания.

В 1935 году американцы провели исследование: 252 женщины должны были рассказать о таком важном событии как беременность и рождение ребёнка.

Когда рассказы этих матерей сравнили с их медицинскими картами, оказалось, что воспоминания крайне недостоверны.

Матери занижали или завышали вес собственных детей почти на 20%, не могли точно сказать, сколько времени тратили каждый день на уход за ними, здесь ошибка вообще доходила до 41%.

Детство было давно, ребенок — существо творческое, и как либо всерьез доверять детским воспоминаниям оснований нет.

Случай из судебной практики: девушка во всех подробностях описывала, как её на протяжении семи лет регулярно насиловал отец. Однако медицинская экспертиза, проведённая после её обращения в суд, показала, что истица была девственницей.

Аналогично, пишет психотерапевт (МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001. — 560 с. ISBN 5-9268-0036-6): «Воспроизведение клиентами событий может быть настолько не­точным, что иногда они вспоминают то, чего никогда не было.

Одна клиентка потратила много часов на то, чтобы обсудить, как дядя совратил ее, когда ей было десять. Но когда мы проводили деталь­ное припоминание, оказалось, что дядя умер, когда ей не было и шести.

На самом деле она никогда не подвергалась сексуальному насилию, но это случилось с ее лучшей подругой, и она настолько прониклась сочувствием к ней, что позднее вообразила, что это было с ней самой.

Другие клиенты вспоминали события, прочитанные в книге или увиденные в кино, но которые, как они думали, случились с ними, так как они забыли источник. Вот знаменитый случай такого рода — Бридди Мерфи (Bernstein & Barker, 1989). Под гипнозом она вспом­нила, что в прошлой жизни жила в Ирландии.

Некоторые люди проверили ее описание ирландской деревни и обнаружили, что оно было на удивление точным. Этот случай использовался как доказа­тельство в пользу реинкарнации. Позднее репортеры раскрыли, что она слышала эти рассказы от одной престарелой женщины, кото­рая, будучи ребенком, жила в ирландской деревне.

Когда Бридди было пять, она сидела на веранде у старушки и внимала ее исто­риям об Ирландии».

Даже если проблемные ситуации, пережитые ребенком в детстве, действительно имели место, они не имеют прямого действия на сегодняшнюю жизнь взрослого человека.

Эксперименты, проведенные в сфере социальной психологии, показали незначительность долговременных последствий пережитого в детстве сексуального или физического насилия, крайне незначительное влияние семейной ситуации в период детства на поведение и жизнь взрослого и др.

«Выясняется, например, что в большинстве случаев долговременные последствия пережитого в детстве физического или сексуального насилия относительно незначительны (Widom, 1989).

То же касается и долговременных последствий подростковой беременности в жизни молодых женщин (Furstenberg, Brooks-Gunn, Morgan, 1987) и даже долговременного эффекта психологической обработки в лагерях для военнопленных (Schein, 1956)»(Росс Л.

, Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999).

Однако сами люди обычно склонны доверять своим детским воспоминаниям, и если человек к своим детским воспоминаниям относится серьезно, то не суть важно, это правда или фантазии: на человека это влияет практически одинаково. Именно поэтому работа с детскими воспоминаниями — эффективная техника личностной работы.

Личностная работа — работа глубинная, когда нужно помочь человеку разобраться с направлением и смыслом его жизни.

Личностную работу с клиентом нужно отличать от психологической консультации, где происходит как правило разовая, ситуативно ориентирующая беседа психолога с клиентом по поводу его жизненной ситуации, пока клиент находится в позиции Автора и за направление своей жизни в целом отвечает.

Владимир Кучеренко рассказывал студентам МГУ об эксперименте, где проблемной пациентке под гипнозом были внушены позитивные воспоминания ее детства.

Результатом стало стабильное улучшение ее душевного статуса и личностного здоровья: исчезли проблемные пики в результатах ее теста по ММPI, усилилась ее авторская позиция (субъектность).

Любопытно, что она стала демонстрировать мужской тип социализации: позиция «вот, выйду замуж, меня будет содержать муж» изменилась на «стану специалистом, буду содержать себя сама».

При этом, чтобы изменить детские воспоминания, не обязательно искать гипнотизера: творческие люди с хорошим воображением вполне могут сделать все нужное самостоятельно.

Влияние детства на взрослую жизнь – ваш онлайн психолог! Может быть, одна из этих героинь — вы?

Одна из участниц Дистанции, с душой работая над упражнениями, в направлении «Статус и влияние» постоянно тормозила, как будто что-то ее сдерживало. И в один удивительный день она пришла, как будто преображенная: плавные жесты и движения, королевская осанка, мягкие, но властные интонации…

Что произошло? Что она с собой сделала? Она рассказала об этом так: «Все свое детство я провела, бегая с мальчишками по дворам и по помойкам, и мы всегда смотрели на взрослых и красиво одетых людей как на что-то чужое, помоечные собаки были нам ближе.

Даже когда я подросла и сменила компанию, в глубине души я все равно чувствовала себя какой-то шавкой, не верила, что я красивая и статусная женщина — откуда? Я решила это изменить, я закрыла глаза и стала вспоминать свое другое детство. Сочинять себе новое детство.

Я поняла, что я — графиня Суздальская, и стала конструировать себе этот образ, эту легенду. И скоро я уже как наяву видела нашу большую и красивую усадьбу с большими лугами и парком, широкой лестницей, по которой я сбегала в легком белом платье навстречу папеньке и маменьке.

Я вспомнила красивую залу с большими картинами и прозрачными занавесками, где я любила играть на фортепьяно, я вспомнила наши обеды за большим столом со свечами и огромное зеркало, перед которым я любовалась собой, когда собиралась на первый бал…

Никогда не поздно пережить свое счастливое детство…

Не надо хранить в своей голове то, что не помогает тебе в жизни и развитии, и, напротив, имеет смысл загружать в свою голову то, что помогать будет — даже если это только сказки и фантазии.

Воспоминание — это только образ, помеченный в нашем сознании как связанный с какими-то событиями, и наши воспоминания могут создаваться нами самими — под задачи, важные нам.

В вашей голове, как и в вашем доме, должно быть только то, что работает на ваши ценности и интересы, что работает на ваше будущее.

Воспоминания

Воспоминания — это не все прошлое. Это в первую очередь его чувственная часть: образы, чувства и впе…

Что хранить в своей голове?

У большинства из нас постепенно в доме накапливается большое количество старых, не нужных вещей — ко…

Хорошая память: внешняя, позитивная, память будущего

То, что мы запоминаем, кто-то кладет на полочку «Прошлое», а кто-то на полочку — «Будущее», и таким…

Психоанализ детских корней во взрослой жизни

Психоанализ детских корней во взрослой жизни — объяснение поведения человека неосознаваемыми детским…

Память-воображение

;;Воспроизведение клиентами событий может быть настолько не­точным, что иногда они вспоминают то, че…

Ложные воспоминания в глубинной психотерапии

Многие направления глубинной терапии базируются на том, что, вспомнив забытую травму, вы избавитесь…

До 30 лет: Как детство влияет на нашу взрослую жизнь

Влияние детства на взрослую жизнь – ваш онлайн психолог!

«Это всё из детства» — расхожая фраза для объяснения самых разных вещей. Детские годы действительно влияют на жизнь куда больше, чем мы предполагаем. Учёные выяснили, что в это время может измениться даже ДНК, повлияв на то, какие заболевания и когда разовьются у человека во взрослом возрасте. Исследование, в котором приняли участие пятьсот филиппинцев, за которыми следили от рождения до двадцати одного года, показало, что определённые ситуации и факторы из детства способны приводить к модификации генов, связанных с воспалением. Разбираемся, какие вещи действительно закладываются в детстве, а какие приходят с возрастом.

Влияние детства на взрослую жизнь – ваш онлайн психолог!

Распространено мнение, что многие проблемы психического здоровья, с которыми человек сталкивается во взрослом возрасте, связаны с событиями из детства. Многочисленные исследования на тему показывают, что это действительно так.

Доказано, например, что у мужчин с патологическими зависимостями часто есть история детских травм, включая физическое насилие или насилие в семье, а девочки с детскими травмами с большей вероятностью будут курить, когда вырастут.

Сильный стресс в детском возрасте — из-за изменения активности тучных клеток в мозге — увеличивает склонность человека к депрессии в будущем.

А просмотр телевизора в течение двух или более часов в день детьми в возрасте от двух до пяти лет может спровоцировать трудности с поведением и социализацией.

Кроме того, исследования одно за другим подтверждают, что между телом и психикой существует тесная связь. Так, например, учёные доказали, что травматические события детства увеличивают риск ранней смерти (причём чем их больше, тем этот риск выше).

А частоту инфекционных заболеваний в детском возрасте связали с риском психических расстройств. Новые исследования показывают, что негативное влияние на ментальное здоровье детей может оказывать и воздействие выхлопных газов.

В то время как загрязнение воздуха в целом почти наверняка провоцирует тревожность у детей и подростков.

Хорошие новости? Учёные сходятся во мнении, что взаимодействие с природой в детстве способно улучшить ситуацию. А если учесть, что общение с домашним скотом ещё и укрепляет естественный иммунитет ребёнка, бонусы летнего отдыха у бабушки в деревне окажутся неоспоримы.

Невероятно, но факт: если говорить о развитии мозга ребёнка, то время, проведённое за уроками, может быть менее важно, чем время, проведённое на игровой площадке возле дома.

Читайте также:  Снижение влечения к мужчинам – ваш онлайн психолог!

Исследования показывают, что опыт игры изменяет связи между нейронами в областях мозга, ответственных за социальное взаимодействие и социальные навыки, которые, в свою очередь, по крайней мере частично определяют успеваемость ребёнка при взрослении.

Исследование 2015 года, проведённое в Гарвардской школе бизнеса, показало, что дочери работающих матерей чаще добиваются более высоких карьерных результатов и могут претендовать на более высокую заработную плату, тогда как их сыновья больше занимаются домашними делами и проявляют больше заботы о членах семьи, когда вырастают. А дополнительное исследование в рамках той же темы позволило утверждать, что в итоге дети работающих мам не менее счастливы в среднем, чем дети неработающих мам.

Каждый человек хоть что-нибудь да слышал о том, что если включать младенцам или ещё не рождённым детям музыку Моцарта, они вырастут умными людьми.

Идея стала невероятно популярна среди родителей после публикации в журнале Nature в 1993 году подтверждающего «эффект Моцарта» исследования.

Больше того, в 1998 году губернатор штата Джорджия просил выделить бюджет на диски с музыкой Моцарта, чтобы выдавать их молодым родителям.

Но проблема с оригинальным исследованием состояла в том, что в нём не только не использовался термин «эффект Моцарта» (упс!), но эксперименты вообще проводились не на детях, а на студентах в количестве 36 человек.

Метаанализ сразу 16 исследований на тему, проведённый в 1999 году, показал, что хотя музыка Моцарта улучшает способность человека к мысленным манипуляциям, этот эффект непродолжителен и он уж точно не делает нас умнее.

Ещё более масштабный анализ, опубликованный в 2010 году, продемонстрировал, что музыка в целом может дать небольшой положительный эффект в смысле улучшения продуктивности, однако это не относится только к Моцарту или только к классическим произведениям.

Учёные из Корнеллского университета говорят, что изучение второго языка не вызывает языковой путаницы, задержки развития или когнитивных нарушений. Больше того, дети, которые говорят на двух языках, удерживают внимание под влиянием внешних стимулов лучше, чем дети, которые знают только один язык.

Влияние детства на взрослую жизнь – ваш онлайн психолог!

Исследования предполагают, что у первенцев могут быть лучшие навыки мышления по сравнению с младшими братьями и сёстрами. Но дело здесь не в генетике.

Это, уверены учёные, объясняется тем, что при равной степени эмоциональной привязанности к детям родители больше поддерживают первого ребёнка в задачах, развивающих когнитивные способности.

Хотя здесь не обходится без недостатков: именно первенцы на 20 % чаще страдают близорукостью.

Что касается теории порядка рождения, выдвинутой в начале XX века австрийским психологом Альфредом Адлером, то её современная наука предлагает обходить стороной. Исследования убедительно доказывают, что на личностные черты ребёнка не оказывает влияния тот факт, был он в семье «старшеньким», «средненьким» или «младшеньким».

Ранние исследования показывали, что единственные дети в семье, как правило, якобы «избалованны» и «сверхчувствительны», однако в более поздних работах на тему было установлено, что единственное их отличие от сверстников, которые растут с братьями и (или) сёстрами, — более сильная связь с родителями. И, возможно, более нарциссическое поведение, хотя это ещё нужно проверить.

Впрочем, если версия о нарциссизме верна, то единственным детям будет чем крыть. Современной науке удалось доказать, что у детей без родных братьев и сестёр больший объём серого вещества в определённых областях мозга, что делает их мышление более гибким и творческим. Хотя на интеллекте, справедливости ради, это никак не отражается.

Многие считают, что маленькие дети очаровательны: маленький нос и подбородок, большие щёчки и глаза.

Исследования показывают, что как у родителей, так и у неродителей младенцы часто вызывают реакцию, которую невозможно контролировать, в областях мозга, связанных с вознаграждением.

Это приводит к повышенному вниманию, необходимому малышам для выживания. А ещё — к «миленькой агрессии», которую мы обычно испытываем и по отношению к детёнышам животных.

Пытаясь выяснить, почему дети растут значительно медленнее, чем детёныши млекопитающих, и дольше зависят от родителей, учёные из Северо-Западного университета в Эванстоне пришли к выводу, что всё дело в ресурсах и энергии, необходимых для развития сложного человеческого мозга. Рост тела отодвигается организмом на второй план, в то время как мозг растёт и развивается с невероятной скоростью.

Было бы здорово, если бы на что-то подобное были способны взрослые (особенно в пятницу), но именно дети могут прыгать и бегать часами, делая совсем небольшие перерывы.

И вот суровая правда: детская выносливость может конкурировать с выносливостью профессиональных спортсменов, в то время как их мышечная ткань восстанавливается даже быстрее.

Кроме того, мышцы в детском организме медленнее устают, что вообще удивительно, поскольку у детей более короткие конечности, так что при ходьбе и беге они вынуждены тратить больше энергии.

Эксперименты показали, что дело здесь в использовании аэробных (зависимых от кислорода) энергетических путей, которые производят энергию медленнее, но сохраняется она дольше.

Ну, а взрослые в это время — и особенно в случае необходимости быстро сделать что-то — полагаются в основном на анаэробные (независимые от кислорода) энергетические пути, которые обеспечивают мощный заряд энергии, однако расходуется она довольно быстро.

Влияние детства на взрослую жизнь – ваш онлайн психолог!

У большинства людей нет воспоминаний о первых трёх-четырёх годах жизни — и это нормально. Явление, также известное как «детская амнезия», занимает психологов десятки лет, но выяснить окончательно, почему она всё-таки возникает, пока не получается.

Но дело не в неспособности детей в этом возрасте формировать долгосрочные воспоминания — в одном эксперименте шестимесячные малыши в течение нескольких недель помнили, как управлять игрушечным поездом с помощью рычага (чему их обучили лишь однажды).

Наиболее популярная на сегодняшний день теория гласит, что, поскольку с возрастом точка отсчёта воспоминаний сдвигается (взрослые могут помнить себя уже с шести или семи лет), проблемным является не формирование воспоминаний, но их сохранение.

У науки есть основания предполагать, что на воспоминания влияет и освоение языка. Если в момент происходящего ребёнок может рассказать о событии, вероятность того, что он будет помнить о нём спустя годы, значительно возрастает. Кстати, большинство наших детских воспоминаний вымышлены.

Хотя если они позитивные, то это, возможно, помогает поддерживать самооценку.

Тесты, предлагающие определить психологический возраст, могут врать. Но учёные такой привычки не имеют, так что если они говорят, что мы взрослеем позже, чем принято считать, значит, так оно и есть.

О том, что подростковым следует считать возраст с десяти лет до двадцати четырёх лет, учёные заговорили ещё в 2018 году, мотивируя это более продолжительным образованием и отложенным браком и родительством, которые свойственны современным молодым людям.

Теперь же речь идёт не о строгой классификации, а том времени, когда человек окончательно становится взрослым. И последние данные выглядят крайне обнадёживающе: учёные из Кембриджского университета говорят, что изменения в мозге происходят в течение трёх десятилетий, так что и взрослеем мы где-то в районе тридцати лет. Не так уж плохо, правда?

Оказывается, в том, что в детстве три месяца лета длились бесконечно, а сегодня они пролетают за один миг, виноват наш мозг. А именно снижающаяся по мере старения тела скорость приёма и обработки поступающей информации, выяснили учёные из Университета Дьюка.

Поскольку нейроны со временем увеличиваются в размерах, а связи в мозге становятся сложнее, всё это приводит к более длинным путям прохождения сигналов. Кроме того, сами пути тоже стареют, так что сигналы вынуждены справляться ещё и с большим сопротивлением.

В итоге взрослый человек за день просматривает меньше изображений, чем подросток, так что ему кажется, что день прошёл «как-то слишком быстро».

Несмотря на то что зависимость от видеоигр внесли в МКБ-11, тлетворное влияние компьютерных игр на детей и подростков сильно преувеличивают. Хотя что касается компьютерных «стрелялок», то они, кажется, и правда могут несколько изменить поведение детей при взаимодействии с оружием.

С другой стороны, эксперты призывают родителей перестать обвинять во всех грехах компьютеры и мобильные устройства, напоминая, что, во-первых, социальные сети могут быть полезны, а во-вторых, если что-то и увеличивает риск опасных для общества действий с применением оружия, так это насилие в семье (анализ 2018 года показал, что это имело место в 54 % случаев массовой стрельбы в США).

ФОТОГРАФИИ: store.moma

Как детство влияет на взрослую жизнь?

Влияние детства на взрослую жизнь – ваш онлайн психолог! 18.08.2019 5 минут чтения 1164

Оглавление

Влияние детства на взрослую жизнь – ваш онлайн психолог!

Когда вы думаете о своём детстве, что вы себе представляете? Только раннее детство? Включаете ли вы и подростковый возраст? Может быть,ранние взрослые годы, когда вы всё ещё были молодыми и наивными?

Это вопрос, о котором взрослые редко задумываются, но это интересная тема для обсуждения. В этой статье мы рассмотрим концепцию детства и посмотрим, когда оно начинается, когда заканчивается, как оно влияет на нашу взрослую жизнь.

Когда заканчивается детство?

Давайте сначала ответим на вопрос о том, является ли подростковый возраст частью детства. С точки зрения физиологии, детство заканчивается в подростковом возрасте. Ваше тело взрослеет и перестаёт расти. Многие психологи и врачи считают это концом детства.

Однако в социальном плане многие считают подростковый возраст продолжением детства. В большинстве цивилизованных обществ вы считаетесь несовершеннолетним, пока не достигнете определённого возраста, и обязанности, которые общество возлагает на взрослых, и права, которые оно им выдаёт, обычно не относятся к детям, подросткам, не достигшим этого самого возраста.

Таким образом, этот вопрос остаётся неоднозначным. И обычно мы делим своё детство на реальное детство и отрочество— некий переход от ребёнка к взрослому.

История детства.

В нынешнем обществе дети считаются невинными и нуждаются в защите.

Мы тратим невероятное количество усилий на создание развлечений и мероприятий для наших детей, и продлеваем их невинность как можно дольше.

Мы ограждаем их от травмирующей информации и постепенно знакомим их с идеями, которые, как мы считаем, детская психика не в состоянии переварить. Однако история показывает, что так было не всегда.

Если вы посмотрите на изображения детей на протяжении всей истории, они почти всегда изображены как маленькие взрослые. Как только они становились достаточно взрослыми, чтобы ходить и удерживать предметы в руках — им давали работу. На протяжении всей истории, детство отнюдь не являлось островком сказки и неги, оно было совсем не похоже на наше.

По мере развития общества ценность детей значительно выросла. Мы осознали важность влияния детства на всю последующую жизнь. Современные представления о детях и детстве вошли в мейнстрим примерно в 19 веке и продолжают развиваться.

С тех пор современная психология и медицина дала нам возможность заглянуть в мозг детей и понять, как он растёт и развивается. Существует чёткая взаимосвязь между тем, что происходило в вашем детстве и тем, что происходит в вашей жизни сейчас. Именно ранние годы сделали вас тем человеком, которым вы являетесь на данный момент. Давайте посмотрим, на какие части делится детство.

Этапы детского возраста.

Детство делится на две части: раннее и среднее.

Читайте также:  Страх беременности – ваш онлайн психолог!

Когда начинается раннее детство? Это дискуссионный вопрос. Некоторые считают, что младенчество не является детством, это отдельный этап жизни. Большинство из нас не может вспомнить ничего до 3 лет, так что это имеет смысл. Однако другие учёные считают, что детство включает и младенчество. Несмотря на это, возраст, когда заканчивается раннее детство заканчивается примерно в 6-7 лет.

На этапе раннего детства дети учатся взаимодействию с окружающими преимущественно в игре. Они играют друг с другом, экспериментируют с окружающим миром, а взрослые постоянно наблюдают за ними. Это та стадия, когда ребёнок и его родители или опекуны очень тесно связаны.

Среднее Детство

Среднее детство начинается, примерно в 7-8 лет и заканчивается в подростковом возрасте. На этом этапе дети начинают понемногу взрослеть. У них появляется иное социальное окружение: постоянные друзья, соученики, учителя, преподаватели. Их таланты могут проявиться, они уже могут самостоятельно выполнять определённые задачи.

Отрочество

Как упоминалось ранее, именно тогда биологически заканчивается детство. Однако в обществе многие считают подростков детьми. Их тела созревают, но они всё ещё считаются слишком безответственными, чтобы жить самостоятельно или выполнять определённые взрослые задачи. На этом этапе они больше узнают о своей сексуальности, и их социальные связи и независимость продолжают расти.

Это основные стадии детства. Как видите, здесь присутствует некоторая субъективность. Вы можете включить или исключить своё младенчество или отрочество. С учётом всего вышесказанного, как сильно влияет ваше детство, на формирование вашей личности? Мы знаем, что это важно, но насколько это важно?

Как моё детство формирует меня?

В детстве может возникать множество ситуаций, которые могут показаться незначительными, но оказывают большое влияние на то, какие мы сейчас. Вот лишь несколько примеров:

  • Семья, которая оказывает поддержку всем её членам, особенно детям, скорее всего, вырастит успешного во всех областях человека, и наоборот. Если в вашем детстве ваши родители плохо заботились о вас, и воспитывали вас в недружелюбной среде, скорее всего вы можете вырасти, не доверяя окружающему миру. Конечно, бывают исключения.
  • Чрезмерно заботливый родитель, который контролирует всё, что вы делаете, душит любые ростки самостоятельности, может вырастить вас слишком зависимым от других, от их мнения и одобрения. Безусловно, любой здоровый родитель должен защищать своего ребёнка и создавать безопасную среду, но при этом маленький человек должен иметь возможность принимать самостоятельные решения и иметь некоторую независимость, увеличивающуюся с возрастом.
  • Ребёнок, который переживает развод своих родителей в раннем возрасте, может иметь проблемы с отношениями, когда вырастет. Он может чувствовать себя неуверенно или бояться, что его партнер предаст его, бросит, изменит. Кроме того, дети часто склонны брать ответственность за развод родителей на свой счёт, в силу нормального эгоцентрического мышления. Ставить себя на место другого и объективно оценивать ситуацию они пока не могут. Это также может наложить отпечаток на самооценку и желание избегать отношений в принципе.
  • У детей, подвергающихся суровым телесным наказаниям, могут развиться проблемы с принятием и выражением негативных переживаний, с агрессивностью, они могу развить у себя мышление жертвы или,наоборот, решить, что все проблемы можно решить с помощью грубой физической силы. И прав тот, кто сильнее в данный момент.
  • Детская травма

Полученная в любом возрасте травма может повлиять на вашу жизнь, но в полученная в детстве оказывает влияние на само формирование вашей личности. Травма может быть физической, психологической или сексуальной, и может привести к низкой самооценке, склонности к насилию или виктимизации, другим негативным последствиям.

В детском возрасте наш мозг ещё только развивается и мы воспринимаем всё «как есть» без критического осмысления. Мы не можем отказаться от опыта, сказать себе: «Мне это не подходит». Весь пережитый опыт формирует наш мозг, наши привычки, способы реагирования, паттерны поведения.

Если кто-то постоянно унижает взрослого, тот может понять, что это мнение лишь одного человека, и можно постараться прекратить конфликт, для этого у взрослого есть различные инструменты, если же это невозможно, можно прекратить общение или на вербальном уровне, или, что лучше всего, на физическом.

Ребёнок, которого регулярно подвергает унижениям значимый взрослый — родитель, опекун, воспитатель, учитель верит, что это слова истины, что поведение взрослого верное, так как другого опыта у него нет, и в будущем ему будет крайне сложно осознать, что именно происходило в его детстве, осознать, что это было неправильным, и избавиться от негативных установок.

Детская травма довольно распространённое явление, огромное количество взрослых людей испытывали на себе ту или иную форму жестокого обращения или тяжёлую ситуацию в детстве.

Если вы пережили детскую травму — есть надежда. Помогите своему внутреннему «ребёнку» осознать, что с ним обращались жестоко, понять, что его вины в этом нет, избавиться от негативных установок, и пересмотреть всё случившееся как опыт, а не как травму. Если вам сложно сделать это самостоятельно, обратитесь за помощью к опытному специалисту.

Начните работу с психологом прямо сейчас

Начать консультацию

Влияние детства на взрослую жизнь

Я решила начать цикл статей, посвященный влиянию детства на взрослую жизнь. Эта тема настолько обширная и разноплановая, что просто невозможно осветить ее в одной публикации.

Период детства определенно точно влияет на нашу дальнейшую жизнь. Происходит это потому, что именно в детстве в нас закладываются все «комплектующие» взрослой самостоятельной личности . И от того, как именно и что было заложено, будет зависеть набор качеств, установок и опыта, с которым мы и выходим во взрослую жизнь.

  • В первую очередь оказывает влияние то, в какой среде и условиях растет ребенок:
  • — есть ли у него родители (опекуны) или они отсутствуют,
  • — был ли этот ребенок желанным или нет,
  • в каком обществе растет ребенок (сейчас у нас преимущественно детоцентрированное общество, но совсем недавно дети не являлись такой большой ценностью),
  • какой он по счету в семье или является единственным ребенком,

какой стиль воспитания выбран родителями и т.п.

Если рассматривать более частные факторы , которые оказывают влияние на ребенка и в последующем взрослого, то это будут:

1. принимающее или отвергающее поведение родителей, способы общения с ребенком, требования к нему и т.п.;

2. взаимоотношения родителей между собой (очень важный пункт, в него так же можно отнести: в полной/неполной семье растет ребенок, пришлось ли ребенку пережить смерть или развод родителей);

3. жизненные сценарии всего рода , которые неосознанно будут транслироваться ребенку (например, жизненный сценарий «на мужиков нельзя положиться» способствует тому, что в семье по женской линии будут постоянные разводы и неудачи в любовных отношениях);

4. материальный достаток семьи (оказывает серьезное влияние в двух крайностях: если семья живет в бедности или, наоборот, в богатстве);

5. подвергался ли ребенок насилию в семье или вне ее.

Все эти факторы я рассмотрю подробнее в своих последующих статьях, а пока хочу рассказать о том, на какие именно черты, установки, особенности личности оказывает влияние среда и семья , в которой растет ребенок.

— Базовое доверие к миру. Закладывается в первый год жизни ребенка тем, как родители (чаще всего мама) заботятся о малыше и удовлетворяют его потребности в любви, ласке, внимании.

В таком случае ребенок вырастает дружелюбным, открытым нашему миру.

А если ребенок не получал достаточное количество любви и внимания, то у него вырабатывается подозрительность, закрытость, тревожность, недоверие к миру и другим людям.

— Восприятие себя, как личности. Дело в том, что ребенок приходят в наш мир, как чистый лист, и от того, что родители напишут на нем, будет зависеть восприятие ребенком себя самого.

Если родители говорят, какой он добрый, храбрый, щедрый, красивый, сообразительный, то ребенок растет в уверенности, что он такой и есть. Ведь родители активно демонстрируют эти качества.

А если родители постоянно ругают ребенка, говорят о том, какой он непослушный, жадный, вредный, глупый и некрасивый, то он постепенно начинает в это верить, может замкнуться в себе или стать агрессивным.

— Уверенность в себе и своих силах, способность справляться с неудачами. Родители являются для ребенка главной поддержкой и опорой, обратившись к которой он может получить подпитку своих сил и веры в себя.

В том случае, если родители не оказывают поддержку ребенку, предпочитая только ругать за неудачи, насмехаться над ребенком, тогда он вырастает неуверенным в себе, будет избегать проявления инициативы, будет сомневаться в своих способностях.

— Психологическое и физическое здоровье. Неблагоприятная обстановка, в которой растет ребенок, применение к нему физического, эмоционального и сексуального насилия, оказывает серьезное влияние на его здоровье во взрослом возрасте. Склонность к неврозам, паническим атакам, тревожным расстройствам, аутоиммунным заболеваниям – все это последствия хронического стресса в детстве.

— Установки по поводу семейных и других отношений, распределения ролей, стратегий воспитания детей . Отношение к браку в целом, к противоположному полу, к детям очень чутко считывается в семье, в том, как ведут себя родители и прародители. То же самое касается и умения общаться, и способов разрешать конфликты.

— Эмпатия, толерантность, великодушие – основа этих качеств закладывается именно в детстве.

Хорошей новостью является то, что дети необязательно будут травмированы неблагоприятными семейными обстоятельствами или отвергающим поведением родителей. Большое значение имеет устойчивость психики каждого конкретного ребенка . Более чувствительные дети, конечно, будут сильно переживать, а дети с устойчивой или гибкой психикой смогут уклониться об «ударов».

  1. В целом можно выделить три сценария, по которым пойдет человек, имеющий неблагоприятный детский опыт:
  2. 1. так же, как в родительской семье;
  3. 2. только не так, как в родительской семье;
Читайте также:  Молодой человек сделал предложение, но я его не люблю – ваш онлайн психолог!

3. собственный сценарий.

Первый сценарий актуален для тех людей, которые неосознанно перенимают установки, способы реагирования и поведения от родителей.

Например, если ребенка в этой семье били за плохое поведение, во взрослом возрасте он так же будет применять к своим детям физические наказания, будучи уверенным, что это норма.

Или если в родительской семье мама всю жизнь боролась с алкоголизмом мужа, то дочка во взрослом возрасте бессознательно будет выбирать себе мужа с алкогольной зависимостью, потому что для нее такая ситуация в семье знакома и понятна.

Второй сценарий проявляется у людей, которые пострадали от неблагоприятной обстановки в детстве, и приняли для себя решение ни в коем случае не повторить родительский опыт.

Например, если девочку мама подвергала физическому и эмоциональному насилию, то во взрослом возрасте такая женщина будет уверена в том, что на своих детей она никогда не повысит голос, никогда не будет на них раздражаться, никогда не отвергнет и всегда примет.

С одной стороны это неплохо, а с другой – таким решением эта женщина ставит себе запрет на негативные эмоции в сторону детей, которые неизбежно будут возникать в процессе воспитания. А так же у таких гиперопекающих родителей часто вырастают эгоистичные дети.

Третий сценарий – самый сложный. Он заключает в себе осознанное решение прожить свою жизнь по-другому. Не так, как у родителей, и даже не наоборот.

А только ваш сценарий, который не имеет под собой прямую опору на опыт родительской семьи. К нему нужно прийти только через серьезную работу над собой, своими травмами и установками.

В идеале, воспользоваться помощью психолога, потому что это действительно очень трудный путь, который почти невозможно пройти в одиночестве.

5 детских травм, которые продолжают влиять на нас во взрослом возрасте

Детство – это очень важный этап развития психики любого человека, и проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться в это время, могут повлиять на всю последующую жизнь. Более того, они могут определить то, как мы будем общаться с собственными детьми, и насколько хорошо будем справляться с трудностями.

Как считает известный писатель и психолог Лиз Бурбо, среди всех психологических травм детства можно выделить 5 самых распространенных и наиболее сильно влияющих на формирование личности ребенка:

1. Страх одиночества

Одиночество является злейшим врагом любого человека, который в детстве чувствовал себя обделенным родительским вниманием.

Люди, боящиеся одиночества, как это ни странно, во многих случаях являются инициаторами расставания с партнерами, боясь, что те бросят их первыми.

Или, напротив, изо всех сил цепляются за отношения с токсичными людьми, следуя принципу «уж лучше быть хоть с кем-то, чем одному».

Головы людей, боящихся одиночества, зачастую полны мыслей вроде «Уж лучше я брошу тебя первым, чем постоянно буду ждать, что ты бросишь меня», «Я никому не нужен, мне никто не помогает и я не готов брать на себя ответственность за кого-то еще», «Если ты уйдешь, ты уже не вернешься, и я постараюсь удержать тебя рядом любой ценой, даже поступившись собственными интересами»…

Людям, испытывавшим недостаток родительского внимания в детстве или столкнувшимся с расставанием родителей, во взрослом возрасте приходится постоянно бороться со своим страхом одиночества, страхом, что близкие люди их бросят и с собственными невидимыми барьерами, мешающим физическим контактам.

Душевные раны, вызванные недостатком внимания и наплевательским отношением со стороны родителей, залечить довольно сложно.

Но после того, как люди с такими психическими травмами самостоятельно или с помощью помощи специалистов избавляются от своих глубинных страхов, их состояние, как правило, существенно улучшается, так как страх одиночества замещается позитивными эмоциями и внутренним диалогом. В результате их отношения с другими людьми становятся куда менее нездоровыми.

2. Отверженность

Это очень серьезная психологическая травма, которая, как правило, вызывается испытанным в детстве чувством отверженности, чувством того, что ребенок – изгой, занимающий чужое место. Чувство отверженности становится основой, на которой ребенок строит свою личность, и оно отравляет все его мысли и поступки.

Возникновению страха стать изгоем способствует множество факторов – к примеру, непринятие в детстве собственными родителями, семьей или сверстниками. Этот страх вызывает мысли о ненужности, нежеланности и бесполезности, с которыми ребенок впоследствии входит и во взрослую жизнь.

Люди, страдающие от этой травмы, чувствуют себя недостойными любви, привязанности и даже внимания.

Они уходят в себя, скрывая истинную личность за тщательно созданной непроницаемой маской, боясь, что окружающие разоблачат их, как самозванцев, у которых нет права даже находиться в приличном обществе.

Те, кто в детстве чувствовали себя изгоями, часто становятся взрослыми-невидимками, старающимися как можно реже привлекать к себе внимание. В повседневной жизни им приходится постоянно бороться со своим страхом социальной изоляции и избегать ситуаций, вызывающих у них тревожность.

Если вы страдаете от травмы именно этого типа, знайте, что если вы хотите от нее исцелиться, то прежде всего нужно научиться идти на разумный риск и принимать собственные решения.

Если это получится, то со временем вас будет все меньше и меньше беспокоить, что окружающие о вас думают, вы перестанете воспринимать, как свидетельство собственной неполноценности, те случаи, когда вы кому-то не понравитесь.

3. Униженность

Люди, которых постоянно оскорбляли и унижали в детстве, зачастую боятся, что они совершенно не нравятся окружающим, и что те критикуют и обсуждают их между собой, стоит им только отвернуться.

Родители сами старательно взращивают этот страх в своих детях, раз за разом говоря им, что они плохие, неуклюжие, ничего не знают и не могут – в особенности если делают это в присутствии других людей.

Это отличный способ уничтожить самооценку ребенка еще до того, как она сформировалась.

Такая психологическая травма часто приводит к формированию личности, полностью зависимой от мнения окружающих и болезненно стремящейся заслужить их одобрение.

Однако возможна и совершенно противоположная реакция: взрослые, подвергавшиеся унижению в детстве, могут вырасти в домашних тиранов, унижающих тех, кто слабее их, подсознательно стремясь компенсировать таким образом приобретенный в детстве комплекс неполноценности.

Людям, часто подвергавшиеся в детстве унижению, стоит настойчиво работать над собственной независимостью, чувством свободы, приоритетами, а также постараться самостоятельно либо с помощью специалиста лучше понять свои нужды и страхи.

Нелюбимые дети становятся взрослыми, которые не умеют любить

4. Предательство

Если ребенок часто испытывает чувство предательства (к примеру, со стороны родителей, не привыкших выполнять свои обещания), во многих случаях это приводит к появлению болезненного недоверия к другим людям во взрослом возрасте.

Это недоверие часто оказывается настолько сильным, что порождает зависть и другие негативные чувства – так, к примеру, человек может подсознательно считать себя недостойным чужих обещаний, и одновременно завидовать тому, что есть у других.

Дети, воспитанные родителями, не привыкшими держать собственные обещания, могут вырасти во взрослых, склонных к излишнему контролю и чувствующих себя неуютно, если все происходит не в так, как им того хочется. Скорее всего, они испытывают необходимость в большей или меньшей степени контролировать жизни всех людей из своего ближайшего круга общения, что оправдывают своим якобы «сильным» характером.

Поведение этих людей зачастую оказывается воплощением их наихудших страхов, что вызывает ответную реакцию окружающих, создавая негативную обратную связь.

Поэтому им стоит заняться воспитанием в себе терпения, сочувствия и понимания окружающих, осознать, что люди, не держащие обещания, составляют не большинство, а меньшинство, и что на них вовсе не ополчился весь мир.

А еще им стоит отказаться от привычки контролировать всех и вся, вместо этого научившись правильно распределять приоритеты и делегировать ответственность.

5. Несправедливость

Этот страх чаще всего появляется у детей, воспитанных холодными и авторитарными родителями.

Чрезмерные требования в детском возрасте, выходящие за пределы возможностей ребенка и несоответствующие тому, что требуют от сверстников, могут привести к тому, что ребенок, стремящийся угодить родителям, начинает себя чувствовать бесполезным и недостойным. Ему начинает казаться, что судьба к нему совершенно несправедлива. Эти чувства он, как правило, приносит с собою и во взрослую жизнь.

Прямым следствием испытанного в детстве чувства несправедливости является чрезмерная консервативность и зажатость.

Такие люди, как правило, стремятся пробиться на самый верх общества и сосредоточить в своих руках максимально доступную им власть.

Также им свойственно практически фанатичное стремление к порядку и перфекционизм, а также неспособность идти на риск, если у них нет подробного плана, предусматривающего все варианты развития событий.

Людям, столкнувшиеся в детстве с явной несправедливостью в отношении себя, стоит поработать над снижением уровня недоверия к окружающему миру и повышению открытости разума и ментальной гибкости, чтобы им было проще довериться другим людям.

Также им стоит избавиться от стремления сосредоточить всю власть в тех или иных обстоятельствах всецело в своих руках – какого бы высокого мнения они ни были сами о себе, наверняка найдется кто-то, кто хотя бы в чем-то разбирается лучше, чем они.

Знание об этих наиболее распространенных психологических травмах и умение распознавать их основные признаки крайне положительно сказывается на нашем благополучии, душевном здоровье и способности саморазвития – это знание способно помочь как близким людям, так и нам самим, если мы в этом нуждаемся.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *