Дауншифтинг: маскировка под «усталость» и реальные причины сознательного понижения социального статуса – ваш онлайн психолог!

1 Александрова Е.В. 1 Журавлева Г.П. 1 Скрипникова М.И. 1 1 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
В статье рассматривается такое социальное явление как дауншифтинг. Дается определение дауншифтингу, раскрывается стратегия людей, которые отказываются от высокого дохода и ответственности, карьерного роста, социального статуса.

Приводятся критерии стратификации. Дается сравнение между дауншифтингом в России и на западе. Показаны исторические корни дауншифтинга.

1. С. Бен Бреатна., статья «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90 г. ж. Вашингтон пост»31 декабря 1991 г.
2. Казаков А. «Карьерная аскеза – что толкает персонал на отказ от карьеры» HR-management. – 6.02.

2007.
3. Лисова Е.В. «Дауншифтинг: стратификационные эффекты». Экономическая социология. Т. 9. № 2. Март 2008 г.
4. Селенте Дж. Интервью в газете «Trend Journal»1994 г.
5. Фрумкина Р.М. Сборник « Экспериментальная психолингвистика».
6. Шор Дж. книга «Переплачивающий американец: Почему Мы Хотим То, Что Не Можем Купить»1999 г.
7. Энгин Дюэйн. Книга «Добровольная простота»1981.
8.

Материалы сайта Федерального Образовательного Портала «Экономика».
9. Материалы дискуссий в живом журнале http://www.liveinternet.ru/users/1305985/post46704472.
10. Материалы сайта «Сообщество дауншифтеров в России»: http://www.downshifting.ru/digest/01-04-2007/99.
11. Статья «Whydownshift »; режим доступа свободный: http://thedownshifter.co.uk/beforedownshifting.html.

Постановка проблемы. В статье авторы пытаются дать определение феномена «дауншифтинг» и разобрать часть встречающихся заблуждений и мнений о данном социальном явлении, распространяющимся в мире, а также рассмотреть проблемы образования реальной группы со специфическими особенностями поведения и потребления, которую можно подвергнуть статификационному анализу. Нисходящая социальная мобильная потеря престижа, карьеры, власти, высокого дохода знаменуют процесс, названный «дауншифтингом». Идеология и термин дауншифтинг распространились на рубеже XX-XXI веков в странах Запада (США, Великобритания, Австралия). Это явление проникает и в Россию, но не дальше мегаполисов Москвы и Петербурга, а сам термин «даyншифтинг» теряет своё изначальное значение и трактуется с искаженным смыслом.

Анализ последних исследований и публикаций. Теоретические основы исследования феномена «дауншифтинг» заложены в трудах российских и зарубежных учёных-классиков. К их числу относятся, Казаков А. [2], Лисова Е.В. [3], Д. Энгин [7], С. Бен Бреатна. [1], Шор Дж. [6], Селенти Дж. [4], Фрумкина Р.М. [5] и другие исследователи.

Целью исследования является определение феномена дауншифтинга, влияние социальных факторов на формирование дауншифтинга, выявление различий.

Результаты исследования и их обсуждение

Дауншифтинг – термин, обозначающий жизненную философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей». В переводе с англ « переключение автомобиля на более низкую передачу» Дауншифтинг – новый и спорный термин, характеризующий последние изменения в социальной структуре развитых государств.

Дауншифтинг – феномен резкого добровольного изменения социального статуса в сторону (предположительно) его понижения, отказа от конвенциональных благ, престижа в пользу индивидуального комфортного образа жизни.

В классическом понимании дауншифтинг – это всегда выбор между доходами и стрессами с одной стороны и душевным комфортом за меньшее вознаграждение с другой.

Причисляющие себя к дауншифтерам склонны отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам наподобие постоянного увеличения материального капитала, карьерного роста и т.д., взамен ориентируясь на жизнь ради себя и/или семьи.

Однако говорить о научной разработанности данной проблемы не приходится, ведь даже её название варьируется от страны к стране. Так, в Европе больше распространён термин дауншифтинг, в США «добровольная простота», а в Австралии – «резкое изменение».

Подобное противоречие – малая изученность весьма распространённого явления – ученые (те немногие, которые занимаются данной проблематикой) объясняют тем, что в развитых странах дауншифтинг является скорее укорененной социальной практикой, нежели предметом научных дискуссий.

Действительно, об этом явлении практически нет не только научных, но и публицистических статей.

Тем не менее ещё в 1995 г. дауншифтерами себя назвали 28 % населения Америки, а результаты национального обследования Великобритании, проведенного Британским бюро маркетинговых исследований в 2003 г.

, позволили исследователям говорить о 25 %-ной доле дауншифтеров в стране.

Эти цифры позволяют нам говорить об обширности данного явления и заставляют обратить на это более пристальное внимание социологов, психологов и менеджеров.

В каждой стране дауншифтинг приобретает специфические черты.

Так, в Великобритании дауншифтинг имеет экологический подтекст («употребление или выращивание органических продуктов, особое отношение к мусору и его вторичной переработке, экономия энергии»), в то время как в Австралии фокус смещён в сторону смены жилья и места проживания.

В России дауншифтинг чаще всего воспринимают как переселение в развивающуюся страну (особенно популярны Индия и Таиланд), при этом источником средств к существованию часто является сдача в наём квартиры в России.

Дауншифтинг представляется его последователям протестом против идеалов общества потребления, и приверженность к дауншифтингу оправдывается рядом «недостатков», присущих обществу потребления – главным образом, отрицанием необходимости развития человека как личности.

Некоторые ученые(), предлагая иной подход, рассматривают дауншифтинг как процесс изменения культуры потребления, духовную революцию, в том числе в виде отказа от экономических благ, ухода от материалистических ценностей: образ жизни, основанный на балансе жизненных и духовных потребностей.

Исторические корни дауншифтинга. В истории известно много случаев, когда люди отказывались от карьеры, социального статуса, богатства в пользу духовного самосовершенствования.

Самым первым известным нам дауншифтером можно назвать императора Диоклетиана, который стал выращивать капусту. Л.Н. Толстой, граф, классик русской литературы, пришёл к мысли, что лучшая жизнь – это жизнь крестьянина, не обремененного материальными ценностями.

Сиддхартха Гаутама (он же Будда), принц, который увидел четыре зрелища: нищего, больного человека, разлагающийся труп и отшельника, и осознал, что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания – единственный путь для постижения истины.

Это подвигло Гаутаму стать монахом. Поль Гоген, процветающий банкир, бросил все и уехал на Таити и на острова Океании, посвятил всё своё время живописи и позже стал известен как один из лучших художников-постимпрессионистов. Г.Д.

Того, известный американский писатель поселился в хижине и большую часть времени проводил за огородничеством, рыбалкой, чтением классиков, плаванием и греблей.

Очевидны некоторые идеологические параллели дауншифтинга с культурой хиппи. Движение хиппи (англ. «понимающий, знающий») возникло в США в 90-е годы. Хиппи проповедовали уход из обеспеченного дома и общества для жизни среди единомышленников в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, отказываясь от многих материальных и бытовых благ.

В 1981 г. Дюэйн Энгин [9] опубликовал книгу «Добровольная простота», представляющую собой конспект убеждений и методик, вытекающих непосредственно из идей контркультуры 1960-х годов.

Эта книга породила одноименное движение, которое представляет собой намеренную попытку отстраниться от цикла «работа-траты-долги», характеризующего современную жизнь.

Это движение не выступает ни за бедность, ни за примитивизм, а призывает лишь пользоваться благами цивилизации для более полного и насыщенного существования, для привнесения порядка и ясности в жизни индивида.

Считается, что термин «дауншифтинг» был впервые использован в печати американской журналисткой Сарой Бен Бреатна [1].

По другому предположению, автор термина – Джеральд Селенти [4] руководитель нью-йоркского Института по изучению трендов. В разных источниках можно найти оба варианта авторства термина.

Критерии стратификации дауншифтеров. Попробуем разобраться с проблемой неравенства, с которой начинается любое рассуждение о социальной стратификации.

Если рассматривать неравенство как положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам, то получается, что дауншифтеры равноположены высше-среднему классу, к которому они принадлежали ранее, по многим пунктам, кроме экономического.

А это в свою очередь делает неактуальными первостепенные стратификационные критерии – доход и род деятельности, но увеличивает вес культурной и эмоциональной составляющих, неудобных для стратификационного анализа [3].

На эмпирическом уровне проблемы могут возникнуть тогда, когда окажется, что гипотеза о высокой взаимной корреляции социальной и экономической стратификации (т.е. для описания экономических классов берутся источники и размер дохода) не работает.

Кроме того, в нашем случае на данный момент достаточно проблематично выявить способы передачи неравенства от одного поколения другому, так как у дауншифтеров ещё не выросли наследники.

Однако, можно проанализировать основные критерии, позволяющие выделить дауншифтеров в отдельную страту.

Наличие первоначального капитала. Наиболее резкие изменения социального статуса присущи людям, которые многие годы посвящали себя работе и соответственно накопили достаточный капитал.

По свидетельству американского социолога Джулиет Шор [6], многие состоятельные граждане признаются, что не могут купить все, что им необходимо, хотя Америка является одним из самых богатых государств в мире. Разочарование в своих финансовых возможностях, физическая усталость и постоянный стресс вводят их в состояние фрустрации, ведущей к ранним увольнениям.

Многое значимое ранее – власть, престиж, статус теряется на фоне осознания упущенных возможностей общения с семьей, детьми, путешествий, социально полезных дел, свободы личного времени.

Однако такое поведение можно рассматривать и как своеобразный механизм психологической защиты тех, кто не смог вынести трудностей конкурентной борьбы. Действительно, многие участники упомянутого нами британского опроса указали, что одной из причин, повлиявших на решение, было резкое ухудшение здоровья.

С функциональной точки зрения данная стратегия оправдана и объясняет многие схемы перехода к «добровольной простоте», однако сами дауншифтеры заявляют, что социальный неудачник не является дауншифтером. Итак, в рамках нашего анализа можно зафиксировать, что данная страта обладает достаточным социальным, культурным, человеческим и экономическим капиталами.

Необходимо указать на относительность эффектов дауншифтинга. Многие представители этой страты как были, так и остаются в среднем классе, более того, дауншифтинг отчасти стимулирует развитие последнего, создавая идейную основу для самостоятельных решений и самореализации. Но значительная часть дауншифтеров попадает в рабочий класс.

Читайте также:  Комплекс неполноценности – ваш онлайн психолог!

В группу предпринимателей или безработных. Правда, в каждой из этих групп они занимают особую позицию.

Наиболее полно идеология дауншифтинга раскрывается в практиках предпринимательской деятельности.

Однако здесь следует брать лишь те виды индивидуальной трудовой деятельности, которые не предполагают усиленного вложения материальных, временных ресурсов и чаще всего осуществляются в рамках самозанятости.

Дауншифтеры- безработные также не могут быть однозначно причислены к бедным или андерклассу, так как их низкий уровень запросов возник не в результате «недостижительских ценностей, иждивенчества, безответственности, беспомощности, лени и асоциальных способов поведения» [2], а в результате переосмысления собственных потребностей. По мнению дауншифтеров из этой группы, бедность противоположена дауншифтингу, так как «бедный человек ограничен в возможностях и много времени уделяет борьбе за существование».

Особенности дауншифтинга в России. Очевидно, что понятие «дауншифтинг» потеряло в России свой первоначальный смысл. Если в США или Австралии – это совершенно сознательный отказ от карьеры, денег, престижа ради душевного спокойствия и простой жизни, то для россиян порой это способ ухода от нелегких условий жизни, путь не «к», а «от».

Мало того, само понятие «дауншифтинг» в обиходе трактуется большей частью населения абсолютно неверно. Например, часто можно услышать, как дауншифтингом называют длительный отпуск или даже просто поездку за город или выходные, посвященному любимому хобби, но никак не отказ от высокооплачиваемой работы ради других жизненных приоритето. В своих выступлениях Р.

Фрумкина говорила, что дауншифтинг по-русски имеет мало общего с основной версией этого западного культурного образца. Сюда чаще всего относят резкие перемены в стиле жизни, проявляющиеся на первой фазе в чисто пространственном перемещении.

Это может быть переезд из мегаполиса в глухую провинцию, из города средних размеров – в деревню, из любого места России – в другие, чаще всего развивающиеся страны Азии.

Другими словами, при сохранении внешней формы содержание явления видоизменилось, в данном случае скорее имеет место горизонтальная социальная мобильность при сохранении прежнего социального статуса, не нисходящая вертикальная мобильность, как это зародилось на Западе. Также отметим, что такой тип дауншифтинга, как сокращение рабочих часов или переход на менее оплачиваемую, но дающую больше свободы позицию, с сохранением места пребывания, у нас в стране практически не существует.

Только при формировании нормального среднего класса в России дауншифтинг примет классическую западную форму. Условно говоря, должен возникнуть протест против состояния, когда все есть, т.е. «сытости». Но для этого должна быть «сытость» .

В своем первоначальном значении дауншифтинг в России в настоящее время не может существовать потому, что число людей, материальные возможности которых позволяют им воспроизводить стиль жизни групп со средним доходом развитых стран мира, в России слишком мало в сравнении с численностью упомянутых групп на Западе. Людей, готовых оставить высокооплачиваемую, но не приносящую радости работу, и уехать в село или маленький город, в нашей стране пока единицы.

По данным ещё докризисного опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), почти половина россиян (45 %) предпочла бы, чтобы их дети жили в крупном городе – в Москве (17 %), Санкт-Петербурге (10 %) или другом (18 %). Треть (33 %) выбрала бы небольшой город (25 %) или сельскую местность (8 %).

  • Тем не менее, идея дауншифтинга может оказаться «спасительным кругом» в какой-то конкретной ситуации, напомнив о том, что система ценностей и приоритетов в значительной степени условна и душевное спокойствие во многом зависит от того, насколько она соответствует мировоззрению человека.
  • Выводы
  • Таким образом, можно сказать, что российский дауншифтинг в ближайшие годы вряд ли станет массовым, поскольку перед большинством россиян пока стоит вопрос не об отказе от лишних потребностей, а о том, как найти средства, чтобы удовлетворить потребности насущные.

В работе авторы пытаются показать, что так или иначе трансформированная идея даyншифтинга стара как мир и глубока как океан, главное не путать истины ей данные. Есть определенная мудрость в философии дауншифтеров, которые решают наслаждаться жизнью здесь и сейчас, пока получается, а не копить на будущее счастье.

В данном исследовании проанализирован феномен дауншифтинга, его стратификационные эффекты на основе анализа литературы, публицистики и материалов интернет-дискуссий.

Восточная философия гармонии учит о ценности простых вещей, а на любое понимание ценности нужно личное время. Идея дауншифтинга – идея равновесия без надрыва, Это один из первых шагов к космополитичности и глобализации.

Библиографическая ссылка

Александрова Е.В., Журавлева Г.П., Скрипникова М.И. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕНОМЕНА «ДАУНШИФТИНГ» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 5-5. – С. 804-807;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9525 (дата обращения: 19.07.2021). Дауншифтинг: маскировка под

Дауншифтинг как философия: сбавить скорость или сжечь двигатель?

Постиндустриальная эпоха сделала мир глобальным, небывало прогрессивным, располагающим бесчисленным количеством возможностей для каждого из нас.

Для достижения своих целей, а сейчас речь прежде всего о материальном достатке и карьерном росте, сегодня нужно истратить изрядное количество нервных клеток, сил физических и моральных, а также, возможно, пожертвовать некоторыми собственными увлечениями и процентом свободы (но было ли когда-то по-другому?).

Тем не менее, существуют люди, считающие, что такая жизнь — сущий ад на Земле, состоящий из рутины и монотонности, и сходят с «дистанции» этой сумбурной, навязанной обществом «погони» за материальными благами. Встречайте — дауншифтеры, о них мы и поговорим.

Итак, дауншифтинг — термин XX-XXI века, западный феномен, очень часто встречающийся в зарубежных СМИ и литературе, обозначает философию жизни ради своего душевного спокойствия и психологического благополучия.

А помогает этому отказ от «навязанных», как считают дауншифтеры, целей — то есть от ежедневной работы, которая может приносить большой доход, но связана со стрессом и не приносит счастья, и переход в ту жизнь, где всё время посвящается собственным увлечениям и только тому, что греет душу и не тревожит её. Своеобразный протест против идеи потребления.

УГЛУБЛЯЕМСЯ: «Остановите мир, я хочу выйти», или чему нас учит культура замедления

Противоречивое отношение к этому явлению диктуется уже самим словом, его обозначающим. «Downshift» в переводе с английского языка имеет несколько значений, которые объединяет понятие «понижение».

Либо понижение скорости, переключение на более низкую передачу, либо переход на регистр строчных букв (уменьшение), либо просто смещение книзу.

Но положительный ли окрас у слова понизить, если рассматривать его метафорически, или нет, является ли «понижение скорости» мудростью или регрессом — мнение сформируется у каждого своё.

Несмотря на то, что термин появился несколько лет назад, в философии и сути дауншифтинга решительно нет ничего нового. Первые черты этой философии, как и корни большинства явлений на Земле, мы увидим ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Философию эпикурейцев можно назвать античным предком рассматриваемого нами явления современности.

Начало сегодняшнего дауншифтинга мы видим в нескольких тезисах философии Эпикура: он считал наслаждение жизнью высшим благом, а удовольствие — одной из основных ценностей. Достичь этого можно было при условии освобождения человека от общественной деятельности.

Говорить о корнях дауншифтинга в эпикуреизме возможно, но о фактическом сходстве этих явлений — едва ли, даже если попытаться сравнить отказ эпикурейца от участия в политической деятельности и увольнение дауншифтера с ненавистной работы.

Безмятежность, которая представляется целью жизни дауншифтера, для эпикурейца являлась всего лишь одним условием счастья; в учении Эпикура она — синоним сосредоточенности в процессе познания, сопряжённой со спокойствием, и именно она помогала достичь истинного знания.

К тому же понятие удовольствия и счастья в эпикуреизме прочнейшими нитями было связано с благоразумием, которое ценилось Эпикуром даже больше, чем философия. Если дауншифтеры намерены забыть о стрессе и достичь полного удовлетворения, изменив место и образ жизни, то эпикурейцы считали, что именно благоразумие избавляет их от вздора и страхов (что сегодня мы стрессом и называем).

Здесь и кроется основное различие двух явлений, которые друг с другом потенциально связаны, — дауншифтинг предполагает изменение мира вокруг себя для постижения счастья, а эпикуреизм — приспособление к нему. То, что для дауншифтеров является конечным результатом и высшим счастьем, для последователей Эпикура виделось лишь условием, помогающим абстрагироваться от «лишнего» и достичь ещё более высоких целей — истинного познания.

Диоклетиан, великий римский император, время правления которого именовалось «золотым веком», сам лично опробовал античный дауншифтинг.

Последние 8 лет своей жизни он прожил уединённо в провинции, отказавшись от возвращения на престол.

Посланникам, которые хотели его вернуть, он резонно заметил, что у него выросла настолько изумительная капуста, увидев которую они бы перестали донимать его своими предложениями об императорстве.

Читайте также:  Не могу наладить отношения со своим пасынком – ваш онлайн психолог!

ПО ТЕМЕ: «Что мы знаем о счастье?»: от Эпикура до Канта и Шопенгауэра

Идеология и психология дауншифтинга очевидно прочно связана с философией «опрощения». Создателем её, а вместе с тем и основных принципов дауншифтинга, был Лев Толстой (хотя термин упоминался и ранее).

Философия заключалась в отказе от подавляющего большинства благ современной цивилизации. Писатель уехал в Ясную поляну и восхвалял в своих дневниках жизнь крестьянина, земледельца, которая не отравлена господством материальных благ.

Также Поль Гоген оставил в своё время прибыльную работу ради живописи.

Философия дауншифтинга имеет некоторые параллели также с представлениями «хиппи» американских 1960-х.

Сходство видится в основном во взглядах на человеческую свободу, которая, по убеждениям хиппи, была связана с внутренней гармонией, к которой стремятся и дауншифтеры.

Но если хиппи имели определённые позиции — борьба против некоторых постулатов протестантской церкви и приоритеты — пацифизм, то у приверженцев дауншифтинга формируется только лишь один, весьма сомнительный, принцип — отказ от работы во имя себя.

Понятие «дауншифтинг» можно прямо противопоставить понятию «яппи», возникшему в США практически на рубеже XX-XXI веков и обозначающему состоятельных людей, добившихся успеха в карьере, следящих за трендами во многих областях — людей делового стиля.

Самое большое распространение явление дауншифтинга получило в Австралии и в США.

Авторы исследовательского сайта «The Australia Institute» Клайв Гамильтон и Элизабет Мэйл в своей статье «Downshifting in Australia» (2003 год) приводят статистику — почти 30% людей в возрасте от 30 до 59 лет последние 10 лет занимались дауншифтингом (статистика в США и Великобритании идентична).

Основные причины решения этих людей бросить свои профессии и переехать, а иногда просто начать заниматься тем, к чему лежит душа (словом, пуститься в дауншифтинг) — неудовлетворение от работы, желание самому контролировать свою жизнь и не подчиняться кому-либо, вести более сбалансированную жизнь, а также большое количество стрессогенных факторов.

  • ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
  • — Психология успеха как ошибка: Рафаэль Лопез-Педраза о важности неудач
  • — Дэвид Брукс: «Жить для резюме или для панегирика?»

В России дауншифтинг находится в зачаточной стадии, и у этого есть свои причины, важнейшая из которых — экономическая. Но, тем не менее, дауншифтеры в России есть, и, как правило, бросив работу, они уезжают в другие, развивающиеся страны — Индию или Индонезию.

Такой вид дауншифтинга, впрочем, тоже имеет корни в других веках. Здесь мы вспоминаем девятнадцатый, когда в европейском искусстве господствовал романтизм.

Для романтической литературы одной из самых характерных черт был так называемый принцип «двоемирия», в основе которого — бегство от реального прозаичного мира в мир мечты. Но писатели того времени придерживались данной концепции не только в отношении своих героев.

Так, романтики бежали из мира серых будней, чего желают и дауншифтеры, в экзотические страны, прежде всего страны Востока. Например, Братья Шлегели первыми начинают изучать индийскую культуру, санскрит, и находить именно там прекрасный мир чужих.

Мнения психологов располагаются на двух противоположных берегах, как это часто бывает. Первые считают, что дауншифтинг — это с психологической точки зрения правильный выбор.

Ведь удовлетворение от жизни не наступит, если человек работает без всякого удовольствия, каждый рабочий день для него — пытка, а перспектив — нет. И если дауншифтинг даст человеку счастье и спокойствие — а статистика показывает, что 90% дауншифтеров довольны своим выбором — то это прекрасная перемена.

К тому же этот выбор даст толчок к самопознанию, самоанализу, изучению в себе творческих способностей, наличие времени для саморазвития, а также для семьи.

Примерно так считает Софья Макеева, написавшая вполне вдохновляющую книгу «Дауншифтинг, или как работать в удовольствие, не зависеть от пробок и заниматься тем, чем хочется», которая является итогом беседы с людьми, вставшими на путь дауншифтинга и дышащими полной грудью, при этом не имеющими финансовых трудностей.

Другие уверены, дауншифтинг — это усталость или даже лень, эгоизм и самообман. Приверженцы этой точки зрения считают, что дауншифтерами становятся люди, испытывающие временные трудности и присущие абсолютно всем людям стрессовые состояния, пессимистичное настроение.

Выбирая дауншифтинг, они бегут от временных проблем и ответственности, доходя до крайних мер — отказа от работы и значительного понижения заработка «ради себя».

А люди, которые отрывают детей от привычной городской среды, едут, например, на Бали, сидят дома и не приносят деньги в семью под предлогом того, что хорошая школа или ВУЗ — это навязанные обществом ценности, — и вовсе преступники.

Автор книги «Дауншифтинг без экстрима.

Кризис на пике карьеры», практикующий психолог и бизнес-тренер, специалист по разного рода зависимостям Андрей Котляров пишет о необходимости просто остановиться и немного отдохнуть, а не переворачивать свою жизнь с ног на голову. Он рекомендует потенциальным дауншифтерам как раз использовать работу для своих собственных целей и развития своих способностей.

Дауншифтинг, как выясняется, — очень сложное и многогранное явление, содержащее в себе множество оттенков, противоречий и особенностей. Неверно думать, что это глобальный шаг в нищету и сиюминутный переезд в глухую деревню.

Если считать себя дауншифтером, но при этом иметь достаточное количество денег, никто не помешает купить Роллс-Ройс или замок, только если это то, что является искренним желанием, то, что приносит истинное удовольствие, а не тренд и ценность, продиктованная потребляющим обществом.

Но думать, что дауншифтинг — это идеал жизни свободного, избавленного от любого стресса человека — тоже заблуждение. Ведь никто из нас не застрахован от стрессов и переживаний, в Москве ли мы живём или на Бали.

На обложке: Лев Толстой/ © Wiki.

Дауншифтинг: похоже ли это на удаленку

Рассказывая на страницах своего блога о нюансах удаленного заработка, а не могла не затронуть такую тему, как дауншифтинг. Сегодня я хочу рассказать, к каким людям применимо это понятие, и чем интересен их образ жизни.

Так что же такое дауншифтинг: особая философия жизни, которая приводит к кардинальному изменению образа жизни, побег от рутинной работы или это поиск чего-то нового?

Оглавление

Что такое современный дауншифтинг?

Думаю, многие слышали этот термин, но не многие до конца поняли его значение. Например, на вопрос, что такое дауншифтинг, можно получить довольно разрозненные ответы.

Люди считают, что это фрилансеры или те, кто занимается удаленной работой. Также к этой категории причисляют представителей творческих профессий: художников, писателей.

Для многих дауншифтеры, это иммигранты, уехавшие жить в другие страны.  Так что же на самом деле это за движение?

Дословно этот термин переводится как смещение вниз. Заимствовано понятие было в автомобильной сфере, где downshifting обозначало переключение на более низкую передачу.

В обществе данный термин стал применяться к людям среднего возраста, которые уже чего-то добились в своей жизни и могли себе позволить жить без ежедневного поиска работы.

Многие дауншифтеры добровольно отказывались от хорошей должности, осознанно понижали свой статус и отправлялись на заработанные деньги в свободное путешествие по миру.

Те, кто не имел достаточной финансовой базы, переходили на менее интенсивный рабочий график и тем самым выстраивали новую жизненную идеологию. Если говорить о дауншифтинге, как об образе жизни, то он базируется на трех идеологиях:

  • Пересмотрение приоритета материальных ценностей;
  • Осмысленное замедление темпа жизни;
  • Отказ от навязанных обществом целей.

Иными словами, вы полностью погружаетесь в семейный быт, больше посвящаете времени путешествиям и личному хобби, занимаетесь воспитанием детей и познанием внутреннего мира. Одновременно с этим у вас снижается тяга к зарабатыванию денег, приобретению дорогих вещей. Вы начинаете довольствоваться тем, что у вас есть. К вам приходит ощущение независимости и полноценного восприятия жизни.

Главная цель дауншифтера, сбалансировать свои потребности с финансами путем перестройки ритма жизни. Однако ошибочно причислять к этой категории людей, которые изначально не хотели работать и не пытались чего-то достичь.

Каковы плюсы дауншифтинга и что вас может остановить

Давайте поговорим о плюсах такого образа жизни. Их довольно много:

  • Намеренное замедление образа жизни приводит к снижению уровня стрессовых ситуаций.
  • Освободившись от необходимости ежедневно посещать офис, у вас высвобождается много свободного времени для семьи или путешествий.
  • Вы можете выбрать способ получения дохода в соответствии со своими потребностями и желаниями.
  • Свободный режим дня стимулирует больше задумываться о здоровом питании, образе жизни, о спорте.

Как видите плюсы очевидны, однако если неправильно воспользоваться таким преимуществом, то свободное времяпрепровождение может привести и к негативным последствиям:

  • Из-за отсутствия необходимости ходить на работу на людей нередко нападает лень, депрессия и скука.
  • Если дауншифтер своевременно не найдет альтернативного интереса, то у него может сформироваться чувство ненужности и нереализованности.
  • Высок риск появления вредных привычек.

Перед тем как кардинально изменить жизнь, необходимо всё тщательно продумать. Чем вы будете заниматься? На что вы будете жить? Где и с кем вы будете жить? Помните, что, отказавшись от прежней жизни, вернуться в неё будет довольно сложно.

Читайте также:  Как определить тип личности – ваш онлайн психолог!

Как стать фрилансером с нуля без опыта: варианты заработка, размеры дохода

Как выглядит дауншифтер – социальный портрет личности

Для того чтобы понять, кто такие дауншифтеры, необходимо изучить, какими личностными качествами обладают такие люди. Также неплохо будет посмотреть, как выглядит жизнь дауншифтера изнутри.

Итак, для дауншифтера главным приоритетом является свобода. Причем не от рабства и обязательств, а именно временная свобода. Каждый прожитый день такие люди стараются наполнять определенным смыслом. Прозябание изо дня в день тут недопустимо.

Как правило, все дауншифтеры имеют какое-нибудь хобби. Причем, это необязательно ручное творчество. В этом они очень похожи на фрилансеров, которые занимаются работой в своё удовольствие. Дауншифтеры пишут книги, общаются в интернете, пропагандируют идеи, занимаются благотворительностью, воспитывают детей, путешествуют и самосовершенствуются.

Как видите, это не простые лентяи и лежебоки, которые живут за счет пассивного дохода. Относить их к тунеядцам ошибочно. Несмотря на то, что многие живут за счёт сдачи недвижимости в аренду, вторая часть дауншифтеров работает. Однако это не бешеная гонка за деньгами, а необходимость поддержания умеренного жизненного уровня.

Портрет современного дауншифтера, это скорее всего самодостаточный и уравновешенный человек, который видит смысл своей жизни и не навязывает своей идеологии другим.

Причины, по которым люди меняют свою жизнь

Причины, по которым человек решает кардинально изменить свою жизнь, всегда очень веские:

  • Череда карьерных неудач;
  • Постоянная гонка за деньгами;
  • Жизненное однообразие;
  • Хроническая усталость или депрессивное состояние;
  • Непонимание общества, конфликты в семье;
  • Отсутствие жизненных целей.

Переосмысление данного списка причин приводит людей к отказу от чрезмерной капитализации. Дауншифтинг, это не бегство от проблем, а их решение более разумным способом. К примеру, вы решили уехать из города и заняться сельским хозяйством. С одной стороны, идея выглядит перспективно и разумно.

С другой, вы рискуете попасть в такую же рутинную жизнь, как и в городе. Ведь ведение сельского хозяйства отнимает много времени. Поэтому, перед тем как отказаться от своей настоящей жизни, вы должны заглянуть на много лет вперед и увидеть себя в будущем.

 Вы, конечно, можете попробовать работать удаленно или перейти на пол ставки, но без кардинального переосмысления образа жизни в своей голове стать дауншифтером не получится.

Дауншифтинг: сбрось скорость!

Дауншифтинг Ежегодно 7 апреля отмечается всемирный День здоровья, и на сей раз он посвящен проблемам урбанизации. Выбирая жизнь в большом городе, мы получаем не только возможность находиться «в центре событий», но и необходимость соответствовать определенному стилю.

И вся наша дальнейшая жизнь автоматически превращается в гонку за новыми его элементами.

Каков твой социальный статус? – главный вопрос мегаполиса! На каком этаже стоит твой карьерный лифт и как далеко до пентхауса? – вопросы следующие по счету, но не по значимости… Но есть смельчаки, которые могут раз и навсегда сказать «прощай» ценностям, продиктованным стандартами современной счастливой жизни. Кто они?

Дауншифтинг — это добровольный отказ от высоких должностей и доходов ради простой и неторопливой жизни. Этот термин заимствован из лексикона водителей. Так называют переключение коробки передач на меньшую скорость. Впервые он прозвучал в 1994 году. Считается, что именно с этого времени одноименное явление стало распространяться в Британии, Австралии и США.

Прародитель дауншифтинга

Самым первым дауншифтером по праву можно назвать Диоклетиана — императора Рима, жившего задолго до нашей эры.

Тиран и талантливый полководец, на пике своей императорской карьеры отказался от престола и последние годы провел в уединении.

На просьбы вернуться к власти отвечал: «Если бы вы видели, какую я вырастил капусту, то не стали бы ко мне приставать со своими бессмысленными предложениями».

Российские дауншифтеры, появившись несколько лет назад, сделали это слово почти эквивалентным понятию «бегство». Бегут от мегаполисов с их чудовищными ритмами, неблагоприятной экологий и главное — навязчивых норм, где престижная работа и высокое положение в обществе непременно стоят во главе угла.

Большой побег сводит на нет ежедневный бег по кругу… Решаются на него зачастую бунтари-одиночки, впоследствии оседающие где-нибудь в тихом, уютном уголке и промышляющие фрилансом (жить-то на что-то надо!)

А как у нас?

В Казахстане о дауншифтинге заговорили недавно. Это, впрочем, не значит, что его, как явления, не существовало раньше. Я отлично помню, как в один прекрасный весенний день моя знакомая, работавшая PR-специалистом одной из престижных компаний, позвонила мне и с нескрываемой радостью сообщила, что уходит с работы.

На мой скептический и резонный вопрос о том, чем же она хочет заниматься, Александра ответила коротко: «Для начала отдохну… Мир посмотрю». Прошло ни много — ни мало – четыре года. Саша ведет семинары по рекламе и маркетингу для «бывших коллег», что дает ей неплохой заработок и свободное время.

Побывала в Малайзии, Индии, Китае, всерьез занялась йогой и о своем выборе ничуть не жалеет И ничего удивительного в этом нет, дауншифтинг — это лишь отказ от карьеры и должности, отнимающей все свободное время, но не от работы вообще… Человек, сделавший такой выбор, соглашается  на более спокойную, хотя зачастую и менее оплачиваемую работу.

Тихая жизнь в кругу семьи…

У меня наберется с десяток знакомых и друзей, поставивших на карту не только престижную и высокооплачиваемую работу, но и весь привычный образ жизни. Всем им не больше тридцати, имеют прекрасное образование и карьерный старт, что, впрочем, не помешало им решиться на саботаж общепринятых норм.

Ермек восемь лет работал главным редактором небольшой, но все-таки читаемой газеты. В одно прекрасное утро он вместе с женой оставляет работу и открывает кукольный театр в маленьком провинциальном городке, где вырос.

В одном из определений дауншифтинга тихая жизнь в кругу семьи стоит как раз на первом месте. Это и немудрено.

Шестидневная рабочая неделя в сочетании с постоянными задержками, плюс время, потраченное на дорогу, сводит на нет общение в этом самом семейном кругу. Проверено  неоднократно!

Побег к себе

Но какие бы замысловатые черты ни обретал даушифтинг, истинная его суть — отказ от «идеалов» общества потребления и возвращение к себе, к своим желаниям и мечтам.

Это означает, что люди, сделавшие выбор в пользу дауншифтинга, бегут зачастую не «от», а скорее «к».

Они заменяют корпоративные уставы моральными ценностями, дресс-код любимой рубашкой и джинсами, распланированное на несколько недель вперед время тем, что хотели бы сделать или просто полным отсутствием планов.

По сути, дауншифтеры меняют новые машины, квартиры и дома на «свободных» себя и гармонию с самими собой

Они перестают подчиняться общепринятым стереотипам, верить рекламе, жить целями компаний, в которых работают, выделяться из толпы дорогими вещами.

Причин для таких кардинальных перемен множество. Но главной из них все те, кто сделал дауншифтинг своим выбором, называют усталость.

Усталость от работы, ответственности, статуса, неиссякаемого потока информации… Усталость от необходимости соответствовать определенному образу — этакого яппи, который «все может и всего хочет».

Однако вот парадокс: стремление такого человека быть успешным продиктовано желанием иметь престижные и дорогие вещи, которые, в свою очередь, увеличивают его потребности и нацеливают на очередной «карьерный бросок». Такой вот замкнутый круг получается. Дауншифтинг – это попытка выйти за его пределы.

Как отмечает психолог Лариса Сидорова: «Уход с престижной должности в переводе на язык психологии — это добровольное изменение своего «места» в общественном организме. Причин этому множество: поиск меньшей ответственности, желание найти свое место в жизни, неудовлетворенность соотношением своего вклада и получаемого вознаграждения…»

Немаловажным основанием для «побега» является и забота о здоровье. И зачастую  выбор продиктован скорее назревшей необходимостью, нежели простым желанием. Стрессы — неотъемлемые спутники успешной карьеры и жизни  в большом городе не- проходят бесследно.

Здоровье, свободный график, жизнь в ладу с собой и природой — уж слишком все гладко у тех, кто бежит от привычных многим вещей. Но есть и оборотная сторона медали. По словам Ларисы: «При всей привлекательности образа дауншифтинга, вместе с должностью от человека уходит не только доход и статус, но и привычное окружение.

При видимом благополучии дауншифтер может испытывать чувства растерянности перед жизнью, одиночества (старые друзья его не понимают), неприкаянности (у него нет «своего места» в социуме). Явление дауншифтинга подчеркивает несоответствие социальной системы внутренним запросам.

Человек выпадает из системы, делая в ней дыру, прокладывая тем самым путь будущим дауншифтерам…»

Жизнь в большом городе не так проста, как кажется на первый взгляд. Но все же, прежде чем бежать сломя голову от скучных офисных будней, стоит взять паузу и хорошенько подумать. Ведь настоящий побег от себя, как уверяют психологи, мало кому удавался.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *