Теория Юнга – ваш онлайн психолог!

Теория Юнга – ваш онлайн психолог!

  • 36 интересных лекций от практиков в области аналитической психологии.
  • В программе:
  • Исторические и структурные аспекты аналитической психологии.
  • Основные теории и понятия аналитической психологии.
  • Основные архетипы и комплексы психики.
  • Практические аспекты аналитической работы.

Школа глубинной психологии к.г. юнга

Курс лекций для психологов и всех, кто интересуется аналитической психологией

Если мы не осознаем, что происходит у нас внутри, то извне нам кажется, что это судьба.  

К.Г.Юнг

Курс будет Вам полезен, если Вы:

  • Человек, который обращает внимание на свои сны, интересуется символическим значением событий, которые происходят в Вашей жизни, размышляет о вопросах бытия и своей Душе.
  • Человек, который верит в то, что мы живем в двух мирах: внешнем и внутреннем. Мир внутренний, то есть наша психика управляет нашей жизнью. Если Вам близко такое понимание, то нам по пути!
  • Психолог, и ищете для себя возможности профессионального роста, понимание глубинных процессов бессознательного, а также практические инструменты для своей работы. 

Курс включает 36 лекций

У Вас есть возможность принять участие в 9-месячном курсе в непосредственном контакте с лекторами (состоится по мере набора группы, не ранее сентября 2022 г) или приобрести курс в записи — полностью или частями. Для Вашего удобства мы разделили курс на 4 части по 9 лекций.

Теория Юнга – ваш онлайн психолог!

В нашей школе:

Вы получите базовые знания по аналитической психологии К.Г. Юнга, познакомитесь с его жизнью, концепциями и основными направлениями его мысли.

Прикоснутесь к коллективной Душе человечества через образы и символы культуры.

Получите инструменты для работы с бессознательным в самопознании и/или практике психологического консультирования.

Снова и снова , вопреки рациональным ожиданиям, история учит нас, что иррациональные факторы играют значительную, порой решающую роль во всех процессах психической трансформации

К.Г. Юнг «Символы трансформации»

Спикеры Школы

Теория Юнга – ваш онлайн психолог!

Рыженко Ирина Владимировна

  • Руководитель школы
  • Клинический психолог, психотерапевт, аналитический психолог, кандидат психологических наук.
  • Автор книги «Семь смертных грехов родительства или Главные ошибки воспитания, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка»
  • Дважды победитель международного агентства IREX (США) с авторскими проектами.

Содержание модулей

Модуль 1

  • Юнг и постъюнгианцы (Рыженко И.В.)
  • Теория архетипов (Зибер А.Э.)
  • Теория сновидений. Техники работы со сновидениями. (Годкин В.А.)
  • Анима и Анимус (Мулеван Е.Г.)
  • Методы работы с бессознательным (Вьюгин И.В.)
  • Юнгианская типология личности (Зибер А.Э.)
  • Психоаналитические теории развития (Гриневич Г.В.)
  • Индивидуация в символической системе карт Таро (Годкин В.А.)
  • Теория Либидо (Михайленко Е.И.)

Модуль 2

  • Аналитическая психология в культуре и политике (Дурнева П.Н.)
  • Классическая юнгианская школа (Рыженко И.В.)
  • Основные структуры психической реальности по Юнгу (Михайленко Е.И.)
  • Происхождение и развитие сознания (Вьюгин И.В.)
  • Архетип Героя (Годкин В.А.)
  • Терапевтические отношения и процесс терапии. Перенос и контрперенос (Зибер А.Э.)
  • Индивидуация (Романенко М.В.)
  • Архетип Трикстера (Мулеван Е.Г.)
  • Трансцедентная функция (Гриневич Г.В.)

Модуль 3

  • Архетипическая школа. Работа со сказкой и мифом (Рыженко И.В.)
  • Теория синхронии (Годкин В.А.)
  • Школа развития (Михайленко Е.И.)
  • Травма: ресурсы и возможности. От терапии к развитию. Техники работы (Романенко М.В.)
  • Структура личности в клиническом процессе по Мак-Вильямс (Гриневич Г.В.)
  • Пуэр/Божественное дитя (Вьюгин И.В.)
  • Структура анализа. Процесс анализа. Разновидности анализа. Часть 1 и 2 (Зибер А.Э.)
  • Архетип Сенекса/Мудрого старца (Мулеван Е.Г.)

Модуль 4

  • Исторический контекст аналитической психологии (Рыженко И.В.)
  • Теория комплексов (Вьюгин И.В.)
  • Архетип Тени (Годкин В.А.)
  • Самость (Романенко М.В.)
  • Школы аналитической психологии (Гриневич Г.В.)
  • Теория символов (Михайленко Е.И.)
  • Мандала: путеводитель по трансформации 
  • (Зибер А.Э.)
  • Архетипы Матери и Отца (Мулеван Е.Г.)
  • Архетип Персоны (Колганова С.Г)

Классический психоанализ Карла Юнга

« Назад

28.03.2017 14:17

Теория Юнга – ваш онлайн психолог!

Швейцарский врач-психолог Карл Юнг, практиковавший в начале 20 века, известен нам как создатель ассоциативного теста, который с момента создания и до сих пор активно применяется при диагностике.

Какое-то время Фрейд и Юнг работали вместе, и Юнг даже считался последователем Зигмунда, но после того как Карл решил использовать психоанализ для глубокого изучения символизма в религии, сказках и мифах, между ними возник конфликт и сотрудничество окончилось.

Каждый из ученых двигался по своему пути, при этом Юнг всегда уважительно и внимательно относился к работе Фрейда.

В теориях Юнга и Фрейда есть общие моменты, такие как понятие личного бессознательного. Но Юнг выделил ещё и коллективное бессознательное, которое по его мнению отличается универсальностью, но при этом располагается не в нашем личном опыте.

Оно как данность, как закон природы – есть человек, значит есть в нем коллективное бессознательное. Это также верно, как то, что Земля крутится вокруг своей оси.

Доказать существование коллективного бессознательно можно тем фактом, что в древних писаниях, сказках и мифах различных народов, живших в разных частях мира, есть множество одинаковых моментов и рассуждений.

В составе коллективного бессознательного есть архетипы, они словно ящики, которые заполняются в процессе жизни. Это наши базовые понятия и образы, например, образ мамы – он содержит не только реального человека, но и все ассоциации относительно всех людей, которые заботятся, помогают, кормят, воспитывают.

Также Юнг ввел понятия ассоциативного эксперимента, интроверсии и экстраверсии, о которых мы все теперь в курсе.

Юнг предположил, что чувства и мысли интровертов направлены в их внутренний мир, и поведение их также зависит от того, что происходит внутри. У экстравертов же всё зависит от внешних событий и окружения, их чувства больше направлены вовне.

Но на самом деле не встречается чистых экстравертов и интровертов, в каждом человеке присутствуют обе характеристики. При неврозе происходит перекос между интравертированной и экстравертированной частями — одна из них уходит в подсознание частей. В этом случае, задача психоанализа — привести их к общему знаменателю и уравновесить.

Юнгом были определены главные психические действия – ощущение, мышление, чувствование, интуиция.

Все эти функции нам нужны, чтобы понимать и анализировать, что происходит, но обычно у человека преобладает только одна из функций и ещё одна более-менее развита.

Две остальные остаются почти без развития, в бессознательном, поэтому Юнг определил их как низшие. Их проявления могут показаться человеку чем-то странным и мистическим.

Юнг вывел 8 типов личности из совокупности и сочетаемости психических функций и качеств темперамента – экстравертности и интровертности.

Как и З. Фрейд, Юнг придавал большое значение нашим снам. Он считал, что сны очень важны в восстановлении баланса психики и, чтобы его приобрести, нужно постараться прожить и понять реальность сна, ведь там зашифрована информация о бессознательных нарушениях. С бессознательным нужно работать, анализировать и отпускать, иначе оно будет всегда тянуть вниз.

Юнг разработал и описал структуру личности, которая делится на четыре элемента.

Эго – базовый архетип личности, являющийся сердцевиной сознания. Основные функции и понятия об Эго практически такие же, как и у Фрейда.

Персона – тот образ, который мы создаем, чтобы существовать в социуме. Он включает в себя нашу одежду, стиль, социальный статус. Персона своего рода упаковка для всего остального содержания, но она может отодвинуть в тень индивидуальность личности. Главная функция Персоны – защита Эго и души от внешних негативных воздействий.

Тень – центральная область бессознательного личности, это всё то, что вытесняется из сознания. К таким моментам относятся те, что не укладываются в социальные рамки или не сочетается с образом Персоны. Тень может фигурировать в снах, обычно она проявляется через животных или низко-социальных персонажей.

Если человек не знает и не принимает наличие Тени, то он начинает переносить свои негативные черты на окружающих, либо же Тень поглощает его. Чем больше черт переходит из сознательного в Тень, тем больше рамки, сжимающие нас и наше поведение.

На самом деле в Тени хранится не только негативные качества, но и много наших бесшабашных и свободолюбивых черт, которые не отвечают социальным нормам.

Тень заключает в себе много творчества и энергии, поэтому очень важно внимательно заглядывать в себя и стараться осознать, что в нас есть. Порой нам тяжело признать наличие определенных качеств в себе, но это необходимо делать, иначе невозможно полностью узнать себя и научиться гармонично жить.

Когда индивид не может с этим справиться, его Тень накрывает окружающих, в таком случае он в каждом человеке видит самые отрицательные черты своей Тени.

Таким образом, человек не может узнать ни себя, ни людей, он общается только с Тенью, и сколько бы раз он ни завязывал новые знакомства, всё будет повторяться.

В каждом из нас, считал Юнг, существует некое начало противоположного пола, которое мы не осознаем. Юнг назвал начало Душой: в мужчинах женское начало – Анима, а в женщинах мужское начало – Анимус.

Читайте также:  Стоит ли заниматься сексом без любви? Бывает ли любовь без секса? – ваш онлайн психолог!

Формируется этот образ в детстве, и на него большое влияние оказывают родители, на мальчика – мама, на девочку – папа. Когда люди вырастают, то этот неосознаваемый образ переносится на любимых людей и партнеров, он формирует стиль поведения и связывает сознательное и бессознательное.

Также этот архетип оказывает значительное влияние на творческое развитие, так как участвует в создании образов.

У Фрейда понятия Души и Тени совмещаются в «Оно». В том случае, когда бессознательное и сознательное находятся в балансе и служат друг другу дополнением, формируется самость – личное внутреннее руководство, которое стоит отдельно от сознания и Эго. При этом Эго становится не основой личности, а переходит в роль одной из частей души.

Если человек развивается, то происходит процесс индивидуализации, раскрытие единства и гармонии внутреннего мира, уменьшаются проявления эгоизма, приходит осознание взаимосвязи действий и последствий, человек учится объективно смотреть на огромный мир.

Процесс развития для Эго — это расширение кругозора и сознания, наполнение новой информацией и знаниями. Обычно в молодости человек тратит свое время на достижение внешних показателей. А в более позднем возрасте человек начинает работать над процессом индивидуализации, задумываются о душе и внутренней гармонии.

Юнг определил 4 этапа процесса индивидуализации:

1. На первом этапе происходит работа с Персоной, необходимо определить, что из этого образа – только коллективное, а что действительно принадлежит личности. Персона – это нечто несуществующее, некий мост между социальными нормами и самим индивидом. К Персоне относятся все номинальные вещи – имена, звания, должности. Но для самой личности – это лишь компромисс с социумом.

2. На втором этапе нужно встретиться с Тенью и признать ее существование. А, проанализировав ее содержание и отличив от себя, в конечном итоге избавиться от её влияния.

3. Третий этап – это общение с душой. Юнг считал, что с душой нужно разговаривать как с действительным существом, стараться узнать и понять её.

4. И завершающий этап – это появление в центре Души Самости, объединяющей бессознательное и сознательное.

Процесс индивидуализации имеет множество сложностей, но проходить его необходимо. Юнг говорил о том, что обретение самости – то есть индивидуальности – должно быть нашей целью. Человек, обретая самость, узнает себя полностью и раскрывает свои способности.

  • Классический психоанализ Альфреда Адлера
  • Классический психоанализ Зигмунда Фрейда
  • 5 признаков невроза
  • Книги по теме:
  • Из Ада в Рай
  • Профессия — психолог

Юнгианская психология и психотерапия — Психолог Литвина Ольга, Психотерапевт, Юнгианский аналитик

  • Юнгианский анализ — это как минимум 50 минут в неделю, посвященных собственной душе.
  • Какие бы причины не привели в кабинет к психологу, психотерапевту (конфликты, депрессии, страхи, сложности в отношениях, потери) за ними часто стоит потребность в более осмысленной жизни.
  • Аналитическая психотерапия — не только возможность поговорить о своей боли в присутствии другого человека при условии, что все сказанное останется внутри кабинета, это еще и возможность услышать голос собственной души.

Мы мало осознаем события нашей психической жизни.

Когда такое осознавание становится задачей и даже обязательством  (пусть на 50 минут в неделю), это не может не изменить качество нашей жизни.

Часто душа говорит языком бессознательного. Юнгианская психология признает существование неосознаваемого измерения личности, это скрытый пока ресурс, потенциал развития человека. Но никто не может познать свое собственное бессознательное без помощи другого человека.

Важным аспектом работы аналитического психолога (психотерапевта) является разбор сновидений. Сны, видения наяву, какие-то события из прошлого указывают на новые неявные для дневного сознания направления в развитии.

По Юнгу, любой конфликт можно рассматривать, как проявление творческой энергии, которую можно направить в конструктивное русло. Однако психотерапия шире, чем просто решение конкретных психологических проблем, это исследование разных аспектов личности и признание их права на существование.

 » А вот у меня метод немного другой, – сказал он, – хотя основа та же. Понимаете, по Юнгу вас надо было бы везти куда-нибудь в Швейцарию, в горный санаторий, сажать там в шезлонг, вступать в долгие беседы и ждать кто его знает сколько времени, пока эти символы начнут подниматься. 

        Мы такого не можем. Мы вас вместо шезлонга сажаем вот сюда, – Тимур Тимурович указал на кушетку, – потом делаем укольчик, а потом уже смотрим на символы, которые начинают поступать в б-а-альшом количестве. А там уже наше дело – расшифровывать и лечить. Понятно?» 

В.Пелевин «Чапаев и Пустота»

Эта цитата отлично иллюстрирует путаницу в представлениях. Тимур Тимурович — психиатр, но считает себя психотерапевтом. А поскольку все три слова: психолог, психиатр и психотерапевт однокоренные, пугающие своей похожестью и стойко ассоциирующиеся с карательной советской психиатрией, то путаница усиливается еще больше. 

Отличия же очень существенные, поскольку  задачи стоящие перед каждым их этих специалистов абсолютно разные.

Чем отличаются психолог, психотерапевт и психиатр подробно обсуждается ниже.

Юнгианский анализ — это одно из направлений психологии и психотерапии, которое решает не медицинские проблемы и использует не медицинские методы. Сам К.Г.Юнг начинал как психиатр, но разработанный им метод далек от психиатрии, это — скорее исследование души, а не её лечение.

Если психиатр в человеке, попавшем на прием, как правило, предполагает болезнь, то последователь Юнга даже в сильно нарушенном человеке видит прежде всего живую душу. И отношения строятся на установке, что клиент здоров, но как у всякого человека, у него есть проблемы.

Медицинское вмешательство несет в себе изрядную долю насилия: это и выполнение докторских предписаний, и пассивное согласие с точкой зрения специалиста как более знающего. Но в применении к вопросам души это означало бы усвоение системы ценностей психолога, а это и невозможно, и вредно.

Аналитический метод не предполагает существования какой-либо единственно правильной точки зрения, это позволяет исключить элемент осуждения или внушения, понятия «нормы» и «не нормы». Установка же на длительную работу снимает напряженность у обоих участников психотерапевтического процесса, когда не довлеет ожидание быстрых результатов, немедленного эффекта.

Поэтому расшифровывание  символов бессознательного — процесс совместный, осознанный, исключительно захватывающий и поразительно целительный. Правда, действительно, не быстрый. То, что изменяется быстро, меняется не надолго. Только в длительных терапевтических отношениях возможно созревание психики: а именно расширение и интеграция сознания. 

К сожалению, популярных восточных методик  для таких изменений оказывается недостаточно: часто людям имеющим опыт длительных медитационных ретритов, оказывается не под силу провести полдня с несколькими капризничающими детьми.  

В условиях психотерапии, когда создается возможность   осознавать  внутренние движения, появляются условия пережить и принять в себе противоположности, теневые (скрытые от сознания и проецируемые во вне) качества (в том числе, своих внутренних капризных детей). Это позволяет установить подлинную внутреннюю и внешнюю связь с миром и космическим миропорядком — то, что Юнг называл индивидуацией. 

Теория Юнга – ваш онлайн психолог!Индивидуация — цель психоанализа по Юнгу

Аналитическая психология К.Г. Юнга – Основные положения, Описание

Аналитическая психология Юнга – что это такое, каковы основные положения, описание и классификация архетипов по К. Юнгу.

Карл Густав Юнг стал вторым, после Адлера, учеником Зигмунда Фрейда. Фрейд неохотно брал к себе учеников, но с 1909 по 1913 годы оба ученых были верными соратниками, сподвижниками, единомышленниками. Затем начались разногласия.Юнг опровергал постулат Фрейда о том, что в основе человеческой психики заложено либидо. Он начал собственные исследования, основываясь на истории развития человечества, основах культурологии, антропологии, религии и даже мистики.

Так появилась аналитическая психология К.Г. Юнга, суть которой базируется на понятиях коллективного и индивидуального бессознательного, а также архетипах личности.

Аналитическая психология К.Г. Юнга – Основные положения, Описание

Проблема смысла… — это последнее аналитическое понятие, венчающее общее учение о психике, так же как понятие личности венчает всю систему психологии.

Алексей Николаевич Леонтьев ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ:  [скрыть] 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Юнг ввел в терминологию новые понятия, определяющие глубинное влияние на становление и формирование личности человека. В психиатрической клинике под его наблюдением находилось несколько десятков человек с разными психическими отклонениями.Работая с пациентами, Юнг пришел к выводу, что цельность психики человека не определяется только его сознанием. Существуют системы, формирующие структуру личности под воздействием внешних и внутренних факторов. Эти системы легли в основу его учения.К.Г. Юнг об архетипахПод воздействием коллективного бессознательного у человека формируется общая модель восприятия мира, которая закладывается с детства. Юнг определяет следующие виды архетипов:

  1. Эго – центр осознания самого себя через взаимосвязь коллективного и индивидуального бессознательного. Если связь нарушается, то начинает разрушаться психика человека.
  2. Персона – это «маска», в которой человек появляется в обществе. У каждого индивида может быть бесчисленное количество персон. Они включают в себя манеру поведения, стиль общения, характер, представление себя в обществе.
  3. Анима и Анимус – женское и мужское начала. Чем меньше в мужчине Анима, тем он более груб и примитивен. Чем больше в женщине Анимус, тем меньше она склонна к жалости, терпению, состраданию. Юнг считал, что к старости оба начала уравновешиваются и человек вступает в фазу гармонии. Таким образом он обретает мудрость.
  4. Тень – скрытые подсознательные страхи. Они сформировались еще в детстве. Затем трансформировались в комплексы. В течение всей жизни человек подавляет свои тайные желания, мечты, опасения. Если найти гармонию с Тенью, то уйдет ощущение стыда за свои детские страхи и человек сможет найти общий язык с обществом.
  5. Самость – главный архетип, который организует и защищает личностную целостность. Благодаря ему индивид находит компромиссы, пути устранения противоречий. Человек может самостоятельно направить собственные негативные черты в позитивное русло. Например, агрессивность может перерасти в стремление к достижению целей (в бизнесе, спорте, искусстве и других областях деятельности).

    Если самость не справляется с поставленными задачами, возникают внутренние конфликты. Они могут привести к расстройству психики. Тогда на помощь приходит психотерапия.

Читайте также:  Синдром эмоционального выгорания на работе: симптомы и лечение – ваш онлайн психолог!

Личность формируется под воздействием опыта предыдущих поколений человечества. Этнические группы, народности, нации и расы появились не на пустом месте. Они создавались на основе общих понятий о жизни, формировании общих мыслительных образов, ставших впоследствии основой для религиозных верований, культуры, философии.Коллективное бессознательное оказывает влияние на формирование правил поведения, менталитета, поступков, принятых для общества в целом. Тем самым оно определяет судьбу индивида в социуме. Связь прослеживается на интуитивном уровне, поэтому плохо поддается объяснению.Это бессознательное имеет не индивидуальную, а общую природу содержания и образа поведения. В нем заложены историко-этнические, социокультурные, семейные устои.На основе личного опыта формируется индивидуальный тип личности. Опыт набирается посредством получения информации извне (экстраверсия) или с помощью погружения в себя и собственное переосмысление произошедших событий (интроверсия).В ходе исследований Юнг разделил получаемую человеком информацию на две системы:

  1. Эктопсихическая — связана с внешним миром и включает в себя ощущения, мышление, чувства и интуицию;
  2. Эндопсихическая — связана с внутренним миром и включает в себя память, эмоции и аффекты.

Посредством познания бессознательного личность проходит процесс самореализации. Человек становится самостоятельной единицей.

Это интересно:Считается, что под влиянием доминирующей функции формируется определенный психологический тип – экстраверт или интроверт, а также складываются основные типы характеров (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик).

Юнг был практикующим психотерапевтом, поэтому все открытия создавались им на теоретических умозаключениях и практическом применении. Юнг всю жизнь посвятил созданию методики работы с бессознательным.Он считал, что достичь положительных результатов можно только при полном доверии между пациентом и врачом. Поэтому он практиковал беседы, поощрял любой вид творчества, помогал пациенту выстраивать новые более комфортные отношения с окружающими, проецируя их на врача.Для осмысления бессознательного Юнг использовал следующие методы:

  • Ассоциативный тест. В процессе выявляются слова-стимулы, вызывающие болезненные обостренные чувства. Узнать, что волнует человека на уровне подсознания можно, перечитав ассоциативный ряд и сложив слова воедино.
  • Анализ сновидений. Этому методу Юнг уделял особое внимание. Он считал сны проявлением позиции саморегулирующейся психической системы. Это бессознательное предупреждает человека о нарушении равновесия. Для толкования снов Юнг использовал метод амплификации (поиска параллелей с известными мотивами искусства, культуры, литературы, религии).
  • Активное воображение. Юнг считал занятия творчеством одной из самых действенных терапий.
  • Для справки:По мнению психотерапевта, работа с направлениями должна гармонизировать отношения сознательного и бессознательного в человеке.
  • Сейчас арт-терапия постепенно становится отдельным направлением в психиатрии.
  • Как вы думаете, что эффективнее: созданная по методике Юнга арт-терапия или все-таки медикаментозное лечение?
  • Рубцова Нина · 04 мая, 2020

Аналитическая психология К.Г. Юнга дала толчок развитию психотерапевтических практик. Благодаря исследованиям ученого стали развиваться арт-терапия, песочная терапия, техника направленных ассоциаций.Арт-терапия активно применяется для лечения детей и взрослых с отклонениями в психике. Юнг применял ее в рамках рисования. Сегодня в методику добавлена коррекция психоэмоционального состояния человека с помощью музыки, театра, литературы и других видов искусства. Подбор произведений искусства происходит на основе личностных предпочтений пациента.Терапия строится на пассивной и активной методиках. В первом случае врач сам подбирает произведения для просмотра, чтения или прослушивания. Во втором случае пациент становится творцом собственных произведений, основанных на его чувствах. С помощью арт-терапии психотерапевты изучают внутренний мир человека, оценивают глубину его переживаний, эмоций, ощущений и комплексов.Специалисты в обязательном порядке проходят дополнительную подготовку по этому направлению. Они работают в детских учреждениях, домах престарелых, больницах и клиниках, исправительных колониях. Перед ними ставится основная цель – создать гармоничные отношения человека с социумом посредством творчества.

Читать Аналитическая психология. Тавистокские лекции онлайн (полностью и бесплатно)

Аннотация: Карл Густав Юнг – швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии, создатель одного из направлений психоанализа – аналитической психологии, ученый, чьи открытия в области психологии по масштабу и значимости для мировой культуры в целом можно сопоставить только с масштабом и значимостью открытий Зигмунда Фрейда.

Книга «Аналитическая психология. Тавистокские лекции» представляет собой запись курса лекций, прочитанных автором для сотрудников Тавистокской клиники в Лондоне в 1935 году.

  • Книга предназначена как для специалистов – психологов, философов, историков культуры, так и для всех, кто интересуется психологией и стремится к более ясному осознанию психической реальности в них самих и окружающем мире.
  • ———————————————
  • Карл Густав Юнг
  • Аналитическая психология [1]
  • (Тавистокские лекции)
  • ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ
  • Дамы и господа!
  • Позвольте прежде всего заметить, что мой родной язык не английский, и поскольку мой английский не слишком хорош, я прошу прощения за возможные ошибки.

Итак, моя цель – наметить в общих чертах некоторые фундаментальные понятия психологии. То, что мои лекции главным образом связаны с моими собственными принципами и взглядами, не означает, что я не учитываю значимость вклада других исследователей в этой области. Не переоценивая себя, надеюсь, что мои слушатели в той же мере осознают заслуги Фрейда и Адлера, что и я.

Позвольте прежде кратко изложить смысл программы моих лекций. Две главные темы составляют ее содержание. Первая касается понятий, затрагивающих структуру бессознательного и его содержание; вторая содержит методы в исследовании содержания бессознательного. Вторая тема состоит из трех частей: метода словесных ассоциаций, толкования сновидений и метода активного воображения.

Я, конечно, не смогу раскрыть перед вами полностью такие серьезные темы, как, например, философские, религиозные, этические и социальные проблемы, свойственные коллективному сознанию нашего времени, или же процессы коллективного бессознательного и сравнительные мифологические и исторические исследования, необходимые для их разъяснения.

Эти темы, казалось бы не связанные с нашими интересами, тем не менее являются наиболее мощным фактором в создании и регуляции личностных ментальных условий. Они служат также источником разногласий в психологических теориях.

Хотя я медик и связан главным образом с психопатологией, я, тем не менее, убежден, что этой частной области психологии может помочь только глубокое, обширное знание о психике в целом. Врач никогда не должен забывать, что болезни – это нарушенные нормальные процессы.

«Подобное лечится подобным» – замечательная истина древней медицины, но, как всякая великая истина, она может стать и великой чушью. Однобокость и узость горизонта – известные невротические свойства.

Что бы я ни сказал вам, все несомненно будет лишь очертанием темы. Я не стану анализировать новые теории, поскольку мой эмпирический темперамент больше стремится к новым фактам, нежели к тому, что могут говорить о них. Хотя, я должен согласиться, – это приятное интеллектуальное развлечение. Каждый новый случай для меня – почти новая теория.

Я не думаю, что эта точка зрения лишена смысла, особенно если учитывать крайнюю молодость современной психологии, которая, на мой взгляд, еще не покинула своей колыбели. Поэтому время для гениальных теорий еще не наступило.

Порой мне даже кажется, что психология еще не осознала объемности своих задач, а также сложной, запутанной природы своего предмета: собственно «души», психического, psyche.

Что такое Аналитическая психология К.Г.Юнга? Аналитическая психология К.Г.Юнга — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Это одно из направлений психоанализа, автором которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии Карл Густав Юнг. Это целостный подход к психотерапии и самопознанию на основе исследования бессознательных комплексов и архетипов.

Читайте также:  Значение психологии в рекламе – ваш онлайн психолог!

Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии.

Различают индивидуальное (личное) и коллективное бессознательное. Индивидуальное бессознательное является мощной составляющей человеческой души. Устойчивый контакт между сознанием и бессознательным в индивидуальной психике необходим для её целостности.

Коллективное бессознательное является общим для группы людей и не зависит от индивидуального опыта и переживаний человека. Коллективное бессознательное состоит из архетипов (человеческих превообразов) и идей.

Наиболее явно и полно архетипы можно увидеть в образах героев сказок, мифов, легенд. Кроме того, каждый человек в собственном опыте может встретиться с архетипами в образах сновидений.

Количество архетипов ограничено, при этом тот или иной архетип проявляется во всех культурах во все исторические эпохи в большей или меньшей степени.

В отличие от З.Фрейда, К. Юнг считал, что наиболее интенсивное развитие личности происходит не в раннем детстве, а в зрелом возрасте.

Соответственно на первый план в его схеме выступает не взаимодействие ребёнка с родителями, а многоплановая система социальных отношений взрослой личности во всем ее разнообразии. При этом целью полноценного развития К.

Юнг считал обретение цельности личности в процессе индивидуации — преодолении раскола между сознанием и бессознательным, неизбежно возникающим, по мысли К.Юнга, в детском возрасте.

Раскол, или расщепление такого рода во многом обусловлены влиянием социальной среды.

Так, в частности, вступая в школьный возраст и стремясь занять максимально комфортную позицию в среде сверстников, ребёнок сознательно выбирает те личностные качества и поведенческие стратегии, которые вызывают желаемую им реакцию со стороны его социального окружения.

Таким образом, формируется персона — та составляющая личности, которая полностью осознается, субъективно ею принимается и целенаправленно предъявляется миру.

При этом те аспекты личности, которые не отвечают критерию социальной желательности, не просто скрываются, но активно отвергаются на внутриличностном уровне и, в конечном счёте, вытесняются в бессознательное. Именно таким образом формируется тень — структура несовместимая с самопринятием и самооценкой эго.

Тень — это как бессознательный комплекс, в котором содержатся все вытесненные или отчуждённые части сознательной личности. В сновидениях тень может быть представлена в виде тёмной фигуры того же пола, что и сам сновидец. Человек, не осознающий и отвергающий свою тень, как правило, демонстрирует крайне ригидные формы поведения, плохо адаптируется к командной работе, неспособен к полноценной творческой деятельности, восприятию инновационных идей и альтернативных точек зрения.

Данное направление психотерапии не теряет своей актуальности уже много десятков лет. Кроме того, аналитическая психология Юнга дала начало таким направлениям психотерапии, как:

  • Юнгианская символдрама (кататимно-имагинативная терапия),
  • Юнгианская арт-терапия,
  • Юнгианская психодрама,
  • Процессуально ориентированная терапия,
  • Песочная терапия,
  • Неоэриксонианский гипноз,
  • Соционика.

Пожалуй, самое точное определение женственности — это любовь к жизни. Если женщина любит жизнь, она исцелит и мужчину, и ребёнка, и всю родню от любых напастей, потому что природа женщины накапливать любовь к жизни из поколения в поколение, и для женщин быть целительницами — это норма. Каждая женщина… Читать дальше

  • Символдрама — это психотерапевтический метод, одним из аспектов которого является прояснение «личного мифа» — сюжета, в центре которого действует человек.
  • Для чего и почему так важно изучать личную мифологию, как думаете?
  • Изучение мифологии — это, не только и не столько, нечто архаичное, из «седой… Читать дальше

Как известно, всякий человек имеет сферу потребностей. И если говорить о сфере психологических потребностей, которая переживается как жажда или голод, то можно, помимо известного сенсорного голода и голода принятия (т.е. потребности в психологическом «поглаживании»), выделить ещё один вид. О нём не так… Читать дальше

Чувство материального долга, довлеющее над мужчинами, не оставляет им почти никаких шансов на исполнение долга духовного, просто нет сил, времени и часто здоровья. Женщины же, вставшие на путь развития, прекрасны, это подлинная награда для мужчин, у которых женщина задумалась о Душе!

Но женщинам в это… Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме «что такое Аналитическая психология К.Г.Юнга»!

Юнга

Психология про Юнга, а также бесплатные онлайн вопросы психологам в Психологической помощи Дома Солнца.

Карл Густав Юнг (26 июля 1875 — 6 июня 1961) родился в небольшом Швейцарском городке Кесвиль, в семье протестантского священника.

Отец уделял большое внимание воспитанию и образованию Карла и, несмотря на относительную бедность своей семьи, он нашел возможность отдать своего сына в лучшую гимназию швейцарского города Базеля.

С юных лет Карл беседует со своим отцом о религии, размышления о Боге и об устройстве мира занимают значительную часть его юношеских дневников и записок. Казалось, самой…

Фрейд и Юнг Попытаюсь кратко резюмировать их позиции. При этом я буду иметь в виду три цели: 1. Обрисовать состояние проблемы и указать на отправной пункт моих рассуждений. 2. Предварить дальнейшее изложение разъяснением некоторых фундаментальных понятий, используемых Фрейдом и Юнгом. 3. Оспорить широко распространенное мнение, будто Фрейд «против» религии, а Юнг — «за» нее, — это позволит нам увидеть ложность такого сверхупрощения

и обсудить двусмысленности, заключенные в…

Архетип, коллективное бессознательное, комплекс, четыре психологических типа личности — все мы знаем, что эти термины ввел Карл Густав Юнг, родившийся 130 лет назад. Но все ли мы понимаем, что за ними стоит? «Я увидел незабываемый сон, который одновременно и испугал меня, и ободрил.

В нем я оказался в незнакомом месте и медленно шел вперед в густом тумане навстречу сильному, почти ураганному ветру. В руках я держал маленький огонек, который в любую минуту мог погаснуть. И все зависело от…

Появление суровых для того времени истин о человеческой сексуальности заранее предполагало их неприятие. После того, как напуганный своей собственной реакцией и реакцией первой пациентки психоанализа Анны О., Йозеф Брейер отказался от таких понятий психоаналитической терапии, как перенос и контрперенос, от Фрейда отошли Альфред Адлер и Вильгельм Штекель. Особую роль в этом сыграли взгляды Фрейда на значение сексуальности, с которыми не все его ученики были согласны.

Альфред Адлер выдвинул…

— Привет, Кен. — Привет, Грэг! Как ты? — У меня всё замечательно. Я очень рад возможности поговорить с тобой. Я буду краток насколько смогу. Мой вопрос следующий. Как вы соотносите личное бессознательное и коллективное бессознательное с точки зрения AQAL?

— Прежде всего, когда люди используют термин «коллективное бессознательное», они часто подразумевают обобщенное значение. Это само по себе немного сбиваюет с толку. Юнг начинал рассматривать типы мышления, которые были дорациональными…

На протяжении всей жизни К.Г. Юнг, казалось, прислушивался к опыту своего тела: «Я ненавидел гимнастику. Я терпеть не мог, когда другие указывали, как надо двигаться», «Мое сердце внезапно заколотилось. Я должен был встать и глубоко вздохнуть», «У меня было любопытное ощущение. Как будто моя диафрагма была сделана из железа и стала раскаленным докрасна светящимся сводом». Его видения, тоже отчетливо переживались в теле:

Внезапно как будто земля расступилась у меня под ногами, и я…

Психология… Наука о душе. Какими же смешными кажутся тогда рассуждения и трактаты современных психологов, которые стараются почти технически разобраться в сложном внутреннем мире человека, но результатом остаются рассуждения типа: «Что составляет предмет научного познания в психологии?

Наверное, это один из самых сложных вопросов. На протяжении истории развития психологической мысли позиции по нему претерпевали серьезные изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных…

Есть мнение.. «Одно из ярких проявлений Тени – это резкое раздражение, которое вызывают у нас некоторые люди. Когда в другом человеке мы замечаем те качества, которые себе однажды запретили, тогда внутри вскипает ничем не оправданное бешенство – на этом человеке мы вымещаем всю ту злость, которую испытываем к самим себе.

Вспомните любого человека, который вас бесит, – посмотрите внимательно и вы увидите в нем свое искаженное отражение. А стоит примириться с собой и никакого раздражения больше…

Комплексы, архетипы и коллективное бессознательное Карл Густав Юнг известен как последователь Фрейда, продолживший развитие психоаналитической теории. Правда, он не следовал фрейдовским традициям, а шёл своим путём. Потому их сотрудничество не было столь уж долгим. Концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений во взглядах между ними.

По Юнгу структура личности (он называл её душой) состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного. Эго…

Когда я называю религию системой психотерапии, это отнюдь не игра слов. Это действительно чрезвычайно развитая система, за которой стоит величайшая практическая истина. Я имею весьма обширную клиентуру, разбросанную почти по всем континентам, и где бы я ни жил, меня практически всегда окружали католики; но среди моих пациентов за последние тридцать лет было всего шесть католиков. Подавляющее большинство составляли протестанты и иудеи.

Как-то раз я разослал незнакомым мне людям анкету, в…

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *