Обсессивно-компульсивное расстройство у детей и подростков – ваш онлайн психолог!

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей и подростков – ваш онлайн психолог!

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей – психическое расстройство невротического уровня, характеризующееся непроизвольными повторяющимися мыслями и действиями. Проявлениями невроза являются ритуалы – частое мытье рук, завязывание шнурков, расчесывание волос; отдельные действия – постукивания, раскачивание ногой; тики – подергивание мышц лица, шеи, рук. Присутствует «застревание» на мысли или идее, вызывающее тревогу. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает когнитивно-поведенческую психотерапию, применение медикаментов.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) также называют неврозом навязчивых состояний. Название болезни происходит из латинского языка, означает «охватывание», «одержимость идеей», «принуждение». Подростковый возраст – пиковый период появления первых признаков невроза, заболеваемость колеблется от 0,5 до 2%.

С 3 до 12 лет распространенность болезни составляет 1%, в раннем возрасте оно встречается редко. Данные статистики искажаются тенденцией пациентов скрывать навязчивости. Зачастую симптомы определяются родителями и врачами спустя несколько лет после дебюта болезни.

До полового созревания заболеваемость среди детей обоих полов одинакова, в последующем отмечается преобладание пациентов мужского пола.

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей и подростков – ваш онлайн психолог!

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей

Точные причины невроза неизвестны. Выделены группы этиологических факторов развития болезни. Биологические причины объясняют возникновение симптоматики особенностями функционирования организма:

  • Особенности ЦНС. Невроз развивается при инертности вегетативной нервной системы, заболеваниях, поражающих головной мозг.
  • Изменения метаболизма нейромедиаторов. Расстройства обмена серотонина, дофамина, норадреналина, ГАМК сопровождаются нарушением передачи синаптических импульсов. Снижается активность коммуникации между отделами ЦНС.
  • Генетические мутации. Развитие невроза происходит при изменениях гена-переносчика серотонина.
  • Инфекционный фактор. Появление либо усиление симптомов невроза провоцируется поражением структур головного мозга антителами, взаимодействующими с возбудителями стрептококковой инфекции.

Психологические причины рассматриваются как результат нарушенных межличностных отношений, внутренних конфликтов, особенностей эмоциональных реакций. Существуют различные психологические теории возникновения заболевания:

  1. Психоаналитическая теория. Развитие ОКР – результат конфликта сексуально-агрессивных влечений и родительской запрещающей инстанции Сверх-Я.
  2. Теория И. П. Павлова. Невроз свойственен людям мыслительного типа высшей нервной деятельности. Инертность процессов торможения-возбуждения способствует возникновению навязчивостей.
  3. Связь с конституционно-типологическими характеристиками. Заостренные ананкастные (застревающие) черты характера провоцируют развитие невротического расстройства.
  4. Обусловленность психотравмирующими событиями. Причиной невроза может стать потеря родителя, неблагополучная семейная обстановка (скандалы, насилие).

В числе социальных причин исследователи указывают негативное воздействие микро-, макросоциума. Невроз провоцируется строгим стилем воспитания, завышенными требованиями, принудительной приверженностью религии, строгим режимом учебно-воспитательного учреждения.

Основой ОКР является предрасположенность к развитию тревоги. Предикаты заболевания – повышенная тревожность, агрессивность детей, тревожно-мнительная, ананкастная акцентуация характера подростков. Пусковым механизмом служит семейная дисфункция, строгие правила, завышенные, невыполнимые требования к ребенку.

Воспитанием культивируется моральная ответственность, главными ценностями признаются следование долгу, игнорирование телесных и эмоциональных потребностей. В результате подавленного конфликта между потребностями и внутренними установками возникают навязчивые мысли, нарастает тревога.

Эмоциональная напряженность снижается выполнением навязчивых действий, которые приносят кратковременное облегчение.

В дошкольном возрасте обсессивно-компульсивное расстройство не имеет четкой классификации, определяется преобладание фобий, движений или действий. Невроз навязчивостей школьников имеет следующие формы:

  • Фобический невроз. Центральное место занимают фобии – оформленные страхи. Характерен для возраста 5-7 лет.
  • Компульсивный невроз. Проявляется навязчивыми действиями. Пик заболеваемости – 6-8 лет.
  • Обсессивный невроз. Преобладают навязчивые повторяющиеся мысли – концепции, идеи. Данная форма характерна для подростков.

Существует классификация ОКР у детей по особенностям течения. Выделяют однократное появление симптоматики, которое в последующем сохраняется недели, месяцы или годы; рецидивирующую форму с периодами полного выздоровления; непрерывное течение с периодическим усилением симптомов.

Основу невроза составляют обсессии, компульсии. Обсессии – повторяющиеся навязчивые мысли, побуждения, мысленные образы. Ощущаются как неприятные, доставляющие беспокойство, тревогу. Ребенок не может изменить их, старается игнорировать, подавить, заместить концентрацией внимания на действиях.

Распространенными являются обсессии о загрязнении, бедствиях, несчастных случаях, симметрии, религиозных идеях. Беспокоящие мысли способствуют нарастанию тревоги, для ее устранения пациент выполняет определенные действия – компульсии. Они могут быть внешними (пересчитывание предметов, закрывание-открывание двери), внутренними (счет, повторение молитвы).

Иногда компульсии возникают из-за спонтанного неопределенного чувства тревоги, дискомфорта (без обсессии).

Среди наиболее распространенных вариантов обсессий-компульсий выделяют излишнюю тревогу о расположении вещей. Она компенсируется раскладыванием учебных принадлежностей, книг, одежды по определенной системе.

Ребенок привержен принципу симметрии, увеличения размера, нарастания интенсивности цвета. Часто тревога связана с возможными несчастными случаями.

Для ее уменьшения больные обсессивно-компульсивным расстройством несколько раз подряд выполняют ритуалы, призванные обеспечить безопасность (перепроверка выключенной плиты, утюга, закрытого окна), действия, «работающие» как приметы («три раза посмотрю в зеркало – все будет хорошо»).

Боязнь получить плохую оценку заставляет ребенка много раз перепроверять выполненное задание. Беспокойство о заражении, загрязнении проявляется частым мытьем рук, полосканием рта, использованием дезинфицирующих салфеток.

Тревожные мысли не озвучиваются пациентом, являются пугающими, признаются неправильными. Молчание сохраняется, присутствует боязнь быть осужденным, признанным больным.

Комплексные устойчивые идеи трансформируются в фобии.

Повторяющиеся действия дети тоже стараются скрыть от взрослых, причиной обращения к врачу нередко становится вторичная симптоматика ОКР – тревожность, подавленность, замкнутость, снижение школьной успеваемости.

При отсутствии терапии обсессивно-компульсивное расстройство осложняется тревожно-депрессивными проявлениями. Ребенок угрюм, подавлен, не интересуется учебой, общением со сверстниками, много времени проводит дома один. Нарастание фобий, усиление компульсий приводит к изоляции, социальной дезадаптации.

В тяжелых случаях пациент не может выйти на улицу (боязнь загрязнений, общения, открытого пространства), заниматься ежедневными делами, появляются мысли о самоубийстве, причинении себе вреда.

Такие состояния требуют длительной реабилитации, активной работы психотерапевта, регулярного применения лекарственных средств.

ОКР у детей диагностируется врачом-психиатром. Основной метод исследования – клиническая беседа с родителем и ребенком. Врач уточняет начало проявления навязчивостей, характер, частоту. Использует опрос и наблюдение для оценки эмоционального состояния.

По необходимости клиническим психологом проводится тестирование, целью которого является выявление напряженности, тревоги, депрессии, ананкастных, тревожно-мнительных черт личности. Специалист использует проективные методики – рисуночные тесты, методы интерпретации образного материала.

Личностная сфера подростков исследуется с помощью патохарактерологического диагностического опросника (ПДО).

Требуется проведение дифференциальной диагностики обсессивно-компульсивного расстройства со схожими по проявлениям заболеваниями, состояниями. К ним относятся:

  • Обычные детские ритуалы. За навязчивости принимают ритуалы отхождения ко сну, выполнение правил игры или договоренности между детьми, коллекционирование, подражание кумирам. Нормальные ритуалы меняются по мере взросления, способствуют развитию, адаптации, социализации.
  • Первичная депрессия. ОКР и депрессия могут развиваться параллельно. Первичным является заболевание, симптомы которого появились раньше. При одновременном дебюте первичным считается депрессивное расстройство.
  • Эмоциональные расстройства. Обсессивно-компульсивное расстройство часто протекает с фобиями, паническими атаками. По выраженности симптомов диагностируется основное и сопутствующие заболевания.
  • Расстройства аутистического спектра (РАС) проявляются ритуалами, повторяющимися действиями. Также выявляются нарушения социального взаимодействия, общения, интеллекта.

Страх, сомнения и ритуалы: что такое ОКР и как оно лечится

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей и подростков – ваш онлайн психолог! 07.07.2021 Обсессивно-компульсивное расстройство или невроз навязчивых состояний — самое сложное для лечения тревожное расстройство. По статистике, оно диагностируется лишь у 2-3% людей в мире, так как люди стесняются признаваться в проблеме даже близким. Однако ОКР сильно влияет на качество жизни и может незаметно привести к тяжелой депрессии.

Почему возникает, как протекает и лечится обсессивно-компульсивное расстройство, Profilaktika Media рассказала клинический психолог Светлана Малышева.

1556

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) или невроз навязчивых состояний — самое сложное для лечения из всех известных тревожных расстройств. Однако диагностируется оно лишь у 2-3% людей в мире.

Почему? Человек стесняется говорить о проблеме даже с близкими, а тем более — обращаться за помощью к психологу и психотерапевту.

Хотя вокруг нас много людей с разными психическими заболеваниями, с которыми можно качественно жить в обществе.

Обсессивно-компульсивное расстройство обычно проявляется в 20-25 лет. У мужчин — до полового созревания, у женщин — ближе к 20-ти годам. Также ОКР иногда наблюдается у детей и подростков.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО?

При ОКР человека мучают навязчивые мысли (обсессии) и действия (компульсии), которые он не может остановить. Например, мысли об угрозе загрязнения собственного тела: человек помыл руки, вышел из ванной, и ему кажется, что он уже грязный.

Идея чистоты становится очень важной, и всё время крутится в голове, как заезженная пластинка, которая не выключается и мучает человека. Ему приходится придумывать всевозможные ритуалы, чтобы себя успокоить: «Если я помою руки пять раз перед выходом на улицу, значит, они точно будут чистые».

Как говорит психотерапевт Мехмет Сунгур: «Человек с ОКР моет не руки, он моет мысли». 

Чем больше человек с ОКР следует ритуалам, тем больше он подтверждает фобию, которая лежит в основе расстройства. Постоянно моя руки, человек подтверждает мысль о том, что микробы его убьют, если… он прямо сейчас не вымоет руки. Порочный круг закрепляется, цикл замыкается. 

Человек с ОКР не может остановиться — он постоянно миксует мысли в голове, старается держать под контролем внешний мир. Если что-то идет не так — может испытывать эмоции, с которыми не справляется и снова начинает придумывать какие-то ритуалы. 

Пациенты с ОКР могут бояться, что поведут себя агрессивно, либо считают свои мысли неуместными или аморальными и испытывают чувство вины за них. В таком случае специалисту приходится работать с мыслями, а не с поведением.  

В основе ОКР также лежит ощущение некой угрозы и постоянные сомнения в том, всё ли человек сделал для того, чтобы что-то случилось или, наоборот, не произошло. Человек все время сомневается, берет на себя сверхответственность за всё, что может с ним произойти, проявляет чрезмерную настороженность. Например, бесконечно проверяет, выключены ли розетки дома, чтобы предотвратить замыкание и пожар, которые он представляет как угрозу. 

Человек с ОКР считает себя ключевым звеном в цепи любых, даже внешних, не зависящих от него событий. Ему кажется — если он может представить худший исход в голове, значит, должен сделать что-то, чтобы его избежать. 

  • Биологические причины, например, например, родовая травма, задержка в развитии.
  • Генетические предпосылки и предпосылки, связанные с особенностями личности, — перфекционизм, озабоченность деталями, правилами, порядком, нерешительность, чрезмерная добросовестность, чрезмерное желание все сделать правильно. Однако они увеличивают лишь вероятность возникновения ОКР, но это не прямая причинно-следственная связь. Например, даже если обоим родителям поставлен шизофренический диагноз, вероятность того, что у ребёнка будет шизофрения, составляет всего 10%. 
Читайте также:  Почему родители не понимают своих детей, а дети – родителей – ваш онлайн психолог!

Фрейд говорил о «личностной триаде» — педантичности, скупости и упрямстве – как о свойствах личности, страдающей от ОКР. 

Последователи Фрейда считали, что задержка ребенка на анальной стадии развития (сложности с приучением к туалету и фиксация на анальной стадии) может свидетельствовать о том, что у человека разовьется ОКР, но современные исследования не проверяли этот тезис. 

  • Неофрейдисты говорили, что возникновение ОКР связано с самооценкой — чем ниже самооценка у человека, тем больше вероятность развития у него того или иного расстройства, в том числе, ОКР. 
  • Бихевиористы отмечали, что поведение человека и расстройства — это выученный шаблон. 
  • Воспитание. Многие специалисты отмечали, что родители ребенка, у которого впоследствии развивается ОКР, сверхтребовательны, жестко контролируют ребенка. В таких семьях накладывается запрет на эмоции, на определенное поведение. 

На будущее развитие ОКР может влиять и перфекционизм родителей, когда ребенку нельзя совершать ошибку, когда она считается катастрофой, а также амбивалентные, противоположные по смыслу послания — когда за одно поведение сегодня могут похвалить, а завтра — поругать. Впрочем, такой стиль воспитания может вызвать разные расстройства. ОКР — это совокупность факторов, совпавших в определенный период жизни человека. Эти факторы может спровоцировать любая ретравматизация, повторное травмирование.  Если у человека была психотравма в детстве, например, над ребенком совершалось насилие, то любое трудное событие в его жизни, любая кризисная ситуация может запустить расстройство заново. Что-то случается — и симптоматика ОКР обостряется.       

Прежде всего — не надо ставить себе диагноз, это делает только специалист! 

Нам очень часто приходится не подтверждать диагноз, а поддерживать человека словами: «Подождите, у Вас сложный период в жизни, страдать — это нормально! Это не про диагноз, это объективно сложно!». И человек удивляется: «Надо же! Я думал, я больной!».

Важна точечная диагностика! 

Мы можем назвать человека склонным к навязчивости, но не поставить ему диагноз «обсессивно-компульсивное расстройство». И уже следующий вопрос — станет ли такое состояние патологическим, приобретет ли клинические проявления. 

Согласно руководству по диагностике и статистике психических заболеваний (DSM), мы ставим ОКР в случае, если навязчивое поведение занимает у человека больше часа в день. Если меньше часа, то нужно понять, склонен ли человек по своему характеру к навязчивостям или это конкретное расстройство. 

К сожалению, в лечении обсессивно-компульсивного расстройства люди часто пользуются не научными методами (эзотерика, энергокоучинг), хотя здесь должна работать медицина. 

Диагностику должен обязательно проводить врач!

С расстройствами и подозрениями на расстройства очень важно обращаться именно к врачу — к психиатру или психотерапевту. Только он может поставить диагноз. Например, я, как клинический психолог, диагноз поставить не могу. Я могу только заметить, что что-то не в порядке, и тут же направить своего пациента на консультацию к доктору. 

ЧЕМ ОПАСНО ОКР?

Любое тревожное расстройство способно настолько вымотать человека, что у него могут появиться суицидальные мысли.

Если человек не справляется с эмоциями, не видит перспективы, к ОКР может присоединиться депрессия, когда человек не выходит из дома или моет руки до крови.

Это очень выраженная степень патологии, когда человеку нужна помощь, и чем раньше она придет, тем меньше будет риск суицида. 

МОЖНО ЛИ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ОКР?

ОКР — это хронический вид заболевания. Однако навыки, приобретенные во время психотерапии, остаются с человеком навсегда. Задача пациента — не избежать «откатов», а научиться использовать эти навыки и быстрее возвращаться в норму. 

Когнитивно-поведенческая терапия показывает 50-80% эффективности в лечении ОКР, и это очень хороший, признанный во всем мире результат.

В сложных ситуациях психотерапия объединяется с медикаментозной поддержкой, и это тоже очень важный момент, так как тревожные расстройства имеют под собой и нейробиологическую базу, а значит, важно учитывать нюансы работы нейромедиаторов головного мозга. Лечение ОКР — это ювелирная работа!

Нет универсального пути, как помочь разным людям с ОКР. То, что может работать с позиции психологического инструментария с одним пациентом, может не работать с другим. Это совместная работа со специалистом через выстраивание доверительного контакта. 

Мы часто предлагаем всевозможные поведенческие эксперименты, чтобы доказать человеку, что его мысли дисфункциональны, нереалистичны, что такое «магическое» мышление,  забирает у него энергию и силы, мешает ему жить.  

Как может быть устроен такой эксперимент?

К моменту его проведения у нас с пациентом уже выстроен психотерапевтический контакт. Человек доверяет специалисту, он знает, что не одинок. В таких условиях сначала мы можем просить пациента только представить в голове, как он, например, трогает грязную купюру и прикладывает её к лицу — такое действие может вызывать у человека жуткую тревогу и реальный страх. 

Иногда специалисты пишут документ (обязательство), что они берут на себя всю ответственность, например, за выключенный утюг в доме пациента.  Человеку кажется: если он может представить себе худший возможный вариант развития событий (не выключенный утюг, пожар), то он должен что-то сделать, чтобы его предотвратить. Он словно становится ответственным за то, что только представляет себе в голове. «Если я могу себе это представить, значит я несу ответственность за последствия». Заключая такой контракт, специалист будто «берет» эту ответственность на себя и снимает ее с пациента.  Можно придумать много поведенческих экспериментов, и они будут показывать человеку, что действие, которое его пугает, на самом деле не так страшно, как кажется. Мы шкалируем эти эмоции, наблюдаем, как человек с ними справляется. Сначала человеку очень страшно, потом эмоция начинает спадать, и человек понимает, что  это не убило, он справился. Какое-то время человек привыкает к этому состоянию. 

Это поэтапная работа с четким прослеживанием переживаний, это научение, в процессе которого у человека выстраивается новый стиль реагирования и новые нейронные связи, которые мы закрепляем с помощью поведенческих экспериментов, когнитивного подхода, работы с мыслями. 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РАССТРОЙСТВО ВЕРНУЛОСЬ?

Когда мы работаем с каким-то расстройством в парадигме когнитивно-поведенческой терапии, обычно это краткосрочная терапия. У нас нет задачи «подсадить» пациента на себя – мы верим, что человек способен справляться сам и быть ответственным за свое здоровье, психическое в том числе.

Поэтому сначала проводятся регулярные встречи, а потом мы увеличиваем временной интервал между ними, можем перейти на поддерживающую терапию, например, раз в месяц или в три месяца.

Задача специалиста — обучить пациента определенным навыкам, потренировать их и отпустить жить свою уже изменившуюся в лучшую сторону жизнь.

Человеку с хроническим тревожным расстройством или любым соматическим заболеванием важно развивать навык самоменеджмента, чтобы самостоятельно понимать, когда что-то не в порядке.

В процессе терапии мы обязательно вырабатываем индивидуальный план профилактики рецидивов, поэтому, если случается откат, пациент знает, что с этим делать.  Если человек замечает, что его поведение выходит за рамки нормального, мысли или ритуалы становятся навязчивыми и  влияют на качество жизни, то стоит обратиться к специалисту. Это может быть врач-психиатр или психотерапевт.

Подготовила Анна Михайлова 

Статьи на Profilaktika Media — это экспертные материалы о доказательной медицине и онкологии. Каждый из них полезен и важен множеству людей и может пригодиться вам или вашим близким. Пожалуйста, поддержите нас и нашу работу  — оформите регулярное или разовое пожертвование.

Окр у детей: почему это бывает и как его лечить

— Чего родители ребенка с ОКР не должны делать ни в коем случае?

— Первое. Не относить проявления ОКР на свой счет. У некоторых людей навязчивости могут быть направлены на других людей, например, «мама, ты меня любишь?», «мама, ты меня никому не отдашь?», «мама, я плохой?»

Второе. Недопустимо провокативное или агрессивное поведение: «ещё раз так скажешь, я тебя отдам!», «ещё раз так скажешь, по-настоящему отравлю!», «ты меня достала!». Это будет приводить только к усилению проблем ребенка.

Физическая агрессия, несмотря на видимую мгновенную эффективность (некоторые родители ее практикуют, к сожалению), в будущем может привести к аутоагрессии. Например, родители ударили ребенка, который не может переступить через порог, и он сделал шаг.

Родители создали ребенку интенсивные эмоции, которые перебили его тревогу, но не убрали его страх. И человек приучается со своими тревогами и страхами справляться с помощью боли.

В худшем варианте это может привести к тому, что он сам будет себя повреждать для того, чтобы справиться с беспокойством.

Третье. Ни в коем случае нельзя отказываться от лечения.

ОКР иногда бывает тихим и малозаметным для других. Например, подросток чуть больше времени проводит в ванной, ребенок несколько раз повторяет одно и то же, у него есть странные привычки, и близкие воспринимают это как чудачества.

Из-за этого кажется, что ничего страшного, лечить не надо.

При этом внутри человека может происходить жуткая борьба за отсутствие дискомфорта, ему приходят в голову очень неприятные или мешающие навязчивости, которые внешне могут ясно не проявиться, но для ребенка или подростка это каждодневный ад.

Либо ребенок слишком пунктуальный, вовремя приходит, старается все сделать по правилам, учится на «отлично», – и в такой ситуации родители начинают сомневаться в необходимости лечения. В то время как стремление все делать идеально – один из симптомов обсессивно-компульсивного расстройства.

Иногда в основе отказа лечить ребенка лежит собственная внутренняя тревога родителей. Она может выражаться в убежденности, что «химия» (фармпрепараты) вредна, а полезно только то, что выросло на грядке или в лесу. Это не что иное, как собственная попытка контролировать процессы жизни и смерти, из-за которой родители отказывают в помощи детям (не дают им необходимые им лекарства).

Некоторые родители отказываются водить детей на психотерапию, потому что ходить на терапию – это признать, что в твоей семье проблемы. И из-за страха или предрассудков родителей дети не получают нужную им помощь.

Читайте также:  Муж переписывается с другими девушками в интернете – что делать? – ваш онлайн психолог!

Навязчивые движения у детей. Обсессивно-компульсивное расстройство

В современном мире с его ускоренным ритмом жизни становится больше и больше людей, страдающих различными невротическими расстройствами. Неврозы – это практически бич двадцать первого века, и, к сожалению, с каждым годом они «молодеют».

Всё чаще загруженность в школе и на дополнительных занятиях, хроническая усталость, стрессы и многие другие факторы способствуют развитию невротических расстройств у детей и подростков. Одно из таких заболеваний – невроз навязчивых движений.

Навязчивые движения или обсессивно-компульсивное расстройство у детей — что это?

Синдром навязчивых движений входит в целую группу неврозов, объединённых понятием обсессивно-компульсивное расстройство личности.

Обсессивно–компульсивное расстройство – это расстройство психики, характеризующееся одержимостью навязчивыми состояниями (мыслями, фобиями, воспоминаниями, сомнениями, действиями). Больной постоянно находится под гнётом тревожных мыслей и страхов (обсессий).

Например, ребёнок панически боится заразиться какой-нибудь страшной смертельной болезнью или ему кажется, что он своими мыслями может причинить кому-то вред, либо он не может спокойно выходить из дома, потому что считает, что тогда обязательно что-нибудь случится.

Тревога нарастает, довлеет, и тогда, чтобы как-то разрядиться, больной совершает какие-то действия (компульсии), которые, по его мнению, должны предотвратить то или иное событие: постоянно моет руки; плюёт через левое плечо и стучит по дереву при каждой «дурной мысли»; перед выходом из дома расставляет вещи на столе в определённом порядке.

Для навязчивостей характерны их цикличность и непроизвольность (они имеют чуждый больному характер, он не хочет, чтоб они появлялись, борется с ними).

Борьба (компульсия) может быть прямой (как в случае с мытьём рук), то есть направленной непосредственно против страха (боюсь заразиться – мою руки, убиваю микробов) и косвенной, не связанной со страхом по своему смыслу (перед выходом из дома досчитать до десяти и провернуться на одной ноге против часовой стрелки). Такие компульсии называются ритуалами.

Синдром навязчивых движений у детей также проявляется в непроизвольных, часто повторяющихся действиях. Это может быть:

  • гримасничание;
  • причмокивание, покашливание, щёлканье пальцами или суставами;
  • накручивание волос на палец;
  • подёргивание щекой;
  • обгрызание карандашей, ручек, ногтей;
  • сосание пальца;
  • выдёргивание волос;
  • расчёсывание кожи;
  • взмахи руками;
  • подёргивание плечами и прочее.

Трудно перечислить все возможные двигательные навязчивости, они достаточно вариативны и индивидуальны. Некоторые из них можно перепутать с  нервными тиками, но в отличие от тиков, которые вызваны автоматическим сокращением мышц и не поддаются контролю, навязчивые движения возможно (хоть это и не просто) подавить усилием воли.

Кроме того, как говорилось выше, существуют так называемые защитные ритуалы, которые со стороны выглядят как странные привычки. Например, ребёнок обходит все препятствия с определённой стороны, складывает тетради в рюкзак только левой рукой, перед тем, как лечь спать, определённое количество раз прыгает на одной ноге и т.д.

Характер таких «обрядов» может быть очень сложным.

Также детям, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, свойственно патологическое стремление к порядку, чистоте (бессмысленное перекладывание предметов с места на место, частое мытьё рук).

Навязчивые движения (действия) вызваны психоэмоциональным дискомфортом, они направлены на то, чтобы утихомирить тревогу.

Причины навязчивых движений

К синдрому навязчивых движений предрасположены застенчивые, боязливые, тревожно-мнительные, чрезмерно впечатлительные, неуверенные в себе дети. Причинами развития невроза могут стать следующие факторы:

  • стрессы;
  • хроническая усталость;
  • психологические травмы (конфликты родителей, неблагополучная семья, потеря близкого человека или домашнего питомца, переезд на новое место жительства, смена детского сада или школы и т.п.);
  • появление в семье ещё одного ребёнка;
  • диктаторское воспитание или же, наоборот, чрезмерная вседозволенность;
  • завышенные требования родителей и невозможность им соответствовать;
  • строгое религиозное воспитание;
  • наследственность;
  • некоторые заболевания (туберкулёз, мононуклеоз, вирусный гепатит, корь)
  • органические поражения головного мозга;
  • черепно-мозговая травма.

Диагностика синдрома навязчивых движений у детей основана на жалобах родителей и наблюдении за пациентом. Для постановки точного диагноза необходимо пройти неврологическое, психиатрическое обследование, а также психологическое тестирование.

Лечение синдрома навязчивых движений у ребёнка

Если не придавать значения «странным или дурным привычкам» и ничего не предпринимать, качество жизни ребёнка с синдромом навязчивых движений ухудшается. Он может физически навредить себе: расчесать руки в кровь, вырвать клок волос и т.п.

Кроме того, рано или поздно может наступить моральное истощение, ведь жить в постоянной тревоге и страхе очень тяжело и для взрослого человека, что уж говорить о неокрепшей детской психике. Такое положение вещей чревато нервными срывами, депрессиями, проблемами с социальной адаптацией, замкнутостью.

Часто ребёнок становится заложником собственных  ритуалов. Со временем они могут разрастаться, что делает жизнь попросту невыносимой.

Сложность лечения синдрома навязчивых движений у детей заключается в том, что в раннем возрасте они не способны адекватно оценивать своё состояние.

То есть взрослый человек с обсессивно-компульсивным расстройством в 80% случаев осознаёт иррациональность своего поведения, бессмысленность и бесполезность своих же ритуалов, понимает, что с ним что-то не так, и рано или поздно сам идёт к специалисту. Ребёнок же не может понять и проанализировать, что с ним происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто и непроизвольно совершает какие-либо движения (действия) или имеет странные привычки, необходимо внимательно пронаблюдать за ним, постараться самостоятельно выявить причины подобного поведения. Очень часто причиной синдрома навязчивых движений у детей являются конфликты родителей.

Ребёнок, страдающий неврозом, подсознательно пытается привлечь внимание окружающих к имеющейся у него проблеме. Самое главное — определить психотравмирующий фактор и устранить его.

Для начала нужно наладить психологический климат в семье, постараться минимизировать конфликтные ситуации и обеспечить ребёнку спокойные, комфортные условия жизни. Очень важно не ругать за навязчивые движения, помнить, что это не баловство, не блажь и не протест. Это расстройство психики, и ребёнку нужна помощь.

В тех случаях, когда у родителей не получается своими силами выяснить, чем вызваны навязчивые движения у ребёнка, им следует незамедлительно обратиться к медицинскому или детскому психологу.

Для устранения синдрома навязчивых движений у детей психологи в нашем Центре используют методы игровой, песочной терапии, сказкотерапии, арт-терапии.

Кроме того, обязательно проводится консультирование родителей по созданию психологически комфортной для ребенка обстановки в семье и по необходимости коррекция стиля воспитания (если эти факторы легли в основу детского невроза).

Такой подход помогает быстро снять повышенную тревожность, нейтрализовать последствия психотравмы (если она была), научить ребенка справляться со стрессом более конструктивным способом, повысить адаптационные ресурсы. При получении своевременной поддержки специалиста синдром навязчивых движений снимается в сжатые сроки и уходит без следа.

Запишитесь на консультацию детского психолога по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

10 шагов, которые помогут справиться с симптомами ОКР у детей — Лечение-окр.рф

Существует несколько способов облегчения симптомов ОКР и уменьшения интенсивности их проявления, разработанных специально для детей. Родители ребёнка, страдающего от ОКР, могут помочь своему ребёнку почувствовать себя комфортнее, разъяснив ему полезные стратегии, описанные в данном списке.

Родители ребёнка, страдающего от ОКР, могут включить в его расписание 30-40-минутные кардиотренировки – 3-5 раз в неделю. Физическая активность помогает контролировать физиологический стресс, который усугубляет симптомы ОКР.

Идеальным вариантом станет тренировка с варьирующейся интенсивностью нагрузки, включающая разнообразные упражнения. Родители могут обратиться за информацией в фитнес-клубы.

Также в данном случае подходит бег трусцой, лёгкая атлетика, плавание, тренировки на эллиптическом тренажёре и катание на велосипеде. Эти виды нагрузки также можно включить в интервальную тренировку.

Футбол, баскетбол, гимнастика и танцы также относятся к тем видам спорта, которые отвечают критериям варьирующейся интенсивности нагрузки и разнообразия компонентов тренировки.

2. Сон 

Ребёнок, страдающий от ОКР, должен спать достаточное количество времени, и, если у ребёнка нет возможности спать достаточно долго по ночам, в его дневном расписании должно быть предусмотрено время для дневного сна, а также перерывы на отдых в течение дня.

Последовав приведённым инструкциям и рекомендациям, родители ребёнка, страдающего от ОКР, могут дать своему ребёнку значительную помощь и поддержку.

Ребёнку, страдающему от ОКР, необходимо большее количество сна, чем другим детям того же возраста, потому что его обсессии и компульсии постоянно высасывают из него энергию, вызывая крайнее изнеможение. 7-летнему ребёнку, страдающему от ОКР, необходимо 10-12 часов ночного сна.

Родители детей, страдающих от ОКР, должны следить за соблюдением режима дня – в том числе на выходных.

При возникновении абсолютной необходимости в изменении режима сна количество часов сна не должно увеличиваться или уменьшаться более чем на 1 час, и в этом случае необходимо предусмотреть в графике дополнительное время для дневного сна и перерывы на отдых в течение дня.

Подобная необходимость может возникнуть во время семейного отпуска или поездки к бабушкам и дедушкам. Во время школьных каникул, а также майских и новогодних праздников ребёнок должен придерживаться обычного распорядка.

Дети, страдающие от ОКР, сталкиваются с наибольшими сложностями во время детских вечеринок с ночёвкой и при столкновении с необходимостью раннего пробуждения после долгих летних каникул.

Следование данным инструкциям поможет вам обрести контроль над временным усилением интенсивности симптомов ОКР.

3. Режим дня 

Дети, страдающие от ОКР, нуждаются в установленном режиме дня, который должен соблюдаться постоянно.

Родителям детей, страдающих от ОКР, необходимо также организовать и распланировать день ребёнка во время длительных праздников, семейных отпусков, летних каникул или в те моменты, когда в обычное расписание необходимо внести существенные изменения.

Для самых маленьких детей можно купить специальный календарь-расписание, на котором они могут изображать различные действия в виде картинок. В ходе прохождения лечения от ОКР родители должны обсуждать с терапевтом любые изменения режима дня – особенно если они должны сохраниться на две недели и более.

Если школьные занятия отменили в последний момент (например, из-за сильного снегопада, урагана, каких-то проблем с обеспечением школы и т.п.

), родители ребёнка, страдающего от ОКР, должны составить «повестку дня» — подробный распорядок всего дня ребёнка с указанием времени приёма пищи и перекусов, различных поручений и заданий, а также времени для прогулок, выполнения физических упражнений, игр и т.д.

Читайте также:  Мимолетная любовь – ваш онлайн психолог!

После составления расписания на день важно донести его до ребёнка. Помните о том, что ребёнок, страдающий от ОКР, «запутывается» в паутине своих компульсий по несколько раз в день – особенно если все идёт не так, как планировалось.

Ребёнку необходим чёткий список заданий, расположенных в хронологическом порядке, из которого он может вычёркивать пункты в течение дня. Такой план действий поможет ему планомерно продвигаться вперёд целый день – с утра до вечера.

4. Свобода от сахара 

Сладости расшатывают психику любого человека, особенно у детей и подростков, поэтому продукты с большим содержанием сахара необходимо исключить из рациона ребёнка, страдающего от ОКР, или уменьшить их потребление.

Родителям необходимо понять принцип работы цикла, изменяющего уровень сахара в крови. Итак, можно представить себе уровень сахара в крови в виде американских горок: взлёт происходит, когда Вы едите пирожные, выпечку и сладкое, — все эти продукты вызывают резкое повышение уровня сахара в крови.

Для того, чтобы справиться с этим состоянием, ваше тело выдаёт реакцию: производит инсулин для поглощения избытка сахара в крови, и на этой стадии Вы мчитесь вниз сломя голову.

На пике Вы чувствуете прилив энергии и готовы взлететь, а после головокружительного спуска Вы ощущаете снижение концентрации, раздражительность, нехватку жизненных сил, начинаете беспокоиться и готовы лить слезы по любому поводу.

Инсулин производится в нашем организме каждый раз, когда уровень сахара в крови становится слишком высоким, так как главной задачей инсулина является сбор и хранение избытков горючего, которые ваше тело не может использовать в данный момент.

Возможно, Вы уже догадались, в каком виде это горючее накапливается в нашем организме, – оно откладывается в виде жира. Инсулин не только сохраняет избыточное горючее в виде жира, он также стимулирует распад этого жира.

Разве это не замечательный способ набрать вес и расшатать психику?

Вы можете использовать правило «80/20». Все, что вам нужно делать, — это придерживаться диеты, при которой ваш ребёнок и Вы в течение 80 % времени употребляете богатые белком продукты при каждом приёме пищи.

Помните о том, что есть различные способы соблюдения данных рекомендаций при проведении вечеринки, посвящённой дню рождения ребёнка, или какого-то другого мероприятия, на котором поедание сладостей является основным занятием.

Вполне возможно следовать рекомендациям по правильному питанию и одновременно соблюдать все традиции подобных мероприятий. Многие из наших клиентов делали так: перед вечеринкой они употребляли пищу, богатую белком, и овощные блюда, а потом на вечеринке они наслаждались чуть меньшим количеством праздничной еды.

То есть родители ребёнка, страдающего от ОКР, должны тщательно планировать приёмы пищи и перекусы – как дома, так и перед походом на какие-то праздники.

5. Солнечный свет 

Прогулка на свежем воздухе при подходящей погоде, когда на небе светит яркое солнце, принесёт массу удовольствия ребёнку, страдающему от ОКР, и позволит ему расслабиться.

Конечно же, родителям необходимо позаботиться о защите кожи малыша с помощью подходящего солнцезащитного крема, рекомендованного педиатром.

Как правило, для проявления благотворного эффекта подобных прогулок ребёнку достаточно проводить на солнце от двадцати до сорока минут каждый день.

6. Душ 

Родители детей, страдающих от ОКР, могут обнаружить, что продолжительный тёплый душ помогает облегчить приступы ОКР у ребёнка.

Принятие 15-25-минутного тёплого или горячего душа за 15 минут или менее перед отходом ко сну – это действенный способ снижения ощущения тревожности, которое ребёнок испытывает в данный момент.

Этот способ помогает организму быстро погрузиться на третий и четвёртый уровни сна, которые несут ему отдых и восстановление сил. Лёгкое падение температуры тела/адаптация к окружающей среде, которую ребёнок переживает после выхода из душа, позволяет достичь желаемого эффекта.

В некоторых случаях, когда ребёнок страдал от серьёзного ОКР, родители наших маленьких клиентов использовали душ как способ купирования особенно интенсивных и настойчивых приступов ОКР, проявляющихся у ребёнка.

При этом ребёнок уже знал о том, что душ изменит состояние его сознания, заменив тревожность (до принятия душа) ощущением расслабления (после выхода из душа), – мы рассказывали ему об этом на терапевтическом сеансе.

То есть, когда родитель вмешивается и отправляет ребёнка в душ, ребёнок обычно идёт в ванную, продолжая реализовывать свои компульсии, и это совершенно нормально. Однако если ребёнок не хочет идти в душ прямо сейчас, родитель может оставить его в покое и через 10 минут снова проверить его состояние.

7. Уединение 

Ребёнку или подростку, страдающему от ОКР, было бы очень полезно на протяжении какого-то времени спокойно заниматься чтением, играми, просмотром телевизора, прослушиванием спокойной музыки или письмом в полной тишине, наедине с самим собой.

Звуки, наполняющие дом, шум, исходящий от родных братьев и сестёр, звуки дорожного движения, какие-то разговоры или другие отвлекающие факторы могут расстроить ребёнка или вызвать у него удрученность, и, как следствие, активизировать компульсивные модели поведение.

Детям, страдающим от ОКР, рекомендуется проводить от 30 до 60 минут в день в обстановке, лишённой внешних отвлекающих факторов.

Родителям детей, страдающих от ОКР, стоит включить в распорядок дня ребёнка подобные сеансы уединения, проводя их в одно и то же время каждый день.

8. Единообразие и похожесть окружающей среды

В сознании детей, страдающих от ОКР, присутствует картинка «идеальной спальни». Родители этого ребёнка могут и не считать эту картинку настолько идеальной, но ребёнок, страдающий от ОКР, воспринимает «идеал» именно как единообразие и похожесть.

Постоянство и единообразие окружающей среды снижает раздражительность и уровень стресса у ребёнка, страдающего от ОКР. Многие дети, страдающие от ОКР, не хотят, чтобы кто-то передвигал их игрушки, брал поносить их одежду, закрывал их шкафы или менял их простыни.

В некоторых случаях ребёнок даже не желает, чтобы кто-то заходил в его спальню.

Некоторые дети, страдающие от ОКР, всеми силами пытаются поддержать единообразие своего личного пространства, — причём иногда это желание проявляется настолько сильно, что ребёнок оставляет вокруг беспорядок в виде скомканной бумаги, обёрток от еды, грязной одежды или каких-то других вещей. Когда взрослые требуют «убрать весь этот мусор и навести порядок», такой ребёнок проявляет сильнейшее сопротивление. Многие дети даже не замечают этого «беспорядка», они считают такие условия нормальными.

Мы часто рекомендуем родителям подобных детей не делать акцента на том, как выглядит комната ребёнка–, они могут заглянуть в комнату, оценить степень ее безопасности для ребёнка и степень соблюдения гигиены, а потом просто закрыть дверь. Отказ убирать накопившийся мусор и стирать грязную одежду и постельное белье также может стать выходом из сложившейся ситуации.

9. Сенсорно-сензитивная адаптация окружающей среды 

Родители детей, страдающих от ОКР, часто обнаруживают, что сенсорно-сензитивные аспекты окружающей среды очень важны для больного ребёнка, и адаптация среды на этом уровне может помочь ребёнку, страдающему от ОКР, почувствовать себя комфортнее.

Ребёнок, страдающий от ОКР, постоянно и последовательно «сканирует» окружающую среду с целью выявления и нейтрализации определённых стимулов. К тому же такие дети проявляют особую чувствительность к звукам, запахам, зрительным образам, вкусам и ощущениям.

Ребёнок, страдающий от ОКР, может испытать внезапное раздражение под влиянием определённых звуков (например, нытье родного брата или сестры), определённых запахов (к примеру, аромата курицы с чесноком, готовящейся на кухне), или вкуса еды, которая ему нравится (например, вкуса вашей домашней пиццы). Выявив особенности реакции ребёнка на определённые сенсорные ощущения, Вы можете целенаправленно адаптировать этот аспект окружающей среды, и эта стратегия является очень полезной. Родителям детей, страдающих от ОКР, стоит уделить время на выявление тех сенсорных переживаний, которые вызывают раздражение у их больного ребёнка, а потом выработать стратегии, которые позволят уменьшить воздействие подобных стимулов на ребёнка или вовсе устранить их из окружающей среды. Подобная адаптация станет весьма плодотворным и эффективным способом минимизации интенсивности симптомов ОКР.

При наличии ОКР некоторые дети становятся особо чувствительными к ощущениям, которые вызывает у них определённая одежда – например, джинсы, «колючие» свитера, носки или даже некоторые пары обуви.

Для минимизации проблем, связанных с сенсорно-сензитивным восприятием, которые могут возникать у ребёнка ежедневно, рекомендуется отрезать от одежды фирменные ярлычки или покупать одежду без ярлычков, — с названием бренда, напечатанным на самой ткани. Также родители могут подобрать 3-4 «приемлемых» комплектов одежды, купить ребёнку несколько пар мягких носков и две пары комфортной для него обуви нейтральных цветов – одну «на выход» и одну для повседневной носки.

10. Прослушивание детских сеансов гипноза 

Многие детские проблемы проходят со временем естественным образом, но в том случае, если нужна помощь, мягким и эффективным решением будет детский гипноз. Слушая наши аудиозаписи детского гипноза, ваш ребёнок будет слышать захватывающую историю, похожую на сказку перед сном.

С древних времён сказки использовались людьми для того, чтобы передавать мудрость и помогать советом. Модель, заложенная в сказку, работает на уровне бессознательного и влияет на поведение в будущем.

Каждая из записей детского гипноза начинается небольшими вступительными словами рассказчика. Во вступлении не содержится никакого намёка на гипноз.

И в конце каждой записи нет никаких сигналов, поэтому ваш ребёнок может естественным образом заснуть и расслабиться от тревог.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *