Что такое сценарий и антисценарий? Как они влияют на жизнь каждого человека? – ваш онлайн психолог!

Что такое сценарий и антисценарий? Как они влияют на жизнь каждого человека? – ваш онлайн психолог!Возможно, вы когда-нибудь ловили себя на том, что оказываетесь не там, где нужно? Говорите не то, что собирались? Принимаете решения, ставите цели – и ровно ничего не делаете для их выполнения. Или даже обнаруживаете себя в неприятной ситуации, в которую никогда не хотели попасть, совершенно не понимая, как в ней очутились. Знакомьтесь, это сценарий.

Что такое сценарий?

Это – неосознаваемый план на жизнь, который человек создает в детстве. Он основан на примерах тех, кто находится рядом: родителей, родственников, других значимых взрослых.

Сценарий – не обязательно копия жизни родителей. Он может быть основан и на каких-то самостоятельных решениях ребенка. Но решения эти ребенок принимает, анализируя поведение родителей и характер отношений между ними и другими людьми.

Так как у детей еще не развито мышление, и они очень подвержены влиянию окружения, их решения могут быть совершенно нелогичными. У ребенка нет критичности, способности сомневаться, и он полагает, что вокруг него – единственно возможная реальность. И придумывает способы, как в ней существовать.

Когда ребенок вырастает, сценарий остается очень прочно закрепленным в мышлении. И даже если ситуация изменилась, человеку сложно поменять шаблон поведения. В детстве мы легко учимся, а чем старше становимся, тем сложнее воспринимаем новую информацию. Это нормальная особенность психики и мозга, но именно она помогает создать сценарий и мешает нам его преодолевать.

Что такое сценарий и антисценарий? Как они влияют на жизнь каждого человека? – ваш онлайн психолог!Примеры сценариев

Яркий пример жизненного сценария, сформированного в детстве – сценарий незаметности. Он появляется, если родители поощряли ребенка за тихое поведение, и в то же время наказывали или ругали за яркие проявления себя.

У него может сформироваться сценарное решение, что быть незаметным и не привлекать внимания – лучший, а то и единственный, способ получать принятие и любовь. А так как каждому человеку они необходимы, то так он и будет себя вести, став взрослым.

Если такое решение помогало ребенку получать одобрение родителей, то такое сценарное решение вступает в конфликт с необходимостью взаимодействовать в социуме: отстаивать границы, занимать место под солнцем.

Другой пример – девочка наблюдает в родительской семье плохие отношения родителей: отец кричит на мать, мать не любит отца. Ребенок делает выводы: отношения – это боль и ничего хорошего от них ждать не стоит. И здесь идет переход от частного к общему.

Папа – агрессивный, обижает маму, плохой. Папа – частный случай мужчины, мама – частный случай женщины. Вывод: мужчины агрессивны и плохо относятся к женщинам.

Вполне естественно, что девочка, когда вырастет, будет избегать опасности и боли – сторонясь мужчин и отношений.

Как мы рационализируем сценарные решения

Как правило, мы совершенно не осознаем, какой сценарий реализуем. И без посторонней помощи эти механизмы очень сложно увидеть.

Поэтому мы придумываем рациональные объяснения для нелогичных решений, принятых в детстве.

Девочка, выросшая в конфликтной семье, может говорить, что она остается одна, потому что вокруг нет настоящих мужчин, или она не может встретить подходящего.

Мужчина, привыкший быть незаметным, может работать на неинтересной и низкооплачиваемой работе, утверждая, что не может найти ничего лучшего. И так можно рационализировать любые страхи.

Что такое сценарий и антисценарий? Как они влияют на жизнь каждого человека? – ваш онлайн психолог!Как мы ищем партнеров для реализации сценариев

У нас в любом случае есть потребности, которые порой перевешивают даже самые сильные сценарии. И одна из них – потребность в любви, близости, в тактильном контакте и сексе. И если мы говорим о женщине, которая боится отношений, то она все-таки может в них вступить.

Но она создаст не просто отношения, а такие, которые подтвердят ее сценарий. Почему? Все просто. Как бы тяжело человеку ни жилось, всегда легче следовать известным формам отношений между людьми – они привычные, родные и кажутся безопасными.

А перемены пугают. Это определенный риск и затраты энергии. Кроме того, чтобы стремиться к переменам, нужно для начала в принципе осознавать их возможность. А люди, живущие в негативном сценарии, часто просто не верят, что бывает по-другому.

Так женщина находит партнера, который будет ее обижать, и отвергает тех, кто не сможет помочь реализовать сценарий. Разумеется, это происходит бессознательно, и под это подводятся некие внешне разумные доводы.

Но если посмотреть внимательно, становится понятно: неподходящих партнеров женщина просто разгоняет, придираясь к мелочам, а мужчину, который способен причинить ей боль, подпускает ближе.

Отношения между людьми, возникающие в этом случае, реконструируют то, что ей знакомо по родительской семье.

Что такое сценарий и антисценарий? Как они влияют на жизнь каждого человека? – ваш онлайн психолог!Антисценарное или протестное сценарное решение

Другой вариант реализации сценария – антисценарий, когда ребенок принимает решение: «У меня так не будет!». Это еще называется протестным сценарным решением.

Например, та же девочка, которая все детство наблюдала за ссорами родителей, решает, что не позволит обижать себя.

Она начинает мериться силами с мужчинами, проявления мужской силы воспринимает, как угрозу, вечно конфликтует с мужчинами, доказывая им свою независимость.

Можно ли выйти из сценария?

Сценарных механизмов очень много и они проявляются во всех сферах нашей жизни: в работе, в семье, с друзьями, в нашем отношении к самим себе и уровне самооценки. И если с ними не работать, они подчиняют себе всю нашу жизнь, делая ее запрограммированной и несчастливой.

Выйти из сценария можно, но, как правило, для этого нужна помощь извне. Как бы силен и умен ни был человек, почти невозможно увидеть сценарий, находясь внутри его самого. И поэтому даже самые лучшие психологи обращаются за помощью к своим коллегам – за тем самым взглядом со стороны.

Вадим Куркин

Жизненный сценарий: что это в психологии, его строение и типы. Теория жизненного сценария по Э. Берну. Как изменить жизненный сценарий

Психика человека похожа на компьютер, в который можно загрузить ту или иную программу. И первая такая запись делается в детском возрасте.

Родители воздействуют на настоящее и будущее ребенка, формируя подсознательные мотивы поведения.

Большая часть психотерапевтической работы отводится на корректировку неблагополучного сценария из детства, выход из него и построение новой жизни. Но обо всем по порядку.

Что такое жизненный сценарий

Жизненный сценарий – постепенно реализующийся план жизни, сформированный в детстве. Он отражает установки, ценности, правила, которые внушили родители. Притом чаще это внушение происходит делом, а не словом, хотя сами родители не всегда это понимают.

Жизненный сценарий требует корректировки в том случае, если препятствует развитию личности.

Обычно это описывают как «злой рок», «клеймо неудачника», «рождение под несчастливой звездой», «мне попадаются одни негодяи», «меня прокляли», «на мне венец безбрачия», «это родовое проклятие» и т. д.

На самом деле нет ни рока, ни судьбы, есть программа родителей, их образец, плотно засевший на бессознательном уровне.

Почему каждый ребенок усваивает сценарий родителей? Дана готовая цель жизни:

  • кому-то твердят о ценности образования;
  • кому-то о замужестве;
  • кому-то о самореализации;
  • кому-то показывают, что можно существовать без цели (асоциальные семьи);
  • для кого-то целью становится делать все для других людей, для получения их любви и внимания.

Жизненный сценарий отражает опыт родителей, их способ жизни, который ребенок усвоил в совершенстве. Родители учат тому, чему научились сами, по крайней мере, сами они так считают.

Потому из успешных семей чаще выходят успешные дети, а вот выходцам из асоциальных семей приходится нелегко.

Они в будущем становятся клиентами психотерапевта или пытаются самостоятельно разорвать шаблон жизни родителей, сломать стереотипы, начать жить по-новому, по-своему.

Типы сценариев

В психологии принято говорить о 4 сценариях жизни:

  1. Сценарий победителя: «Я – хороший, они – хорошие, жизнь – хороша».
  2. Сценарий неудачника: «Я – плохой, они – плохие, жизнь – плоха».
  3. Сценарий озлобленного пессимиста: «Я – хороший, но они плохие, жизнь – плоха».
  4. Сценарий с комплексом неполноценности: «Я – плохой, а они – хорошие».

Сами названия отлично описывают мироощущение людей, живущих по ним. Первый тип вряд ли попадет к психотерапевту, а вот три остальных входят в группу риска.

Основатель теории Эрик Берн выделил 3 сценария:

  1. Победитель. Всегда ставит цели, добивается их. Притом достигает конкретных результатов, не больше и не меньше намеченного. Победители борются, конкурируют, за что их нередко недолюбливают.
  2. Непобедитель. Человек, который тратит много сил на сохранение прежней позиции. Он много трудится, но не ради победы, а для сохранения своего положения. Из непобедителей получаются всеобщие любимцы, а сами они за любой результат благодарны судьбе.
  3. Неудачники. Доставляют массу неприятностей себе и другим, вовлекают окружающих в свои проблемы, тянут на дно.

Заподозрить, по какому сценарию живет человек, можно при внимательном слушании:

  • «Теперь я знаю, как сделать в следующий раз», – говорит победитель.
  • «Я бы, конечно, сделал это, но…» или «Если бы только…», – скажет неудачник.
  • «Я поступил так, но, по крайней мере, я…» или «Ничего, спасибо и за это», – говорит непобедитель.
Читайте также:  Мимолетная любовь – ваш онлайн психолог!

Жизненный сценарий отражается в жизненных позициях в работе, любви, дружбе, браке. Жизненная позиция – отношение человека к чему-либо.

Структура сценария

Что такое сценарий и антисценарий? Как они влияют на жизнь каждого человека? – ваш онлайн психолог!

В структуру сценария входят следующие элементы:

  1. Финал сценария. Да, он закладывается первым и звучит как проклятие или благословение. «Ты умрешь так же, как твой отец-алкоголик!», «Ненавижу тебя, лучше бы тебя не было!» – суровые проклятия, которые, увы, встречаются в реальной жизни и формируют неудачников. Конечно, это не происходит после одного выкрика, но систематическое повторение подобного превращается в установку. А вот фразы «Будь великим!», «Ты станешь самым известным футболистом» и тому подобные воспитывают победителей.
  2. Предписания: приказы и запреты. «Не будь эгоистичным», «Ты сегодня вел себя хорошо» – предписания победителя. «Никому не говори об этом» – предписание непобедителя. «Не приставай!», «Не умничай!», «Не ной!» – предписания неудачника. Для закрепления также нужны множественные повторения, но в совокупности с физическим наказанием бывает достаточно и одного раза.
  3. Провокация, опасность которой не всегда осознается родителями. Пример: «Он у нас неряха», «Он у нас такой дурачок».
  4. Нравоучения о том, как жить: «много работай», «будь хорошей девочкой», «не ходи гулять». Большую трудность вызывает противоречие родительских наставлений, в будущем человек так и живет – бросается из крайности в крайность.
  5. Образцы поведения. Родители передают практический опыт реализации нравоучений и предписаний.
  6. Импульс. Это желание поступать наперекор родителям. Возникает при излишке наставлений и предписаний.
  7. Антисценарий, или внутреннее освобождение. Человек дает себе разрешение быть другим, например, выйти замуж и построить счастливый брак, хотя все женщины в семье оставались одиночками.

База сценария закладывается к 6 годам. В дальнейшем при негативном жизненном сценарии человек, сам того не замечая, препятствует собственному успеху, срывает собственные планы. Он вредит сам себе, движимый неадекватным родительским воспитанием.

Строение сценария

Фундамент сценария – жизненная позиция. Она вытекает из ранних отношений матери и дитя, которые определяют доверие или недоверие малыша к миру. У ребенка уже на первом году жизни появляются убеждения относительно себя и других:

  • «Я хороший, со мной все в порядке» / «Я плохой, у меня не все в порядке».
  • «Ты хороший, с тобой все в порядке» / «Ты плохой, с тобой не все в порядке».

Первые убеждения окрашены знаком плюс, вторые – минус. Это ядро сценария. Жизненная позиция зависит от комбинации знаков:

  1. Я (+) и Ты (+). Это позиция успеха. Такой человек психологически здоров, способен достигать успеха, выходить победителем из любой ситуации.
  2. Я (+) и Ты (–). Позиция превосходства. Такой человек привык в шутку и всерьез обвинять других людей, издеваться, критиковать. Он постоянно ищет врагов, находит, притом чаще надуманных, а после с удовольствием избавляется от них. Такая позиция характерна для любителей давать советы, всех вразумлять, а также для тиранов и убийц. Встречаются как победители, так и неудачники.
  3. Я (–) и Ты (+). Позиция депрессивности, саморазрушения, самоуничижения. Такой человек позволяет помыкать собой, пользоваться его слабостями, унижать. Он мучает сам себя, обрекает на одиночество, болезнь, тюрьму. Это сценарий неудачника, ключевые фразы которого: «Если бы только…», «Я должен был бы…».
  4. Я (–) и Ты (–). Позиция безнадежности, обуславливающая сценарий неудачника. Такие люди озабочены идей смерти, часто сходят с ума, становятся клиентами клинического психолога.

Жизненная позиция у большинства людей устойчивая, но встречаются типы с нестабильной позицией. Они регулярно колеблются между всеми четырьмя типами. Это тревожные и нестабильные типы. Работа с ними, как и другие отношения, представляет собой особую трудность.

Дело в том, что мы видим друг в друге эти позиции и тянемся к таким же, как мы сами. Нестабильный человек тянется то к одному кругу лиц, то к другому, а в результате нигде не чувствует комфорта, да и окружение его не понимает.

Именно с жизненной позицией и нужно бороться, чтобы выйти из сценария. Разрушите фундамент – дом рухнет сам собой. Но изменить позицию, как отметил Берн, можно только двумя способами: работая с психотерапевтом или найдя источник большой и искренней любви. Психоаналитик был уверен, что сильные чувства способны разрушить даже детские установки относительно себя и мира.

Как определить свой сценарий

Что такое сценарий и антисценарий? Как они влияют на жизнь каждого человека? – ваш онлайн психолог!

Берн рекомендовал честно ответить на 4 вопроса и проанализировать результат:

  1. Каким лозунгом пользовались ваши родители? Ответ поможет запустить антисценарий.
  2. Как жили родители? Ответ – ключ к навязанным образцам поведения.
  3. Каким был главный родительский запрет? Поможет понять, на что вы его заменили или против чего протестуете.
  4. Что ваших родителей радует, а что огорчает? Ответ помогает увидеть альтернативу запрету.

Результаты могут быть весьма неожиданными. Например, в книге Берна говорится, что запрет «Не думай!» запускает программу пьянства. Алкоголь – уход от реальности, возможность не думать о проблемах.

Как изменить сценарий

Нужно увидеть несовершенство установленной программы – в этом и заключается трудность, ведь сценарий записан на диск бессознательного. Когда проблема найдена, нужно начинать работу по захвату самостоятельности: ставить осознанные жизненные цели, самостоятельно выбирать социальные роли, способы достижения целей.

Самостоятельно изменить сценарий непросто. Лучше обратиться к психотерапевту, но прямо сейчас можно сделать первый шаг к изменению судьбы:

  1. Подумайте, есть ли у вас конкретный план жизни, или вы слепо плывете по течению? Нужно, чтобы были четкие задачи на день, неделю, год, всю жизнь, важные и полезные для вас. Если вы ставите цель ради кого-то, значит, снова поддаетесь сценарию. Это должны быть исключительно ваши цели.
  2. Есть ли у вас сознательный план достижения этих целей.
  3. Ориентируетесь ли вы на сознательно выбранные образцы поведения.

Нужно подумать, что вы хотите изменить, как вы хотите жить, какие ресурсы для этого нужны, где их взять. Эрик Берн отмечал, что самая важная работа – дать себе разрешение жить по-своему, развиваться, любить, меняться. Запретов, сохранившихся от родителей, в голове и так достаточно.

Послесловие

Предрасположенность к жизненным проблемам, способы реагирования на них уходят корнями в семейное воспитание. Но не только генетика, поведение родителей, условия среды формируют жизнь человека. На нее влияет сама личность, внешние обстоятельства, неподвластные родительскому сценарию.

В конечном счете, каждый человек – сам хозяин своей судьбы. Только его индивидуальные особенности и личные устремления играют решающую роль. Родители могут записывать сценарий, но они не влияют на врожденные особенности психики, темперамент. А это играет немалую роль в коррекции судьбы.

Антисценарий по Эрику Берну и борьба человека за свою свободу

Человеческая свобода всегда высоко ценилась, в любое время, во всех культурах.

Возможность быть таким, какой ты есть на самом деле или исправить в себе то, что мешает для реализации себя целиком и полностью, избавиться от мыслей, что ты кому-то чем-то обязан и при любых обстоятельствах оставаться верным себе – не это ли есть настоящее счастье? Мы живем в социуме, а значит, приходится считаться с окружающими, порой мы сами не замечаем, что увязли в чужих играх, которые не приносят нам ни удовольствия, ни радости общения.

Пережитки прошлого

Если у человека есть действительно близкие отношения, здоровые и не причиняющие психологического вреда, этот экземпляр – счастливчик! Никакие игры ему не нужны, тешить свое эго он не собирается, он счастлив и свободен.

Но не всем так по-крупному везет, большинство из нас вынуждены продолжать игру, чтобы поддерживать социальные связи и душевное равновесие, к тому же, наша психика не выдерживает стрессов, возникающих при некоторых формах близости.

Но игры – это лишь компонент сценария, они приближают развязку, какой бы она ни была, параллельно давая выигрыши за участие, чтобы ожидание не казалось таким долгим. Проблема в том, что самому разобраться в уготованной участи бывает достаточно сложно.

Возможно, на примерах своего поведения, Вы поймете какого типа Ваш сценарий, и счастье, если он будет конструктивным. С деструктивным сценарием бороться гораздо сложней, здесь Вы столкнетесь с большими противоречиями и страшными силами, которые с удовольствием захотят сопровождать Вас всю жизнь.

И когда все закончится, а закончится все плохо, вплоть до тюремной камеры и смерти, будет поздно жить без страха и стремиться к близости.

Эрик Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» говорит о том, что «для человечества в целом нет надежды, но для отдельного человека она есть»[1, 158].

Каждый, кто желает измениться, должен осознать, что свободно и счастливо жить можно, именно подлинная близость должна быть идеалом действительности и путь в настоящее сегодня зависит только от нас.

Вырваться из оков замкнутого круга, в которые мы попадаем с рождения, которые перенимаем у своих родителей, а они, в свою очередь, у своих, сценарии, по которым нам жить всю жизнь, основанные на детских иллюзиях, все это реально исправить.

Читайте также:  Игромания, симптомы игромании – ваш онлайн психолог!

Антисценарий

Сценарий зарождается в детстве, человек уже в ранние годы решает для себя, что для него будет важно в будущем, какую жизнь он проживет, с кем свяжет свою судьбу и как умрет.

Когда индивид начинает вести себя не так, как обычно поступал в жизни, принимает намерения, не свойственные ему, транзактные аналитики называют подобное поведение антисценарием.

Интерпретировать его можно следующим образом:

  1. Человек перешел на антисценарий после сценария.
  2. Человек живет согласно своему антисценарию и нетипичное поведение – проявление сценарных указаний.
  3. Человек вышел из своего сценария, найдя противодействие.
  4. Человек переходит от одной сценарной директивы к другой, согласно программированию родителей.
  5. Человек выполняет родительское поручение действовать именно так, придерживаясь своего сценария.
  6. Человек лишился надежды претворить в жизнь сценарий и сдался.
  7. Человек вышел из сценария благодаря работе над самим собой или при помощи транзактного аналитика.

Грубо говоря, антисценарий – это сценарий наоборот. Даже если человек поступает категорически отрицая запрограммированное, он делает это исходя из основы, то есть оглядываясь и сверяясь с закрепленными родителями установками. Делая обратное назло — не обретешь свободу. Освобождение от догматических положений происходит только благодаря осознанному выходу из сценария.

Пошаговая инструкция для выхода из сценария

  • привести психику в стабильное состояние;
  • сформировать и укрепить жизненные позиции (иначе при выходе из сценария есть риск заработать психоз);
  • осознать настоящее, быть мыслями здесь и сейчас;
  • подружиться со спонтанностью – сделать свое поведение естественным, прислушайтесь к своему Ребенку, он научит Вас видеть и замечать то, на что Вы в последние годы не обращаете внимания;
  • действуйте рационально, учитывайте не только свои интересы, но и интересы окружающих (разумеется, в разумных пределах);
  • освободиться от родительского программирования, навязанного Вам в детстве;
  • самостоятельно или при помощи транзактного аналитика выявить предписанный Вам сценарий и избавиться от детских иллюзий;
  • при необходимости получить «разрешение» от значимого для Вас человека;
  • познать истинную близость;
  • наслаждаться жизнью.

Литература:

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / пер. с англ. А. Грузберга. – М.: Эксмо, 2012. – 576 с.
  2. Берн Э. Трансакционный анализ в психотерапии / пер. с англ. А. Грузберга. — М.: Эксмо, 2009. — 416 с.
  3. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социал.-психол.

    и психиатр. аспекты. – Мн.: Беларусь, 1988. – 207 с.

  4. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2005. – 976 с.
  5. Харрис Т. Э. Я – О’Кей, Ты – О’Кей: Пер. с англ. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2014. – 255 с.

Наталья Турцева Социальный психолог

Публикуется в авторской редакции

Купить книгу в Литрес
Купить книгу на ОЗОН
Купить книгу в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Сценарий и антисценарий

Сценарий и антисценарий

Юность — это возраст, когда большинство молодых людей мечутся от сценария к антисценарию и обратно. Юноша может стараться исполнять родительские предписания, но потом восставать против них и в результате обнаружить, что он следует сценарной программе. Осознав тщетность своих попыток освободиться, он снова старается жить, как предписано.

К окончанию колледжа или, например, к концу армейской службы он может принять определенное решение: либо строго следовать родительским предписаниям, либо избрать свой сценарный путь. Чаще всего люди следуют предписаниям. Но годам к сорока может наступить период метаний.

Если до сих пор человек подчинялся предписаниям, то теперь может попробовать «вырваться» — например, развестись, бросить работу, изменить профессию и т.п.

Юность — это время, когда человек впервые ощущает возможность самостоятельного выбора. К сожалению, эта самостоятельность очень часто оказывается частью иллюзии, так как на самом деле выбор может быть между директивами Родителя его отца и матери и провокациями их же Ребенка. Молодые алкоголики и наркоманы совсем необязательно являются «борцами» против родительского авторитета.

Они, конечно, бунтуют против Родительских приказов, но при этом часто следуют туда, куда их подталкивает «демон», злобный Ребенок тех же самых родителей. «Я не хочу, чтобы мой сын был пьяницей», — говорит мать, заказывая себе спиртное. Если он не пьет, то он хороший мальчик, ее сын. Если же пьет, то он плохой мальчик, но все равно ее сын.

«Не разрешай никому вести себя с тобой вольно», — говорит отец дочери, оглядывая при этом с ног до головы официантку. Что бы ни вышло в дальнейшем, она все равно папина дочка. Может быть, в колледже она прослывет безнравственной, а затем преобразится в верную жену или, наоборот, сохранит девственность до свадьбы, а после станет изменять мужу.

Но может быть, со временем юноша или девушка найдет в себе силы освободиться от сценария и обрести в жизни собственный путь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Сценарий 3.3. Эскалатор
Представьте себе, что вы стоите наверху длинного эскалатора. Посмотрите, как он медленно двигается вниз. Посмотрите на лампы, размещенные на потолке через интервалы, — их десять. Глубоко внизу вы видите дверь. Сейчас я попрошу вас встать на эскалатор

Сценарий 10.5. Магниты

Сценарий 10.5. Магниты
Давай посмотрим, насколько хорошо ты можешь представить кое-что. Вытяни руки перед собой (установить руки ребенка так, чтобы они находились в вытянутом положении, и расстояние между ладонями, обращенными друг к другу, составляло приблизительно один

Д. Родовой сценарий

Д. Родовой сценарий
Отто Ранк считает, что сами обстоятельства рождения, «родовая травма» отпечатываются в душе ребенка и часто в символической форме проявляются в последующей жизни, особенно в виде желания вернуться в благословенный мир чрева, как описано учеником

П. Антисценарий

П. Антисценарий
Встречаются люди, которые поступают вопреки своему сценарию, делают прямо противоположное тому, чего от них «следует ожидать». Самый распространенный пример — бунтующие подростки или женщина, которая говорит: «Меньше всего я хочу походить на свою мать».

Антисценарий

Антисценарий
Однако нередко встречаются люди, бунтующие против своего сценария, пытающиеся делать противоположное тому, что «следует». Обычный пример: бунтующий подросток или женщина, которая говорит: «Вот уж чего я не хочу, так это быть похожей на свою мать». Подобные

Сценарий и антисценарий
Юность — это возраст, когда большинство молодых людей мечутся от сценария к антисценарию и обратно. Юноша может стараться исполнять родительские предписания, но потом восставать против них и в результате обнаружить, что он следует сценарной

Как возникает сценарий

Как возникает сценарий
…Седовласый человек сидит за фортепиано. Его пальцы бегут по клавишам. Медленно разворачивается свиток с нотными знаками, нанесенными еще его предками. Музыка, то печальная, то бравурная, то беспорядочная, то стройная и мелодичная, захватывает

Как проверить сценарий?

Как проверить сценарий?
Если сценарий диагностирован, то должны обнаружиться некоторые его элементы, поддающиеся количественной трактовки. Например, сколько процентов женщин носят красные шапочки? У многих ли мальчиков-с-пальчиков в самом деле длинные белокурые волосы?

Сценарий ее жизни

Сценарий ее жизни
С ранних лет Света видела, как поступала в таких случаях мама. На вечеринке она и сделала то, что делала мама. Уроки, выученные в детстве, превращаются в автоматические реакции. Мужчина не может о себе позаботиться – это сигнал к тому, чтобы такие женщины,

Сценарий успеха

Сценарий успеха
Ваша задача – написать некий сценарий того, как правильно действовать – сценарий успеха.В этом сценарии вы объединяете удачные приемы в определенную методику, то есть пишете инструкцию, как действовать в этом направлении. Но это не набор общих фраз,

Сценарий

Сценарий
Общее время игры – 4–5 ч.

Сценарий

Сценарий Первый этап: настрой (организационная часть) – 15 мин
1. Знакомство: представление ведущих, представление участников, формулирование ожиданий.2. Постановка цели игры.3. Особенности и правила БПИ.4. Обсуждение: какие есть вопросы, переживания.5. Принятие правил

Сценарий игры

Сценарий игры Первый этап: настрой
Знакомство, группообразование – 1 ч1. Шеринг «Имя + что меня подвигло оказаться здесь, на этой игре».2. Рисунок на футболке – самопрезентация. Из листа бумаги формата А4 вырезается шаблон футболки. Каждому предлагается подумать, что бы

Сценарий

Сценарий Первый этап: настрой участников – 30 мин
1. Какие социальные проблемы актуальны для вас? Затрагивают вас? (участники пишут на ватмане).2. Каждый выбирает одну, наиболее актуальную, называет, ведущий ставит галочки рядом. Таким образом происходит ранжирование,

Сценарий

Сценарий Первый этап: настрой – 30–45 мин
1. Притча, работа с афоризмами, осмысление материала. Ведущий рассказывает, что психологическая игра называется «Перекресток». Вопрос к группе: «С чем это у вас ассоциируется? Какие образы возникают?» Группа выходит на тему выбора,

Сценарий

Сценарий Первый этап: настрой – 45–60 мин
Будучи объемным и довольно сложным, этот этап следует проводить с перерывом перед самой игрой. Перерыв может быть от получаса до суток, но не более.«Медитация-визуализация»Закройте глаза, сядьте поудобнее… (далее классические

Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру

Жизненные сценарии — это одно из интереснейших понятий в психологии.

Вам кажется, что вы сами принимаете решения, вы осознанный свободный человек. Так ли это на самом деле?

На самом деле, мы все находимся в рамках своих сценариев, где примерно 80% всё предопределено и только 20% — свобода воли. Наша свобода — это только свобода в рамках нашего сценария.

Сценарий жизни — это наш неосознанный план жизни. Это наши стратегии поведения, модели, когда и как нам себя вести, как реагировать на ту или иную ситуацию, какие решения принимать, какой выбор делать.

Все эти модели поведения заблаговременно прописаны в нашем бессознательном.

Мы сначала реагируем, потом думаем, почему так поступили? Хотите вы того или не хотите, но сценарий на глубинном уровне неумолимо ведёт вас по своему пути.

Если вы понимаете, что в вашей жизни что-то идёт не так, и уж тем более, если замечаете повторяющиеся события, вы, как тот пони, всё «бежит по кругу», вам хочется изменить это, выйти из замкнутого круга, то очень рекомендую обратить внимание на тему жизненных сценариев.

У сценария может быть несколько сюжетных линий, они могут касаться вашего здоровья, финансового благополучия, межличностных отношений: родители-дети, муж-жена, я и друзья, коллеги.

В сценарии могут быть заложены разные стратегии поведений: как выжить? Как справляться с трудностями? Избегания последствий поступков, ответственности, реагирования на те или иные события, участие в политике, социальная активность и т.д.

Сценарий — это то же, что и судьба. От себя и судьбы не убежишь. Куда бы человек не уехал, себя он всё равно возьмёт с собой. В какой бы чудесной стране ни оказался, его сценарий будет с ним.

Если у женщины сценарий быть женой алкоголика, то она даже в самой малопьющей стране найдёт себе мужа-алкоголика.

Если мужчина по сценарию «никогда» не достигает успеха, то и в жизни он его не достигнет.

Понятие жизненного сценария было предложено известным психологом Эриком Берном. Он определил жизненный сценарий как «неосознанный план жизни».

Позже, в книге «Что вы делаете после того, как сказали «привет», он дал более полное определение: «План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала».

Сценарий обусловлен не только внешними факторами вроде влияния родителей и окружающей среды, но и от характера и особенностей самого ребёнка, его выбора, его темперамента и т.д.

Иными словами, ребёнок решает (часто ему помогают решить), каким будет план его жизни. Из этого следует, что, даже воспитываясь в одних и тех же условиях, разные дети могут принять разные решения. В этом случае Берн приводил случай с двумя братьями, которым мать говорила, что оба они «кончат жизнь в психушке». Впоследствии один из них стал пациентом лечебницы, другой стал психиатром.

Сценарий начинает формироваться уже в раннем возрасте. Сначала формируется Я-концепция, ядро личности, базовые представления о себе, самоидентификация: кто я? Какой я? Я хороший или Я плохой?

Затем формируется понимание других: какие они? Они плохие или хорошие (имеются в виду значимые для малыша люди: мама, папа, родственники, няни и т.д.), те, кто заботится обо мне? От того, как они за ним ухаживают, т.е. удовлетворяя его базовые потребности, дают ему надёжную опору для последующего познания мира, это позволяют ребёнку чувствовать себя в безопасности.

В первые годы жизни ребёнок беспомощен и полностью зависит от мамы, которая ухаживает за ним, распознаёт его потребности, удовлетворяет их. Окружающий мир ребёнок воспринимает тоже через маму, её психологическое состояние, настрой мамы, её эмоции. Если мама ровная, спокойна, уверенная, то и ребёнок тоже спокоен, у него вырабатывается базовое доверие миру. Мир безопасен и комфортен.

На втором-третьем году жизни ребёнок выбирает одну из этих базовых установок и начинает строить в соответствии с этим свой жизненный сценарий. От этих установок зависит, будет ли это сценарий Победителя по жизни или это сценарий Побеждённого, будет ли это сценарий счастливого и эффективного человека или сценарий человека несчастного, зависящего от обстоятельств.

4 базовые жизненные позиции

Эрик Берн выделил четыре главных (базовые) установки по отношению к себе и другим, влияющие на наше мировоззрение и поведение:

  • Я хороший — Ты хороший. Эта установка взрослой, зрелой, гармоничной личности, уверенной в себе, способной уважать себя и других, дарить любовь себе и окружающим. Сценарий порождает счастье.
  • Я хороший — Ты плохой. Гордыня. Исключительность. Нарцисизм. Мне все должны. Это практически криминальная жизненная установка, попытка залечить нанесённые раны в детстве. Ребёнок приходит к выводу от том, что не он плохой, а все окружающие — плохие. Подрастая, он сам даёт сдачи и даже нападает первым. Он становится коварным, грубым и жестоким. Объектами насилия такого человека становятся обычно более младшие и слабые. Нередко насилие над животными. Сценарий порождает гордыню. Антисоциальное поведение.
  • Я плохой — Ты хороший. Это самая древняя установка, ведь без поддержки младенец просто не выживет, а из многих фактов собственного дискомфорта и зависимости длительное время от взрослых и более сильных складывается впечатление о себе, как о неблагополучном. Такой человек всю жизнь может ощущать себя во власти других людей, обстоятельств, испытывая постоянную потребность в одобрении. Сценарий порождает зависимое поведение. Зависть. Печаль.
  • Я плохой — Ты плохой. Установка фаталиста, циника. Он не знает счастья и не верит в него. Такая установка формируется, когда ребёнок не получает тепла и заботы, одобрения, а только наказания. Сценарий порождает безнадёжность, асоциальность.

В те же ранние годы ребёнок определяет и финал своего сценария.

Раньше считалось, что это формируется к 4-м годам, но, по данным последних исследований, ребёнок прогнозирует то, как он закончит свою жизнь, до года! Будет ли это долгая спокойная жизнь или это бурная жизнь с трагическим концом.

По Аристотелю, трагедия состоит из 3-х частей: завязка, кульминация и катастрофа. Главный герой трагедии — это человек хороший, но запутавшийся, совершающий ошибки. Он слепо идёт по жизни, выполняя предписания других людей, что приводит его к саморазрушению.

Затем под финал формируется и сам сценарий, т.е. то, как человек будет жить, чтобы прийти к такому финалу? Подбираются люди (статисты или так называемые сценарные партнёры), подбираются ситуация, сцены и мизансцены.

А сейчас небольшое упражнение, которое немного поможет приоткрыть тайну вашего сценария. Посмотрите на свою жизнь со стороны: младенчество, детство, юность, взрослые годы от 20 до 30, от 30 до 40 и т.д. Охарактеризуйте одним, двумя словами каждый период.

Если бы вы могли написать о жизни этого человека, т.е. себя, то как бы вы назвали это произведение? Что бы это было: роман, трагедия, драма, эпопея, экшен, мыльная опера, детектив, приключения и т.д.

? Какой финал у этого произведения? Какой главный герой, его цели и мотивы?

Из чего складывается жизненный сценарий?

У каждого из нас есть свой уникальный жизненный сценарий, он состоит из множества вариантов и сочетаний родительских предписаний, запретов, моделей поведения, жизненных позиций, правил, установок и ценностей, выбора и принятых решений.

Почему сценарии работают?

  1. Сила аффирмаций. Сила родительского программирования. Если повторять человеку (особенно ребёнку) что-то много раз, то он в это поверит, это станет частью его самого, его самооценки.
  2. Сила личного примера. Есть вещи более тонкие и менее осознаваемые. Например, модели поведения. Представьте, что вы целый год смотрите один и тот же спектакль, уже через месяц вы будете знать все роли наизусть. И если один из актёров на сцене забудет текст или заболеет, вы с лёгкостью его замените и с лёгкостью сыграете его роль.
  3. Антисценарий. Иногда человек принимает решение делать всё наоборот, не так, как родители. Часто это может приносить пользу, но тут важно помнить, что гораздо лучше жить не вопреки чему-то или кому-то и не по принципу «как-нибудь, лишь бы не так как у родителей», а соответственно ситуации.

Можно ли изменить свой жизненный сценарий?

Сценарий, как мы выяснили, начинается с принятия решения в очень раннем возрасте, на основе данных, доступных в то время. Вы стали уже взрослым человеком, нужны вам ваши детские стратегии и решения? Не устарели ли они? Они сейчас приносят вам больше пользу или вред?

Сценарий — это стратегия выживания, адаптации в определённых условиях. Это семейная обстановка, стиль воспитания, атмосфера в семье, родительские установки и предписания. Это влияние окружения, школы, друзей, культурной среды, в которой рос человек. Можно слепо следовать своему сценарию, а можно принять новое решение и выйти из замкнутого круга.

  • Первый шаг — это осознать свой сценарий, свои сюжетные линии.
  • Второй шаг — это понять свои драйвера, запускающие сценарий, тип сценарного процесса, свои ограничения, условия, при которых он разворачивается и работает.
  • Третий шаг — это «переписать» его заново или внести коррективы.

Сценарный анализ — один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам — нужно ему что-то менять или нет.

Можно продолжать играть всё ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссёрские функции — перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом.

При этом важно понимать, что для изменения своего сценария придётся потрудиться, и именно от вашей готовности изменить свою жизнь зависит результат.

Кому-то на это понадобиться много времени, кому-то меньше, но если есть желание и мотивация, то совершенно точно любой сценарий можно изменить. Тем более на сегодняшний день у психологов в распоряжении имеется много разных инструментов, позволяющих достаточно за короткое время получить отличные результаты.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *