Специалистам ПМПК 2017-11-15T08:03:37+00:00

Условные обозначения:

Норма (интеллект – норма) – интеллектуальное развитие в рамках возрастной нормы (в т.ч. низкая граница нормы).

ЗПР — задержка психического развития.

ЛУО – лёгкая умственная отсталость (умственная отсталость лёгкой степени).

УУО – умеренная умственная отсталость.

ТУО – тяжёлая умственная отсталость.

ГУО – глубокая умственная отсталость.

ТМНР – тяжёлые множественные нарушения развития (сложная структура дефекта).

АООП (НОО) – адаптированная основная общеобразовательная программа (начального общего образования).

СИПР – специальная индивидуальная программа развития.

АОП – адаптированная образовательная программа (инклюзивное образование).

КИ – кохлеарная имплантация.

Алгоритм составления заключения ПМПК

(Согласно Приказам Минобрнауки РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, от 30.08.2013 № 1014 и 1015,  

от 0.09.2013 № 1082, от 19.12.2014 № 1598 и № 1599, Письму Минобрнауки России от 23.05.2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»)

 

1. Определение образовательной программы:

определяется по ведущему типу нарушения (первичному дефекту)

Глухие обучающиеся

Показания: грубое нарушение слуха, при котором порог слышимости в диапазоне частот от 500 до 4000 герц составляет более 80 дБ.

Диагнозы:

— сенсоневральная (нейросенсорная) тугоухость 4 степени, пограничная с глухотой;

— глухота.

Дошкольники – воспитание и обучение по адаптированной программе дошкольного образования для детей с нарушениями слуха.

Варианты АООП НОО (в зависимости от уровня интеллектуального развития):

Норма (1.1.) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся.

ЗПР (1.2) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся, имеющих задержку психического развития.

ЛУО (1.3) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения.

УУО, ТУО, ГУО, ТНМР (1.4) – обучение по специальной индивидуальной программе развития, составленной с учётом адаптированной основной общеобразовательной программы для глухих обучающихся.

Слабослышащие обучающиеся

Показания: снижение слуха, при котором порог слышимости в диапазоне частот от 500 до 4000 герц составляет от 50 до 80 дБ, которая препятствует получению образования по общеобразовательной программе, при соблюдении охранительного слухового режима,  а также для позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь).

Диагнозы:

— сенсоневральная (нейросенсорная) тугоухость 2 – 4 степени (2 ст. – в случае  осложнения речевыми и иными нарушениями, вторичными дефектами);

— состояние после кохлеарной имплантации (КИ);

— глухота, наступившая после достижения 3-х лет (позднооглохшие дети).

Дошкольники – воспитание и обучение по адаптированной программе дошкольного образования для детей с нарушениями слуха.

Варианты АООП НОО (в зависимости от уровня интеллектуального развития):

Норма (2.1) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для слабослышащих обучающихся.

ЗПР (2.2) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для слабослышащих обучающихся, имеющих задержку психического развития.

ЛУО (2.3) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для слабослышащих обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения.

УУО, ТУО, ГУО, ТНМР (Пр. 1599, вариант 2) – обучение по специальной индивидуальной программе развития, составленной с учётом адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Слепые обучающиеся

Показания: острота зрения 0 – 0.04 на лучшем глазу с переносимой коррекцией, а также 0.05 – 0.08 при осложнении тяжёлыми заболеваниями (зрительного нерва, сетчатки) с прогрессирующим падением зрения, ведущими к слепоте.

Диагнозы:

— отслойка сетчатки;

— ретинопатия недоношенных;

— атрофия зрительных нервов.

Дошкольники – воспитание и обучение по адаптированной программе дошкольного образования для детей с нарушениями зрения.

Варианты АООП НОО (в зависимости от уровня интеллектуального развития):

Норма (3.1) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для слепых обучающихся.

ЗПР (3.2) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для слепых обучающихся, имеющих задержку психического развития.

ЛУО (3.3) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для слепых обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения.

УУО, ТУО, ГУО, ТНМР (3.4) – обучение по специальной индивидуальной программе развития, составленной с учётом адаптированной основной общеобразовательной программы для слепых обучающихся.

Слабовидящие обучающиеся

Показания:

1. Острота зрения 0.05 – 0.4 на лучшем глазу с переносимой коррекцией при условии зрения вблизи не менее 0.2 (шрифт № 9) с расстояния не ближе 15 см.

2. Острота зрения выше 0.4 при условиях:

— прогрессирующие или часто рецидивирующие заболевания;

— концентрическое сужение поля зрения до 35 (трубчатое зрение) или центральная скотома.

Диагнозы:

— миопия высокой степени;

— нистагм;

— косоглазие;

— амблиопия;

— афакия.

Дошкольники – воспитание и обучение по адаптированной программе дошкольного образования для детей с нарушениями зрения.

Варианты АООП НОО (в зависимости от уровня интеллектуального развития):

Норма (4.1) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для слабовидящих обучающихся.

ЗПР (4.2) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для слабовидящих обучающихся, имеющих задержку психического развития.

ЛУО (4.3) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для слабовидящих обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения.

УУО, ТУО, ГУО, ТНМР (Пр. 1599, вариант 2) – обучение по специальной индивидуальной программе развития, составленной с учётом адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Показания: тяжёлые нарушения речи, фонетико-фонематическое и фонетическое недоразвитие речи с нарушением всех компонентов языка, нарушения чтения и письма.

Противопоказания:

— нарушения слуха;

— элективный мутизм;

— умственная отсталость.

Диагнозы:

— дизартрия;

— алалия;

-афазия;

— ринолалия;

— заикание;

— дислексия;

— дисграфия;

— общее недоразвитие речи (ОНР).

Дошкольники – воспитание и обучение по адаптированной программе дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Школьники (5.1 / 5.2) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Показания: двигательные нарушения различной этиологии и степени для восстановления, формирования и развития двигательных функций.

— детский церебральный паралич;

— последствия полиомиелита в восстановительном и резидуальном периодах;

— различные врождённые и приобретённые деформации, вялые параличи верхних и нижних конечностей с последствиями инфекционных полиартритов, артрогрииппозом, миопатией;

— парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей;

-сколиоз (2-4 ст.);

— кифоз;

— кривошея.

Дошкольники – воспитание и обучение по адаптированной программе дошкольного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Варианты АООП НОО (в зависимости от уровня интеллектуального развития):

Норма (6.1) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

ЗПР (6.2) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих задержку психического развития.

ЛУО (6.3) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих интеллектуальные нарушения.

УУО, ТУО, ГУО, ТНМР (6.4) – обучение по специальной индивидуальной программе развития, составленной с учётом адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)

Показания: нарушение нормального темпа психического развития у детей до 9 лет, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Диагнозы:

— специфические расстройства развития учебных навыков;

— лёгкое/умеренное когнитивное расстройство.

Дошкольники – воспитание и обучение по адаптированной программе дошкольного образования для детей с задержкой психического развития.

Школьники (7.1 / 7.2) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития.

Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Показания: трудности в усвоении общеобразовательной программы у детей с первичным дефектом – расстройством аутистического спектра.

Диагнозы:

детский аутизм;

— атипичный аутизм; 

— синдром Ретта;

— синдром Аспергера.

Дошкольники – воспитание и обучение по адаптированной программе дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра.

Варианты АООП НОО (в зависимости от уровня интеллектуального развития):

Норма (8.1) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

ЗПР (8.2) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, имеющих задержку психического развития.

ЛУО (8.3) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, имеющих интеллектуальные нарушения.

УУО, ТУО, ГУО, ТНМР (8.4) – обучение по специальной индивидуальной программе развития, составленной с учётом адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями (УО)

Диагнозы:

— умственная отсталость.

Дошкольники с ЛУО – воспитание и обучение по адаптированной программе дошкольного образования для детей с интеллектуальными нарушениями.

Дошкольники с УУО, ТУО, ГУО – обучение по специальной индивидуальной программе развития, составленной с учётом адаптированной программы дошкольного образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Варианты АООП (в зависимости от уровня интеллектуального развития):

Школьники с ЛУО (Пр. 1599, вариант 1) – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Школьники с УУО, ТУО, ГУО, ТНМР (Пр. 1599, вариант 2) – обучение по специальной индивидуальной программе развития, составленной с учётом адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (имеющих тяжёлые и множественные нарушения развития).

Если ребёнок будет воспитываться и обучаться в условиях ДДИ МСР МО, то вышестоящая фраза дополняется следующей записью – обучение по … программев условиях учреждений Министерства социального развития Московской области (по желанию родителей/законных представителей).

Для детей с выраженными формами умственной отсталости, имеющих тяжёлые нарушения сенсорики и крупной моторики (паралич, слепоглухота), СИПР должна быть направлена на развитие навыков альтернативной коммуникации и формирование элементарных навыков самообслуживания.

 

Таким образом, возможны следующие варианты рекомендаций ПМПК относительно образовательной программы:

— для дошкольников с ОВЗ: воспитание и обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для (указать категорию детей с ОВЗ);

— для дшкольников с ОВЗ, начавших обучение до 1 сентября 2016 года: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для (указать категорию обучающихся с ОВЗ согласно Приказам Минобрнауки №1598 и №1599);

— для школьников с ОВЗ, начинающих обучение с 1 сентября 2016 года и в более поздний период, образовательная программа кодируется:

ОВЗ – обучение по программе ФГОС НОО ОВЗ, вариант 1.х-8.х;

Дети с интеллектуальными нарушениями – Пр. 1599, вариант 1-2.

 

 

2. Форма обучения:

очная;

очно-заочная, с (постепенным) включением в урочную и внеурочную деятельность (для детей-инвалидов, имеющих рекомендацию врачебной комиссии: «индивидуальное обучение на дому», либо гибкий график посещения, учитывающий психофизиологические возможности и индивидуальные особенности ребёнка, предусматривающий его социализацию посредством привлечения к учебной деятельности и внеклассным мероприятиям).

заочная.

Для обучающихся в образовательных организациях, которым рекомендована очная форма обучения, но имеющих медицинские противопоказания к интернатной форме пребывания, например, при наличии судорожных припадков, психотических расстройств и др., дополняется фразой «без интернатного пребывания».

 

 

3. Дополнительное сопровождение:

При необходимости, ребёнку с ОВЗ может быть рекомендовано специализированное сопровождение педагогов: психолога / логопеда / дефектолога, с указанием направления работы специалиста.

Для детей, нуждающихся в комплексном психолого-педагогическом сопровождении, в заключении ПМПК прописываются направления индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения (ИП ППС):

— коррекция звукопроизношения (при дислалии);

— коррекция общего недоразвития речи (ОНР-4);

— коррекционная работа над всеми сторонами речи (при тяжёлых нарушениях речи, ОНР 1-3);

— коррекция эмоционально-волевой сферы (детям с нарушениями поведения, при эмоционально-волевых, аффективных расстройствах);

— развитие коммуникативных навыков;

— развитие когнитивных способностей (при лёгких когнитивных нарушениях у детей до 9 лет) или коррекцию когнитивной сферы (при выраженных когнитивных нарушениях) и др.

Возможный вариант рекомендации: «составление индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения, направленной на (указать направление работы специалистов комплексного психолого-педагогического сопровождения»).

Для обучающихся и воспитанников, имеющих пограничный интеллектуальный статус: уровень интеллектуального развития на нижней границе нормы (IQ 80-71), умственная отсталость лёгкой степени, ближе к умеренной (F70-71) и т.п., а также детей, имеющих тенденцию к снижению интеллекта, – дополнительно прописывается динамический контроль ПМПк образовательной организации.

При необходимости Комиссия может назначить повторную ПМПК, для уточнения динамики на основе анализа промежуточных результатов освоения рекомендованной программы.

Для детей-инвалидов дополнительно может указываться необходимость осуществления профессиональной ориентации в образовательной организации.

 

 

Рекомендации к написанию направлений на ЦПМПК МО:

С целью определения образовательного маршрута для ребёнка/обучающегося с (указать категорию ОВЗ):

— нарушением слуха;

— нарушением зрения;

— тяжёлыми нарушениями речи;

— нарушениями опорно-двигательного аппарата.